Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат
После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.
Правовые ограничения
необходимы для того, чтобы недостатки
властной личности не превратились в
пороки государственной власти. Вот
почему можно сказать, что правом
ограничиваются не собственно управляющие
воздействия со стороны государственных
структур на личность, а лишь необоснованные
и противоправные ущемления интересов
граждан. По сути дела право, ограничивая
власть, бережет ее от саморазрушения,
поэтому в условиях демократии утверждается
верховенство права.
Следовательно, «правовое
государство - это организация политической
власти, создающая условия для
наиболее полного обеспечения прав
и свобод человека и гражданина,
а также для наиболее последовательного
связывания с помощью права
11.4. Реализация принципов
правового государства в
Из определения
правового государства можно
выделить два главных принципа
правового государства: наиболее полное
обеспечение прав и свобод человека
и гражданина (содержательная сторона);
а также наиболее последовательное
связывание с помощью права политической
власти, формирование для государственных
структур правового ограничения (формально-юридическая
сторона).
Первый принцип
нашел конституционное
Демократия, так же
как и правовое государство, не представляется
возможной без свободы
Второй принцип
реализуется с помощью
1. В рамках правового
государства особое место
В правовом государстве
закон, принятый верховным органом
власти при строгом соблюдении всех
конституционных процедур, не может
быть отменен, изменен или приостановлен
актами исполнительной власти. Закон
принимается либо народом, либо депутатами,
которые являются представителями
народа и выражают соответственно общественные
интересы в отличие от инструкций
и приказов, принимающихся министерствами
и ведомствами в своих узко
отраслевых или корпоративных интересах.
Поэтому при расхождении
2. Ограничение государственной
власти через реализацию прав
и свобод человека и
Так как государство
само себя никогда не ограничит, то
ограничение его власти возможно
только посредством другой власти,
с которой государство не может
не считаться. В качестве такой власти
выступают права человека и гражданина,
которые являются своеобразным проявлением
власти личности, волей гражданского
общества. Только осознание необходимости
инициативного поведения
3. Правовое государство
опирается на принцип
Система «сдержек и
противовесов», установленная в
российской Конституции, законах, представляет
собой совокупность правовых ограничений
в отношении конкретной государственной
власти: законодательной, исполнительной,
судебной.
Так, применительно
к законодательной власти используется
довольно жесткая юридическая процедура
законодательного процесса, которая
регламентирует основные его стадии,
порядок осуществления: законодательную
инициативу, обсуждение законопроекта,
принятие закона, его опубликование.
В системе противовесов важную роль
призван играть президент, который
имеет право применить
В отношении исполнительной
власти используются ограничения ведомственного
нормотворчества и
Демократический характер
судебной власти реализуется через
общественный контроль, характерной
особенностью которого является гласное
судопроизводство. Объективно-критический
взгляд общественности – это эффективная
форма демократического контроля. Суд
обязан исходить не из принципа целесообразности,
а из неукоснительного приоритета закона.
Для демократического суда характерны
следующие правила, общепринятые в
практике судопроизводства: презумпция
невиновности, необратимость закона,
сомнения – в пользу обвиняемого,
добровольное признание вины нуждается
в доказательствах, один свидетель
– не свидетель, нельзя быть судьей
в собственном доме. Важной предпосылкой
торжества законности является право
граждан на судебную защиту. Каждый
гражданин имеет право
4. Способствовать
ограничению государственной
5. Взаимная ответственность
государства и личности - еще один
способ ограничения
Это своеобразный способ
ограничения политической власти, который
выражает нравственно-юридические
начала в отношениях между государством
как носителем политической власти
и гражданином как участником
ее осуществления. Устанавливая в законодательной
форме свободу общества и личности,
само государство не свободно от ограничений
в собственных решениях и действиях.
Посредством закона оно должно брать
на себя обязательства, обеспечивающие
справедливость и равенство в
своих отношениях с гражданином,
общественными организациями, другими
государствами. «Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства»,
— закреплено в ст. 2 Конституции
Российской Федерации. Формами контроля
со стороны общественности за выполнением
обязательств государственных структур
могут стать референдумы, отчеты
депутатов перед избирателями и
т. д.
На тех же правовых
началах строится и ответственность
личности перед государством. Личность
соглашается на определенные ограничения
и обязуется подчиняться общим
установлениям государства. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения
между государством и личностью
должны осуществляться на основе взаимной
ответственности.
Можно выделить и
другие принципы, которые в той
или иной мере вытекают из вышеприведенных
и создают для них
Суть правового
государства заключается в
11.5. Практика становления
правового государства в
В ч. 1 ст. 1 Конституции
Российской Федерации закреплено, что
«Российская Федерация - Россия есть
демократическое правовое федеративное
государство с республиканской
формой правления». Несмотря на то, что
в данной статье прямо указывается, что
правовое государство уже есть в России
- это пока лишь цель, к которой необходимо
стремиться.
Подлинное правовое
демократическое государство
Процесс становления
правовой государственности занимает
длительное историческое время. Он совершается
вместе с формированием гражданского
общества и требует целенаправленных
усилий. Правовое государство не вводится
единовременным актом и не может
стать результатом чистого
Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)