Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:47, реферат
Основные этапы анализа
выявление конкурентов компании;
определение целей конкурентов;
установление стратегий конкурентов;
оценка сильных и слабых сторон конкурентов;
оценка спектра возможных реакций конкурентов;
выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать.
в большинстве случаев голубой океан создается внутри красного, когда компания меняет границы существующей отрасли.
В сложившемся бизнесе это происходит одним из следующих способов:
при акцентуации на вторичных потребительских свойствах;
при стандартизации и массовости;
при захвате в потребительские свойства возможностей смежных потребителей:
- комбинация n - в одном;
- захват
удовлетворенной потребности
Трудности подражания
Компании, создавшие голубые океаны, как правило, без проблем пожинают плоды такого стратегического шага лет 10-15. Причина заключается в том, что стратегия голубого океана создает значительные экономические и познавательные барьеры, не позволяющие другим повторить тот же путь.
Во-первых, намного проще представить, что та или иная компания способна воспроизвести бизнес-модель создателей голубого океана, нежели действительно это сделать. Поскольку авторы голубого океана сразу привлекают огромное количество клиентов, они могут сэкономить за счет масштабов производства. Так что никому из подражателей никогда не удастся опередить их по рентабельности.
Поскольку подражание первопроходцам
требует, чтобы компания кардинально
изменила всю систему своей
Когнитивные барьеры могут оказаться столь же серьезными. Когда компания предлагает решение, существенно превосходящее по своим достоинствам все, что существует на рынке, она быстро приобретает стойких приверженцев и становится обладателем известного бренда. Опыт показывает, что даже самые дорогостоящие маркетинговые кампании не могут затмить славу создателей голубого океана.
Стратегический парадокс
К сожалению, большинство компаний смирились со своим существованием в красных океанах. Судя по данным исследования, в рамках которого изучались условия открытия 108 компаний, 86% новых предприятий были созданы для «продолжения генеральной линии». Их задача состояла в постепенном улучшении решений, предлагаемых в существующих отраслях. Хотя на долю таких предприятий приходится 62% общего дохода, они приносят только 39% общей прибыли. С другой стороны, 14% компаний, которые инвестировали в создание новых рынков и отраслей, обеспечивают 38% общих доходов и 61% (!) общей прибыли.
Так почему же красные океаны продолжают доминировать? Частично это объясняется тем, что корпоративная стратегия уходит корнями в военную стратегию и до сих пор несет на себе ее отпечаток. Стратегия красного океана предполагает «противодействие» противнику и вытеснение его с поля боя на ограниченной территории. В отличие от нее, стратегия голубого океана предусматривает ведение бизнеса там, где нет конкуренции. Она ставит своей целью создание новой территории, а не передел уже существующей. Создатели голубых океанов в противоположность компаниям, играющим по традиционным правилам, никогда не берут конкуренцию в качестве точки отсчета. Вместо этого они просто делают ее бессмысленной, меняя систему ценностей, как для покупателей, так и для самих себя.
Кроме SWOT-анализа, матрицы БКГ, модели Портера и некоторых других матриц стратегического планирования, в компаниях могут использоваться также альтернативные подходы к разработке стратегии. 1. Анализ трех «К» (3 Cs Analysis)Основная задача маркетинговой
стратегии — выгодное позиционирование
компании по отношению к конкурентам на
основе ее явных преимуществ и лучшего
качества обслуживания. Хорошую маркетинговую
стратегию отличают: (а) четко определенный
рынок; (б) соответствие преимуществ компании
потребностям рынка; (в) превосходящие
показатели компании в основных сферах
деятельности, за которые идет конкурентная
борьба. Вместе эти три «К» («Компания»,
«Клиенты», «Конкуренты»), составляют
треугольник стратегии маркетинга. Смотрите также: Модель 3К, разработанная Кеничи Омае (The 3C's Model by Kenichi Ohmae) 2. Три ценностных критерияМаркетологи Майкл Трейси и Фред Вирсема предлагают ориентировать стратегическое планирование на один из трех ценностных критериев:
1) Отлаженность операционной деятельности должна обеспечивать лучшие цены в отрасли. Таким образом, основная задача оптимизации бизнес-процессов — увеличить КПД и снизить стоимость для потребителей (по мнению авторов, прибыль в данном случае должна поступать за счет снижения затрат, а не за счет увеличения цен). 2) Второй источник роста — управление клиентскими отношениями. Компании, стремящиеся к доверительным отношениям с клиентами, приспосабливают свои продукты к потребностям сегментов рынка. Их конкурентоспособность скорее держится на превосходном обслуживании и удовлетворении потребностей, чем на более низких ценах. Рассматривая этот аспект, эксперты отмечают: регулируя критерий customer intimacy, компании могут получать прибыль за счет высоких цен, а не за счет низких расходов. 3) Если первые два критерия в чем-то аналогичны родовым стратегиям Майкла Портера, то третий можно назвать инновационным — во всех смыслах этого слова. Наконец, компании, руководствующиеся стратегией превосходства продукта, делают ставку на регулярное и быстрое внедрение новинок. Лидеры отрасли моментально представляют несколько новых продуктов и вынуждают конкурентов постоянно гнаться за собой. Улучшение какого из этих трех
критериев работы организации заложить
в основу развития? Авторы работы считают,
