Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Работа содержит 1 файл

АКУЛОВ РЕФЕРАТ.docx

— 68.84 Кб (Скачать)

В России большинство  населения, понимая необходимость  неких общих правил, готовы соблюдать  законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов  власти. Однако, российская практика последних  лет свидетельствует о грубейших  нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся  в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих  все органы государственной власти и органы местного самоуправления. 

Формированию правовой государственности в России будет  способствовать как решение социально-экономических  проблем: сокращение разрыва между  богатыми и бедными слоями населения, минимизирование безработицы, выполнение социальных программ, национальных проектов, устранение социальной почвы роста  преступности и нарушений законности, а также реализация комплекса  мер государственно-правового порядка: решение проблем федерализма  и национальных отношений, снижение уровня бюрократизации, повышение профессионализма, демократизация отношений с гражданами. 

В правовом государстве  власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, главной  функцией которой является выполнение законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. В  сегодняшней же России системы законов  как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика. Судебная система еще не стала гарантом справедливости, о чем свидетельствует оценка ее деятельности, данная Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г.: «если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную – говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно».[6] 

В правовом обществе личность и государство рассматриваются  как равные партнеры, в современной  же России взаимная ответственность  пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает  цепную реакцию. Российские граждане точно  так же начинают относиться и к  выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и  т. д.  

Для того чтобы вернуть  доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать  существенное сокращение громоздкого  государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности  за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности  в деятельности государственных  органов власти, учет опыта становления  правового государства в других странах и т. п. 

Достижение целей  правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными  факторами демократического участия  выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к  достойной жизни; доступность средств  массовой  информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и  власти. 

Достаточно убедительно  высказался в данном контексте известный  экономист Евгений Ясин: «либо  мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам  государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир  процветающих наций».[7] 

Основные понятия: взаимная ответственность государства  и личности, гражданин, конституционализм, права человека, правовое государство, правовая основа российской государственности, правосознание, принципы правового  государства, разделение властей, система  «сдержек и противовесов», федерализм, Федеративный договор, этапы становления  современного российского государства. 

Вопросы для самоконтроля:  

1.         В чем заключалась противоречивость  правовой основы российской государственности  в начале 1990-х гг.? 

2.         В чем заключалась сущность  противостояния между исполнительной  властью и Верховным Советом  в 1992-1993 гг.? 

3.         Назовите основные этапы становления  современного российского государства. 

4.         Почему этап 1992-1993 гг. называют антиэтатистским? 

5.         Какие кардинальные перемены  в государственном строительстве   произошли на этапе 1998-1999 гг. и  с чьим именем они связаны? 

6.          Охарактеризуйте современный этап  в становления российского государства,  начавшийся в 2000 г. 

7.         Какие главные элементы составляют  основу правового государства? 

8.         В чем заключается принципиальная  разница между принципами «разрешено  все, что не запрещено законом»  и «запрещено все, что не  разрешено законом»? 

9.         Для чего необходимы правовые  ограничения государству? 

10.     Дайте  определение правовому государству. 

11.     Перечислите  основные принципы правового  государства. 

12.     В  каком документе констатируется, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью»? 

13.     Каким  образом в российской политической  практике осуществляется связывание  с помощью права политической  власти? 

14.     Какие  сдержки и противовесы существуют  в отношении законодательной,  исполнительной и судебной власти  в Российской Федерации? 

15.     В  чем заключается взаимная ответственность  государства и личности и как  она реализуется в России? 

16.     Почему  в российской Конституции записано, что Россия является правовым  государством? 

17.     В  чем заключается особенность  этатистского правосознания? 

18.     Какие  шаги необходимо предпринять  для формирования правового государства  в России?

Литература: 

Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское  общество. Размышления о революции  в Европе. М., 1998. 

Комментарий к Конституции  Российской Федерации. М., 1996.  

Конституция Российской Федерации. М., 2003. 

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000. 

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под  ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001. 

Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru 

Российское народовластие: развитие, современные тенденции  и противоречия. М., 2005.  

Саква Р. Путин: выбор  России / Пер. с англ. М., 2005. 

Селезнев Г.Н. Правовое государство – история и современность //  Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998. 

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. 

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

   

[1] Смолин О.Н. Политический  процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.208-223. 

[2] Согрин В.В. Политическая  история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С.251-254. 

[3] Малько А.В. Политическая  и правовая жизнь России: актуальные  проблемы. М., 2000. С.63-64. 

[4] Дарендорф Р.  После 1989: Мораль, революция и  гражданское общество. Размышления  о революции в Европе. М., 1998. С.67. 

[5] Саква Р. Путин:  выбор России / Пер. с англ. М., 2005. С.201. 

[6] Послание Президента  России Федеральному Собранию  Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml 

[7] Российское народовластие:  развитие, современные тенденции  и противоречия. М., 2005. С.7.

Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)