Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат
После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.
АКУЛОВ РЕФЕРАТ
Анализ развития
государственности в новой
Переход к рыночным
отношениям
После августовских
событий 1991 г., которые привели
к развалу СССР правительство
России начало форсированный
переход к рынку. Для
Конкурентный рынок
мог утвердиться только на базе частной
собственности, поэтому необходимо
было приватизировать (передать в частную
собственность) значительную часть
предприятий, ограничить роль государства
как хозяйствующего субъекта.
Важнейшей задачей
реформ называлась финансовая стабилизация,
ликвидация бюджетного дефицита.
Первым шагом реформ
стала либерализация цен с
января 1992 года на большинство товаров
и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев
в 10–12 раз. Все сбережения населения
моментально обесценились. Большинство
населения тем самым
Либерализация цен
вызвала резкий рост тарифов на перевозку,
цен на энергию, сырье и т. д. Началось
сокращение спроса на многие товары и
виды продукции. В сельском хозяйстве
повышение цен на горючее, технику,
стройматериалы вызвало рост цен
на зерно и овощи, а подорожание
кормов вело к сокращению поголовья
скота, к падению производства мяса
и молока. Отечественные сельхозпродукты
стали дороже импортных, что вело
к свертыванию всего
Правительство видело
выход в проведении «монетаристской»
политики, согласно которой вмешательство
государства в экономику должно
быть минимальным. Экономику надо лечить
«шокотерапией» – нерентабельные предприятия
обанкротятся, а те, которые выживут,
перестроятся на выпуск дешевой и
качественной продукции. Однако под
угрозой банкротства к лету 1992
года оказались целые отрасли.
Не оправдались
расчеты на значительную финансовую
поддержку Запада. Вместо обещанных
24 млр.долларов Россия получила всего
12,5 млрд. в форме кредитов на закупку
продовольствия у тех же западных
стран. В этих условиях Центральный
банк России вынужден был предоставить
предприятиям значительные кредиты. Это
решение фактически похоронило план
«шокотерапии». Начался рост инфляции.
В декабре 1992 года VII
съезд народных депутатов России
потребовал отставки правительства
Е. Гайдара. Новым главой правительства
был утвержден В.С. Черномырдин.
Следующим этапом реформ
стала приватизация государственных
предприятий. Концепция приватизации
была разработана Госкомимуществом
России во главе с А. Чубайсом. Согласно
ей было проведено акционирование государственных
предприятий, 51% акций распределялись
между работниками предприятий,
а остальные поступали в
Этап ваучерной
приватизации завершился в 1994 г. Удалось
создать слой крупных частных
собственников.
Второй этап приватизации
начался в 1995 году. Цель его была
в «создание эффективного собственника».
От ваучерной приватизации перешли
к денежной. К этому времени
расслоение общества резко усилилось.
К началу 1994 года доходы 10% наиболее
обеспеченных в 11 раз превышали доходы
такой же доли наименее обеспеченных.
На этом этапе продажа акций
К началу 1996 года темпы
спада производства снизились, но лишь
за счет экспортно-ориентированных
отраслей сырьевой и перерабатывающей
промышленности. Новые собственники
приватизированных предприятий
резко сократили объемы вложений
в долгосрочные программы развития
производства. Часто основные фонды
предприятий – здания, оборудование,
станки – продавались или сдавались в
аренду коммерческим структурам. Зарплата
рабочим не выплачивалась месяцами, что
вынуждало их продавать свои акции за
бесценок. Шло вторичное перераспределение
собственности в пользу крупных держателей
акций, ваучерных фондов, крупных фирм.
Инвестиций в развитие производства практически
не было.
Одновременно с
приватизацией промышленности шла
малая приватизация, то есть продажа
предприятий розничной
Реформы затронули
и аграрный сектор экономики. В 1991 г.
началась аграрная реформа и в
ее рамках – земельная реформа, под
которой понималось устранение монополии
государственной собственности, преобразование
колхозов и совхозов в фермерские
хозяйства и другие организационно-правовые
формы.
В стране начинают создаваться
фермерские хозяйства. К 2000 г. их общее
число составило 270 тыс., из которых
только 70 тыс. работали прибыльно. Так
доля фермерских хозяйств в общем
объеме производства сельхозпродукции
к 2000 году была незначительной и составляла
4%.
Несмотря с 1998 г. увеличилось
производство на птицефабриках, начался
рост поставок отечественных сыров,
кисломолочных продуктов, колбасы.
