Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение способов удержания профессионалов в компании путём оценки уровня удовлетворённости персонала, проведение соответствующего анализа, на основе которого мы получим информацию для принятия решений по устранению проблемы текучести кадров с помощью выполнения следующих задач:
1.Теоретического анализа причин и факторов текучести кадров организации.
2.Оценки эффективности труда и её влияния на степень текучести кадров организации.
принимается в организацию.
Иногда текучесть кадров – не всегда так плохо, как кажется на первый взгляд.
Для некоторых сфер деятельности непостоянство сотрудников – вовсе не результат ошибок руководства. Например, среди торгового персонала кадровая текучесть практически неизбежна. А безусловным «лидером» в этой области является книжный бизнес.
Конечно,
ни одна компания не обрадуется, если начнут
уходить топ-менеджеры и основные сотрудники.
Но, что касается самых нижних ступенек
карьерной лестницы – то здесь постоянное
обновление штатов даже приветствуется.
Как работать с причинами текучести персонала:
С причинами текучести персонала необходимо работать, их можно устранить или снизить их влияние. Для управления процессами текучести кадров, как уже говорилось, огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. При анализе текучести особое внимание необходимо обращать на "потенциальную" текучесть, характеризуемую скрытой неудовлетворенностью работников, ее необходимо сравнивать с реальной и исследовать по группам уволившихся и причинам ухода.
Если, например, скрытая текучесть высока, а реальная низка, в коллективе действуют внутренние стабилизаторы.
В первую очередь это сведения
об общем числе уволившихся,
женщинах; лицах в возрастных
категориях (до 18 лет; 19-30 лет; старше
50 лет); о работниках с низкой
и высокой квалификацией; со стажем
работы менее 3 лет и более 10 лет; с профессиональным,
высшим и средним специальным образованием.
Сведения об уволившихся обычно заносятся
в книгу убытия, в которой делается запись
о причине увольнения, и на специальные
карточки.
Обстоятельное изучение текучести кадров
проводится с помощью специальных обследований,
основанных на анкетировании, в двух направлениях:
1. Для создания общего портрета увольняющихся
(на основе сведений о поле, возрасте, семейном
положении, числе детей, общем и профессиональном
образовании, стаже, тарифном разряде,
инвалидности, заработной плате за последние
месяцы).
2. Для изучения причин ухода, в качестве
которых может выступать неудовлетворенность:
- своим положением;
- использованием не по
-содержанием, условиями и
-заработком;
- плохой организацией и чрезмерной интенсивностью
работы;
невозможностью учиться;
- неблагоприятными отношениями с администрацией
и коллегами;
-отсутствием мест в детских учреждениях;
-решением личных проблем;
-потерей работоспособности;
- общей социальной неудовлетворенностью.
Поскольку
люди часто сами не всегда осознают
причины ухода, путают их с поводом или
не хотят называть, для обстоятельного
анализа текучести лучше использовать
специальные анкеты и анкеты для анализа
мотивации к труду, из которых также можно
узнать многое. Информация, полученная
из анкет, дополняется изучением ситуации
на месте, где выявилось больше всего недовольных
(заработной платой, ее формами и системами,
морально-психологическим климатом, условиями
труда, состоянием рабочей среды, обеспеченностью
людей жильем).
В крупных
организациях данные о текучести целесообразно
анализировать отдельно по профессиям,
подразделениям, должностям, причинам,
возрастным группам уволившихся.
Углубленный
анализ можно проводить раз в год, а количественную
оценку по подразделениям - ежемесячно.
Это позволяет уточнить причины и своевременно
проводить мероприятия по закреплению
кадров. А с помощью анкетирования работников
можно определить потенциальный коэффициент
текучести кадров.
1.3. Анализ движения трудовых ресурсов. Методы рассчета нормы текучести персонала.
Методов
расчета нормы текучести
Более "продвинутый" метод – бенчмаркинг. Можно посмотреть, сколько сотрудников за конкретный период уходило из компаний, работающих в данном бизнесе, и вывести средний показатель.