что выбор стратегии Авторы концепции. В 80-х годах Майкл Трейси был профессором менеджмента в бизнес-школе MIT Sloan School of Management. В 90-х занялся консультационной деятельностью, основав агентство Treacy & Co., а позже консалтинговую компанию GEN3. Является признанным экспертом в вопросах корпоративного развития и инноваций. Доктор Гарвардской школы бизнеса Фред Вирсема в течение последних 25 лет известен как стратег и автор популярных маркетинговых изданий, призывающий компании отточить свои отношения с клиентами. С 1995 года возглавляет частную консультационную компанию Strategy Group. Рекомендуемая литература (в переводе на русском языке): Майкл Трейси, Фред Вирсема, «Маркетинг ведущих компаний. Выбери потребителя, определи фокус, доминируй на рынке» (издательство: «Вильямс», 2007 г.). 3. Сеть ценностей (Value Net)Авторы данной концепции расширяют модель пяти сил за счет рассмотрения роли дополнительных участников рынка. Дополнительные участники — компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают комплементарные (дополнительные к основному продукту) товары или услуги. Рассматривая сотрудничество с производителями комплементарных товаров в целях увеличения прибыли, необходимо учитывать, что в конечном итоге они могут превратиться в конкурентов. Ниже приводятся факторы, определяющие отношения с производителями дополняющих товаров: Производители комплементарных товаров более склонны гнуть свою линию в условиях, когда они могут перейти к конкурентам. У производителей взаимодополняющих
товаров больше шансов настоять на
своих условиях, если для покупателей
или поставщиков стоимость У производителей комплементарных
товаров будет меньше влияния, если
потребители имеют возможность
приобрести и использовать товары без
их участия. Чем большую роль такие
производители играют в борьбе за рынок
сбыта или снабжения, тем больше у них
власти. Борьба с производителями дополняющих товаров за право задавать стоимость носит менее напряженный характер, если размер «пирога» стремительно увеличивается. Авторы концепции. Данная
концепция была разработана Адамом
Бранденбургером и Барри 4. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix)Матрица оценки возможностей
используется для определения рынков,
которые организация может Качественный этап оценки возможностей состоит в оценке соотношения между привлекательностью новой возможности и способностью компании освоить данную рыночную нишу. Привлекательность оценивается по пяти параметрам:
Каждый параметр рассматривается в разрезе трех дополнительных критериев:
Авторы концепции. Методика оценки возможностей излагается в совместной работе Роджера Керина (профессор маркетинга Университета Миннесоты) и Роберта Петерсона (профессор маркетинга Университета штата Кент). Рекомендуемая литература (на английском языке): Kerin, Roger and Robert A. Peterson (1998), Strategic Marketing Problems: Case and Comments.
5. Матрица рисковРиск — это угроза,
возникающая за счет неблагоприятных
тенденций или развития событий,
которые при отсутствии защитных
маркетинговых мероприятий Риски, несущие большую опасность и имеющие высокую вероятность, являются основными угрозами благополучию компании. Их важно не просто предусмотреть — необходимо заранее подготовить план действий при непредвиденных обстоятельствах. Незначительные и Авторы концепции. Являясь ключевой для области риск-менеджмента в целом, данная методика фигурирует и в классических работах гуру маркетинга Филиппа Котлера. Рекомендуемая литература (в переводе на русском языке): Филипп Котлер, «Маркетинг менеджмент» (Издательство: «Питер», 2003 г.).
6. Матрица SPACE (The SPACE Matrix)Матрица SPACE — ценный метод
анализа конкурентного Рисунок - Полигон матрицы SPACE После этого все полученные
средние значения вносятся в специальную
схему распределения рыночных сил
(см. рис. 2). Таким образом, стратегическое
положение компании, в общем, классифицируется
как: агрессивное (рынок растет, экономика
стабильна), конкурентное, консервативное
(рынок стагнирует или сокращается, но
экономические условия стабильны) или
оборонительное. Матрица SPACE может быть
использована самостоятельно или как
основа для другого анализа (например,
SWOT-анализа, отраслевого анализа или оценки
стратегических альтернатив).
7. Концепция стратегического планирования AbellЯдром любой деловой стратегии является определение рынка. Рынок можно характеризовать по-разному: в зависимости от характеристик товара, типа сбыта брендового товара, определенного расположения или плана продаж. От определения рынка во многом зависит его размер. Традиционно, границы рынка определяются пределами распространения товарного рынка. В последние годы, воспринимать определение рынка просто как подбор товара для определенных рынков считается некорректным. Напротив, товар можно считать материализацией определенной технологии для конкретного применения какой-либо группой клиентов. Таким образом, границы рынка определяются выбором по этим трем категориям. Они также зависят от пяти факторов воздействия бизнес-среды: технологических изменений, развития товара с ориентацией на рынок, изменения цены и ограниченности поставок, социальных, законодательных тенденций и политики правительства, а также от конкуренции на внешних рынках. Процесс приспособления и распространения лежит в основе освоения новых групп клиентов. Процесс систематизации приводит к появлению многофункциональных товаров. И, наконец, изменение технологического фактора определяется процессом внедрения технологий. Матрица Д. Абеля, фактически, исправила недостатки модели, предложенной И. Ансоффом. Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях:
рис. 1. Поле возможных стратегий (по Д. Абелю). Первым важнейшим критерием оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность). Автор концепции. Автором данной концепции является профессор Дерек Абель (ныне — президент Европейской школы менеджмента и технологий ESMT), выдвинувший ее в 1980 году в книге «Определяя бизнес: точка отсчета в стратегическом планировании». |
Вопросы для повторения и обсуждения
Литература
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 1998.
2. Ламбен Жан-Жак.
3. Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International,Inc., 1987.
4. Kotler Philip, Armstrong Gary. Principles of Marketing.Prentice Hall, 1991.
5. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 1991.
6. Porter M.E. Competitive Strategy. New York., The Free Press, 1980.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
[1] Тим Амблер. Практический маркетинг
[2] Michael E. Porter. What is Strategy? — Harvard Business Review, November-December, 1996
Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг» (Издательство: Питер, 2001 г.).
Филипп Котлер, Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс, 2-е издание. Питер, 2005
1 Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000