Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:48, реферат
После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.
Если в экономическом
отношении в странах «ближнего
зарубежья» шел процесс экономической
дезинтеграции, то военное сотрудничество
продолжало сохраняться. Российские пограничники
охраняли границы Содружества на
Кавказе и в Средней Азии, где
существовала реальная угроза вторжения
из соседнего Афганистана. Российские
миротворческие группировки сохраняются
в «горячих точках» – в Приднестровье,
в Абхазии, в Южной Осетии. Правительство
Грузии и Армении обратились к
российскому руководству с
Постепенно в странах
СНГ усиливаются тенденции к
установлению более тесных отношений
с Россией. Весной 1996 года в рамках
СНГ было подписано соглашение о
более тесной интеграции четырех
его участников – России. Беларуси,
Казахстана и Киргизии, весной 1998 года
к ним присоединился
После крушения СССР,
внешняя политика России ориентировалась
в основном на Запад, сближение с
США. Россия проводила политику уступок,
шла навстречу стратегическим интересам
западных стран. Руководители России не
хотели мириться с потерей статуса
великой державы и питали иллюзии
о возможности равноправных отношений
с США. Президент Б.Н. Ельцин официально
заявил, что ядерные ракеты России
не нацелены больше на объекты на территории
США. В подписанный во время визита
в США Б.Н. Ельцина в июне 1992
года декларации было заявлено, что
«Россия и Соединенные Штаты
Америки не рассматривают друг друга
в качестве потенциальных противников».
В январе 1993 года между Россией
и США был заключен новый договор
об ограничении стратегических наступательных
вооружении (ОСНВ-2), согласно которому
к 2003 году должно быть достигнуто сокращение
ядерного потенциала обеих стран
на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным
договором ОСНВ-1. Россия согласились
в одностороннем порядке снять
с боевого дежурства ракеты СС-18,
составлявшие основу советского стратегического
потенциала. Этот шаг означал по
существу отказ от военно-стратегического
паритета.
Российская дипломатия
в своих решениях послушно следовала
в фарватере внешней политики
США. Россия поддержала экономические
санкции против Ирака, присоединилась
к международным экономическим
санкциям против Югославии. Во многом
такая уступчивость российской дипломатии
объяснялась и надеждами на широкомасштабную
помощь Запада.
Однако надеждам
России не удалось сбыться. США не
стремились рассматривать нашу страну
как равноправного партнера. США
остались единственной сверхдержавой
и стремились максимально использовать
свое положение. В 1994 году ряд бывших
социалистических стран, а так же
страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония),
заявили о своем намерении
вступить в НАТО. Россия уже не имела
реальных рычагов влияния на развитие
событий. Ей было заявлено, что Североатлантический
пакт не направлен против каких-либо
стран, а является гарантией общей
безопасности в Европе. В качестве
компромисса была предложена программа
«Партнерство во имя мира», которая
устанавливала формы военного сотрудничества
стран бывшего Варшавского
В январе 1996 года вместо
Б. Козырева министром иностранных
дел России стал Е. Примаков. Под
давлением России Совет Безопасности
ООН отменил экономические
Более успешно развивались
экономические связи России с
западными странами. На первых этапах
существования независимой
В июне 1994 года на о.
Карфу (Греция) было подписано соглашение
России с Европейским сообществом,
согласно которому Россия признавалась
страной с переходной экономикой.
Соглашение открывало возможности
для равноправного
Наряду с укреплением
отношений с Западом, российская
дипломатия вела диалог и со странами
Востока. Основные надежды возлагались
на улучшение отношений с Японией.
Нормализацию отношений с Россией,
подписание мирного договора японское
правительство тесно увязало
с вопросом о возвращении Японии
Южно-Курильских островов, которые
отошли к СССР в результате второй
мировой войны. Еще М.С. Горбачев
признал существование
К 2000 г. завершилась
демаркация границ с Китаем. Все
пограничные споры были сняты, Китай
превратился в одного из крупнейших
торговых партнеров России. Важнейшим
направлением внешней политики России
стал Средне-Азиатский регион
Вывод советских
войск из Афганистана не привел к
прекращению там боевых действий.
