Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.

Работа содержит 1 файл

АКУЛОВ РЕФЕРАТ.docx

— 68.84 Кб (Скачать)

Правовые ограничения  необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в  пороки государственной власти. Вот  почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие  воздействия со стороны государственных  структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. По сути дела право, ограничивая власть, бережет ее от саморазрушения, поэтому в условиях демократии утверждается верховенство права. 

Следовательно, «правовое  государство - это организация политической власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  связывания с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотреблений».[3]

11.4. Реализация принципов  правового государства в современной  России 

Из определения  правового государства можно  выделить два главных принципа  правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержательная сторона); а также наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных  структур правового ограничения (формально-юридическая  сторона). 

Первый принцип  нашел конституционное закрепление  в ст.2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его  права и свободы являются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать  каждому гражданину возможность  всестороннего развития личности. При  этом права человека и гражданина являются первичными, естественными, в  то время как возможность отправления  функций государственной власти является вторичной, производной. 

Демократия, так же как и правовое государство, не представляется возможной без свободы человека, реализации которой служат политические институты при условии, если они  не просто законны, но и легитимны. Свобода  процветает только в том случае, если обществу удается создать институты, обеспечивающие ее стабильность и продолжительное  существование. По мнению Ральфа Дарендорфа, «институты – это рамки, в которых  мы осуществляем свой выбор, например, экономическое процветание. Институты  гарантируют нам соблюдение наших  прав, следовательно – социальную справедливость. Если мы хотим, чтобы  как можно большее число людей  имело лучшие шансы в жизни, мы должны добиваться этого через институты, не переставая оттачивать и совершенствовать эти структуры».[4]  

Второй принцип  реализуется с помощью следующих  способов и средств. 

1. В рамках правового  государства особое место принадлежит  конституционализму, который является  стабилизирующим фактором, обеспечивает  предсказуемость осуществляемой  политики. Исходным началом конституционности  является признание приоритетности  принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства. 

В правовом государстве  закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может  быть отменен, изменен или приостановлен  актами исполнительной власти. Закон  принимается либо народом, либо депутатами, которые являются представителями  народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных  распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой. 

2. Ограничение государственной  власти через реализацию прав  и свобод человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого  принципа. Права человека положены  в основу системы «сдержек  и противовесов», правового ограничения  для государства, не допуская  тем самым излишнего регулирующего  вторжения последнего в частную  жизнь.  

Так как государство  само себя никогда не ограничит, то ограничение его  власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может  не считаться. В качестве такой власти выступают права человека и гражданина, которые являются своеобразным проявлением  власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости  инициативного поведения граждан  сможет стать гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.  

3. Правовое государство  опирается на принцип разделения  властей, который в современной  интерпретации имеет три акцента:  социальный, политический и юридический.  С точки зрения социальной, разделение  властей обусловливается разделением  общественно необходимого труда  по осуществлению властных функций,  его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения  властей заключается в демонополизации  власти, рассредоточении ее по  различным участкам и рациональной  организации. Юридический аспект  разделения властей реализуется  через конституционное закрепление  важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение  ветвей власти. 

Система «сдержек и  противовесов», установленная в  российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений  в отношении конкретной государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной. 

Так, применительно  к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура  законодательного процесса, которая  регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную  инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который  имеет право применить отлагательное  вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости  досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в  качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все  антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и  институтами. 

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного  законодательства. Сюда же можно отнести  установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум  недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных  структур, заниматься коммерческой деятельностью. Важным средством контроля правительства  является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением. 

Демократический характер судебной власти реализуется через  общественный контроль, характерной  особенностью которого является гласное  судопроизводство. Объективно-критический  взгляд общественности – это эффективная  форма демократического контроля. Суд  обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в  практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения – в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается  в доказательствах, один свидетель  – не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право  граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих  прав, чести и достоинства. Неправомерные  действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке. 

4. Способствовать  ограничению государственной власти  может также федерализм. Федерация  дополняет горизонтальное разделение  власти вертикальным и тем  самым становится средством ограничения  государственной власти, системой  сдержек и противовесов. При реально  действующих федеративных отношениях  различные государственные структуры  и ветви власти будут контроли­ровать  друг друга, уменьшать вероятность  злоупотреблений и произвола  в отношении личности. Вместе  с тем в условиях сепаратизма,  ложно понятой идеи суверенизации,  в рамках неустойчивых федеративных  отношений федерализм может легко  превратиться в «двойную опасность»  для свободы личности, когда и  со стороны центра, и со стороны  субъектов федерации происходит  покушение на права человека  и гражданина. 

5. Взаимная ответственность  государства и личности - еще один  способ ограничения политической  власти. В условиях правового  государства личность и властвующий  субъект должны выступать в  качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. 

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который  выражает нравственно-юридические  начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной  форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений  в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать  на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в  своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими  государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции  Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением  обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и  т. д. 

На тех же правовых началах строится и ответственность  личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения  и обязуется подчиняться общим  установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать  тяжести совершенного правонарушения. 

Таким образом, отношения  между государством и личностью  должны осуществляться на основе взаимной ответственности. 

Можно выделить и  другие принципы, которые в той  или иной мере вытекают из вышеприведенных  и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания  и правовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права  и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства  являются такими ограничениями, которые  укрепляют позицию законной и  легитимной власти. 

Суть правового  государства заключается в разрушении монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения  свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной  личности. Подлинное правовое государство  создает условия для того, чтобы  граждане воспринимали себя активными  участниками политического процесса, усиливали позитивные и снижали  негативные свойства государственности.

11.5. Практика становления  правового государства в современной  России 

В ч. 1 ст. 1 Конституции  Российской Федерации закреплено, что  «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской  формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. 

Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами  жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это  одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать  в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской  России взаимоотношения между обществом  и государством были неоднозначными. Вот как охарактеризовал их английский политолог, специалист по России Ричард Саква: «Между гражданским обществом  и государством возникла относительно автономная властная структура, режим  особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользовался возможностями  государства, но был свободен от ответственности  перед народом».[5] Взаимопониманию  до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества. 

Процесс становления  правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается  вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может  стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически  пережит обществом, если оно для  этого созрело. 

Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)