Метод бенчмаркинга реально использовать лишь там, где фирмы предоставляют такие данные другим игрокам рынка. Чаще всего это возможно внутри отраслевых пулов или ассоциаций, а норма 30% для ресторанной отрасли была вычислена именно таким способом.
Можно использовать для подсчета текучести так называемую кривую нормального распределения. В эффективно работающих компаниях после плановой оценки всего персонала картина квалификации сотрудников выглядит следующим образом. 40% от всего персонала составляют "крепкие середняки", 20% – те, кто проявил себя "выше среднего", еще 20% – "ниже среднего", 10% – "аутсайдеры", никак или очень слабо заявившие о себе, еще 10% – "звезды". Именно последние две категории сотрудников активно влияют на уровень текучки. 10% аутсайдеров имеют большие шансы на "вылет". 10% "звезд" – это потенциально опасная группа. Если таким сотрудникам не предоставить возможность дальнейшего роста и развития в организации, они могут уволиться сами.
Чтобы точнее определить нормы текучести, надо учитывать все особенности бизнеса, включая количество людей, которые могут не пройти аттестацию, естественный уход персонала (например, на пенсию или в декрет), а также фактор сезонности (число увольнений может зависеть от времени года).
Наиболее существенным этапом в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой является изучение ее движения и динамики, поскольку стабильность состава кадров на предприятии является существенной предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства в целом.
Движение рабочей силы
Показатель
движения рабочей силы по
Данные для изучения движения рабочей
силы приведены в таблице4.
Таблица
4. Движение рабочей
силы (условные
данные).
Показатели |
1995 год |
1996 год |
1997 год |
Принято на предприятие | 785 | 815 | 836 |
Выбыло с предприятия | 975 | 930 | 963 |
В том числе: | |||
на учебу | 36 | 37 | 39 |
в Вооруженные Силы | 131 | 120 | 150 |
на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом | 68 |
87 |
92 |
по собственному желанию | 659 | 625 | 630 |
за нарушение трудовой дисциплины | 81 | 61 | 52 |
Среднесписочная численность работающих | 8910 | 8795 | 8668 |
Коэффициенты оборота: | |||
по приему | 0,088 | 0,093 | 0,096 |
по выбытию | 0,109 | 0,106 | 0,111 |
Коэффициент текучести | 0,0830 | 0,0780 | 0,0786 |
Из данных таблицы 4 видно, что на анализируемом предприятии коэффициент текучести рабочей силы в 1997 году несколько выше, чем в 1996 году, но зато ниже, чем в 1995 году. В процессе анализа необходимо тщательно изучить причины, вызвавшие увеличение коэффициента текучести и разработать мероприятия по его снижению на перспективу и довести до оптимальной величины, поскольку чрезмерная текучесть кадров способствует снижению эффективности работы предприятия.
Также тщательному изучению
Итак, в данной главе были
Определение экономического ущерба, вызванного
текучестью кадров:
1. Потери, вызванные перерывами в
работе, определяются как произведение
рех показателей:
Nпр - потери, вызванные перерывами в работе;
В - среднедневная выработка на одного человека;
Т - средняя продолжительность перерыва, вызванного текучестью;
Чт - число выбывших по причине текучести.
2. Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников, исчисляются как произведение затрат на обучение, доли
текучести в общем числе выбывших, деленное на коэффициент изменения численности работников в отчетном году по сравнению с базовым , где
- потери, вызванные необходимостью обуче-
ния и переобучения
- затраты на обучение и переобучение;
- доля излишнего оборота, текучести;
- коэффициент изменения
ников в отчетном периоде.
3. Потери,
вызванные снижением
- средняя выработка;
- коэффициент снижения
- число дней перед увольнением, когда наблюдается падение про-
изводительности труда.
4. Потери, вызванные недостаточным
уровнем производительности
- среднедневная выработка
- помесячный коэффицент
- число дней в соответствующем месяце.
5. Затраты по проведению
, где
- затраты на набор;
- коэффициент изме-нения численности работников, равный отношению численности на конец периода к численности на начало периода;
- доля текучести.
Информация о работе Анализ причин текучести кадров на книготорговом предприятии