Конфликт перерос в межнациональные
столкновения. Столкновения различных
национальных группировок перекинулись
на территорию бывшего СССР, охватили
Таджикистан и создал непосредственную
угрозу южным республикам России.
В то же время ослабли
контакты с традиционными партнерами
СССР – КНДР, Монголией, Вьетнамом.
Разорваны были все отношения
с Ираком. «Восточное» направление
российской внешней политики оставалось
второстепенным. Лишь, начиная с 1997
года, в связи с расширением
НАТО на войне, Россия несколько активизировала
отношения с Индией и Китаем.
В целом к концу
90-х годов внешняя политика России
приобрела более четкие очертания,
учитывающие национальные интересы
и приоритеты страны.
Культура и быт
Наиболее резкие
изменения произошли в области
социальной сферы. Реформы
В связи с либерализацией
цен в 1992 году сбережения населения,
были полностью обесценены. В тяжелейшем
положении оказались
В то же время, снижение
денежных доходов значительно улучшило
положение с обеспечением населения
товарами и продуктами. В один момент
наполнились прилавки магазинов, исчезли
очереди, которые были непременными
атрибутами жизни советского человека.
Исчезло такое понятие, как дефицит
– теперь можно было купить практически
все.
Сложилась диспропорция
в распределении заработной платы
– более высокими темпами росла
зарплата в отраслях, имеющих возможность
диктовать цены на свою продукцию
и услуги.
Возросла региональная
дифференциация. Регионы с экспортно-
Резко выросла дифференциация
по уровню доходов по социальному
признаку (между наемными рабочими
и хозяевами предпринимателями)
Обыденным явлением
стали хронические задержки заработной
платы (по 6 и более месяцев). Забастовки
и митинги с требованием
В общем показателе
жизненного уровня в советское время
играли социальные выплаты из общественных
фондов потребления. За счет этих фондов
осуществлялись бесплатное образование,
здравоохранение, дешевое жилье, финансировались
дома отдыха и культуры, пионерские
лагеря, детские сады, ясли и т. д.
С началом реформ все это стало
переводиться на платную основу. Формально,
согласно Конституции РФ, сохраняется
гарантированное бесплатное общее
и профессиональное образование, медицинское
обслуживание, фактически же их финансирование
из федеральных и муниципальных
бюджетов резко сократилось.
Государство решало
эти проблемы за счет расширения платных
услуг. В 1992 г. был осуществлен переход
на страховую медицину. Из заработной
платы целевым назначением
Снижение уровня
жизни привело к серьезным
демографическим изменениям. С 1992 года
смертность стала превышать рождаемость
– начался процесс естественной
убыли населения. Население России
за годы реформ сократилось со 148,3 млн.
чел. В 1991 году, до 147,8 млн. чел. В 1995 году.
И это при том, что шла значительная
миграция в Россию русских и представителей
других российских национальностей
из стран СНГ, где они подвергаются
дискриминации (Казахстана, Прибалтики,
Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана
и др.). Число иммигрантов по приблизительным
данным составило 2–2,5 млн. чел.
Резко сократилась
продолжительность жизни (до 58 лет
у мужчин и до 67 лет у женщин).
В 2 раза увеличилось число больных
туберкулезом, в 5 раз – алкогольными
психозами, в 40 раз – сифилисом.
В области образования
в результате сокращения финансирования
начался процесс
Такие же процессы шли
и в сфере высшего образования.
В государственных вузах были
созданы коммерческие отделения, число
студентов на них росло за счет
сокращения бесплатного приема. Платной
стала аспирантура. И в средней
и в высшей школе активно формировался
негосударственный (частный) сектор образования.
Ощутимый урон понесла
фундаментальная наука: академическая,
вузовская, отраслевая. В 14 раз сократился
объем государственных заказов
на военные научно-
Информация о работе Анализ развития государственности в новой росии (1991-2010)