Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат
После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.
В результате сокращения
финансирования численность занятых
в сфере науки за 1991–1996 гг. сократилась
с 4,2% до 2,5%.Продолжалась «утечка мозгов»
в коммерческие структуры и за
рубеж. По некоторым оценкам за годы
реформ из России выехало свыше 125 тысяч
научных работников. Многие научные
учреждения были ликвидированы или
свернули научную работу.
В области искусства
переход к рыночной экономике
привел к неоднозначным результатам.
С одной стороны российская культура
оказалась свободна для творчества,
открыта для мировой культуры.
Она интенсивно осваивала все
художественные стили и формы, все
эстетические течения, существующие в
мировой культуре. Русские деятели
культуры и искусства активно
включились в мировую творческую
жизнь, выступали на крупнейших международных
форумах. Широкую известность получил
ансамбль «Виртуозы Москвы», кинофильмы
Н. Михалкова «Очи черные» и «Утоленные
солнцем» (получивший в 1995 г. премию «Оскар»),
С. Бодрова «Кавказский пленник»
и др.
С другой стороны, русская
культура еще со времен Петра I имела
поддержку государства. С переходом
к рыночным отношениям роль регулятора
творческого процесса переходит
к потребителю художественных ценностей
– зрителю, читателю, слушателю. Это
ведет к коммерциализации искусства,
к ориентации его, на массового потребителя.
Сокращение государственного финансирования
в крайне бедственное положение
поставило музеи, театры, библиотеки,
в том числе составляющие общенациональную
гордость Эрмитаж, Русский музей, Российскую
национальную библиотеку и др. Резко
упали тиражи литературных журналов.
Шло резкое снижение художественного
уровня произведений литературы и искусства
– книжный рынок стал заполняться
детективами, порнографией, слащавыми
«дамскими романами». Телевидение
делало ставку на многочисленные американские
сериалы и разнообразные
В то же время государством
тратились большие средства для
проведения массовых юбилейных торжеств
(50-летие Победы, 800-летие Российского
флота, 850-летие Москвы), имеющих идеологическое
значение. Был восстановлен храм Христа
Спасителя, уничтоженный в 30-е годы,
в Москве создан целый комплекс монументальных
скульптур, сооруженных З. Церетели
(обелиск Победы, композиция «Трагедия
народов» на Поклонной горе, памятник
Петру I и др.).
Распавшийся Советский
Союз оставил весьма сложное наследство
России в виде экономического кризиса,
всеобщего социального
Первоначальные шаги
должны были быть сделаны в сфере
экономики. Авторами и одновременно
исполнителями экономических
Наряду с экономическими
преобразованиями важнейшей задачей
России являлось формирование системы
государственной власти. Несовершенство
ее механизма, доставшееся в наследство
от СССР, привело к тому, что выработка
основ политической системы России
происходила в упорнейшей политической
борьбе, развернувшейся между исполнительной
и законодательной ветвями
Главным направлением
этой деятельности явилась борьба за
проведение выборов в законодательные
органы и одновременно референдума
по принятию новой Конституции РФ.
Согласно предложенной президентской
стороной Конституции Российская Федерация
должна была стать президентской
республикой с двухпалатным парламентом
(Федеральным собранием, состоящим
из Совета Федерации и Государственной
думы). Большинство на референдуме
высказалось за принятие новой модели
высшей государственной власти в
России, однако на выборах проявилось
и общее недовольство осуществлением
реформ, что выразилось в относительном
успехе Либерально-демократической
партии В.В. Жириновского с ее демагогическими
обещаниями быстрых и силовых
решений. Оценка выборов как поражения
демократов способствовала пересмотру
курса исполнительной власти, в частности,
ее отходу от либеральных идей в
сторону активного
Сложным вопросом организации
власти в течение 1991 - 1995 гг. оставался
и вопрос о формировании новой
системы взаимоотношений между
российским центром и субъектами
федерации. Такие национальные республики,
как Татария, Чечня, Башкирия и другие,
настаивали на их особом статусе в
рамках Российской Федерации. В целом,
после длительного процесса противостояния
удалось найти относительно приемлемые
формы разграничения полномочий
и заключить договора с большинством
республик, однако многие проблемы остались
нерешенными. Наиболее остро они
проявились в чеченском кризисе,
обернувшемся настоящей войной в
декабре 1994 - июне 1995 гг. Впрочем, даже прекращение
полномасштабных военных
Таким образом, в
течение 1992 - 1995 гг. процесс формирования
новой российской государственности
приобрел большую динамику в его
высшем звене, тогда как формирование
взаимоотношений по линии "центр
- регионы" заметно отстало.
Отсутствие ясности
во внутреннем положении сказывалось
и на внешней политике России. Неопределенность
положения после развала СССР,
инерция противоборства с союзным
центром и нечеткость внутренних
целей затруднили определение национальных
государственных интересов
Таким образом, российская
государственность в начале 90-х
гг. начала приобретать все более
определенные формы, однако предстоит
еще весьма длительный процесс завершения
становления нового государства. С
другой стороны, по-видимому, происшедшие
с момента начала перестройки
преобразования столь глубоки, что
приобрели необратимый
11.1. Правовые основы
новой российской
Распад СССР поставил
перед Российской Федерацией, как
и перед другими республиками
бывшего Союза, проблему обеспечения
самостоятельного государственного существования,
задачи становления новой российской
государственности.
В связи с этим
перед руководством страны, общественно-политическими
партиями и движениями, заинтересованными
в демократической и сильной
России, остро встала задача поиска
цивилизованной системы ее государственного
устройства в условиях современных
преобразований. Необходимо было совершить
переход к социально
Политическое развитие
России в первые годы после распада
СССР было связано с конституционным
оформлением российской государственности.
Прежде всего, стали создаваться
президентские структуры – Совет Безопасности
и Президентский Совет, в регионах вводился
институт представителей президента,
которые осуществляли властные полномочия
в обход местных советов.
Правовая основа
российской государственности в
конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно
противоречивой. Она базировалась на
законах, унаследованных от СССР, и
законах РСФСР как составной
части Союза. Такая противоречивость
конституционной базы России была объективно
обусловлена ее эволюционным переходом
к новым принципам построения
государства, общества и взаимоотношений
между ними.
В одном государственном
организме сосуществовали и противостояли
друг другу два несовместимых
начала. Новое - президентская власть,
федерализм, принцип разделения и
взаимного ограничения властей,
ответственности перед
Законодательное оформление
новой российской государственности
вначале шло постепенно, путем
принятия отдельных поправок к действующей
Конституции РСФСР 1978 года, законов,
деклараций, указов Президента РФ. Важным
достижением в этом отношении
была принятая в 1990 г. Декларация о защите
прав и свобод граждан - основополагающий
документ для дальнейшей работы над
законодательством, обеспечивающим права
человека.
В связи с реформированием
социально-экономических
Однако принимаемые
законодательные акты не обеспечивали
четкого и комплексного регулирования,
не всегда предусматривали механизмы
их реализации, гарантии и ответственность
властных структур перед обществом.
Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)