К 2000 году в центре внимания законодательной
и исполнительной власти стал вопрос
о разрешении возможности купли-продажи
любых земель, включая и обрабатываемые
сельхозугодия.
Приватизация не
привела к росту производства.
Однако удалось снизить темпы
падения производства. За 1991–1999 гг.
валовой внутренний продукт упал
на 50%, промышленное производство на 51,5%,
сельскохозяйственное производство на
40%. Государственный долг страны –
внешний и внутренний – достиг
150 млрд. долларов, и расходы по его
обслуживанию достигли в 1999 году 30% государственного
бюджета. В то же время в стране
за это время были созданы все
виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов,
кредитов и т.д. Государство больше
не контролирует и не устанавливает
цены на товары, не ограничивает размер
заработной платы. С ростом цен ушли
в прошлое хронические дефициты
на потребительские товары, исчезли
очереди в магазинах.
Экономическая реформа,
предполагавшая быстрое преодоление
кризиса и его последствий, в
итоге зашла в тупик и была
подменена стратегией выживания. Отражением
ее стала частая сменяемость глав
правительств, федеральных министров.
За период с 1992-2000 гг. сменилось 6 премьеров:
Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин,
С. Кириенко, Е. Примаков, В. Путин, средняя
продолжительность работы министра
составила два месяца.
Формирование новой
государственности. Ликвидация Советской
власти
Августовские
события 1991 г., ликвидация СССР
выдвинули задачу формирование
основ новой государственности.
Проведенные изменения
пришли в противоречие с положениями
Конституции РСФСР 1977 года. Она не
предусматривала должности
С началом реформ
и их высокой ценой, в стране формируется
политическая оппозиция политике президента.
Центром оппозиции становится Верховный
Совет Российской Федерации. Противоречие
Советов и президента зашло в
тупик. Изменить же Конституцию мог
только Съезд народных депутатов
или всенародный референдум.
В марте 1993
года Б. Ельцин в обращении
к гражданам России объявил
о введении в стране
21 сентября 1993 года
Б.Н. Ельцин объявил о начале
«поэтапной конституционной
Верховный Совет
данный указ президента признал не
соответствующим Конституции и,
в свою очередь, принял решение о
смещении президента, как нарушившего
Конституцию. Президентом был избран
А.В. Руцкой. Антиконституционными признал
действия Б.Н. Ельцина и Конституционный
Суд. Политический кризис привел к вооруженному
столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников
Верховного Совета и Президента. Он завершился
расстрелом Парламента и его роспуском.
Одержав военную
победу президент издал Указ о
проведении выборов в новый
12 декабря 1993 года
состоялись выборы в
Вслед за выборами в
Федеральное собрание были проведены
выборы в местные законодательные
собрания и Думы, созданных вместо
распущенных советов.
Согласно Конституции
Россия являлась Федеративной демократической
Республикой с президентской
формой правления. Президент являлся
гарантом Конституции, главой государства,
Верховным главнокомандующим. Он назначал
правительство страны, которое имело
ответственность только перед Президентом,
Президент обладал правом отлагательного
вето, издавать Указы, имеющие силу
Закона. Президент имел право роспуска
Думы, в случае троекратного отклонения
ею кандидатуры премьер-министра, предложенной
Президентом.
Права Государственной
Думы были значительно меньше по сравнению
с полномочиями распущенного Верховного
Совета и ограничены функцией принятия
законов. Депутаты потеряли право контроля
над деятельностью
В январе 1994 года новое
Федеральное Собрание начало свою работу.
Понимая, что в условиях конфронтации
невозможна нормальная деятельность,
депутаты и президентские структуры
вынуждены были пойти на компромисс.
В феврале 1994 года Дума объявила амнистию
участникам августовских (1991) и октябрьских
(1993) событий. Амнистировались все, кто
совершил противоправные действия, как
с одной, так и с другой стороны. В апреле–июне
1994 года принят меморандум о гражданском
мире и общественном согласии, подписанный
всеми думскими фракциями, большинством
политических партий и движений России.
Подписание этих документов способствовало
прекращению гражданского противостояния
в обществе.
Президенту так
и не удалось получить поддержки
радикального экономического курса, что
и обусловило некоторую его корректировку.
Из правительства были удалены сторонники
радикальных преобразований Е. Гайдар
и Б. Федоров.
Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)