Анализ конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Основные этапы анализа
выявление конкурентов компании;
определение целей конкурентов;
установление стратегий конкурентов;
оценка сильных и слабых сторон конкурентов;
оценка спектра возможных реакций конкурентов;
выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать.

Работа содержит 1 файл

Tema-Analiz_konkurentov.docx

— 664.80 Кб (Скачать)

в большинстве случаев  голубой океан создается внутри красного, когда компания меняет границы существующей отрасли.

В сложившемся бизнесе  это происходит одним из следующих  способов:

при акцентуации на вторичных  потребительских свойствах;

при стандартизации и массовости;

при захвате в потребительские  свойства возможностей смежных потребителей:

      - комбинация n - в одном;

      - захват  удовлетворенной потребности новой  технологией

Трудности подражания

Компании, создавшие голубые  океаны, как правило, без проблем  пожинают плоды такого стратегического шага лет 10-15. Причина заключается в том, что стратегия голубого океана создает значительные экономические и познавательные барьеры, не позволяющие другим повторить тот же путь.

Во-первых, намного проще  представить, что та или иная компания способна воспроизвести бизнес-модель создателей голубого океана, нежели действительно  это сделать. Поскольку авторы голубого океана сразу привлекают огромное количество клиентов, они могут сэкономить за счет масштабов производства. Так что никому из подражателей никогда не удастся опередить их по рентабельности.

Поскольку подражание первопроходцам требует, чтобы компания кардинально  изменила всю систему своей деятельности, организационная политика может  помешать возможному конкуренту перейти  на иную бизнес-модель, определяемую стратегией голубого океана.

Когнитивные барьеры могут  оказаться столь же серьезными. Когда  компания предлагает решение, существенно превосходящее по своим достоинствам все, что существует на рынке, она быстро приобретает стойких приверженцев и становится обладателем известного бренда. Опыт показывает, что даже самые дорогостоящие маркетинговые кампании не могут затмить славу создателей голубого океана.

Стратегический парадокс

К сожалению, большинство  компаний смирились со своим существованием в красных океанах. Судя по данным исследования, в рамках которого изучались  условия открытия 108 компаний, 86% новых  предприятий были созданы для  «продолжения генеральной линии». Их задача состояла в постепенном улучшении  решений, предлагаемых в существующих отраслях. Хотя на долю таких предприятий  приходится 62% общего дохода, они приносят только 39% общей прибыли. С другой стороны, 14% компаний, которые инвестировали  в создание новых рынков и отраслей, обеспечивают 38% общих доходов и 61% (!) общей прибыли.

Так почему же красные океаны продолжают доминировать? Частично это  объясняется тем, что корпоративная  стратегия уходит корнями в военную  стратегию и до сих пор несет  на себе ее отпечаток. Стратегия красного океана предполагает «противодействие» противнику и вытеснение его с поля боя на ограниченной территории. В отличие от нее, стратегия голубого океана предусматривает ведение бизнеса там, где нет конкуренции. Она ставит своей целью создание новой территории, а не передел уже существующей. Создатели голубых океанов в противоположность компаниям, играющим по традиционным правилам, никогда не берут конкуренцию в качестве точки отсчета. Вместо этого они просто делают ее бессмысленной, меняя систему ценностей, как для покупателей, так и для самих себя.

VI) Альтернативные модели построения стратегии

Кроме SWOT-анализа, матрицы БКГ, модели Портера и некоторых других матриц стратегического планирования, в компаниях могут использоваться также альтернативные подходы к разработке стратегии.

1. Анализ трех  «К» (3 Cs Analysis)

Основная задача маркетинговой  стратегии — выгодное позиционирование компании по отношению к конкурентам на основе ее явных преимуществ и лучшего качества обслуживания. Хорошую маркетинговую стратегию отличают: (а) четко определенный рынок; (б) соответствие преимуществ компании потребностям рынка; (в) превосходящие показатели компании в основных сферах деятельности, за которые идет конкурентная борьба. Вместе эти три «К» («Компания», «Клиенты», «Конкуренты»), составляют треугольник стратегии маркетинга.  
Для разработки маркетингового плана необходимо учитывать сложившиеся и желаемые отношения между «Компанией» (имеющиеся и потенциальные сильные и слабые стороны), ее «Клиентами» (обслуживаемых и необслуживаемых) и «Конкурентами» (имеющихся и потенциальных). Главная цель — максимальное положительное выделение на фоне последних путем определения:  
где вести конкуренцию (формулировка рынка);  
как вести конкуренцию (выявление средств конкуренции);  
когда вести конкуренцию (выбор времени для конкурентных акций).  
Автор концепции - Субхаш С. Джейн, профессор маркетинга в Школе делового администрирования Универсистета штата Коннектикут (США). Специализируется на вопросах маркетингового планирования и глобальной конкуренции. Рекомендуемая литература (на английском языке): Jain, Subhash C. (2000), Marketing: Planning & Strategy.

Смотрите также: Модель 3К, разработанная Кеничи Омае (The 3C's Model by Kenichi Ohmae)

2. Три ценностных  критерия

Маркетологи Майкл Трейси и Фред Вирсема предлагают ориентировать  стратегическое планирование на один из трех ценностных критериев:

  1. отлаженность операционной деятельности (Operational Excellence);
  2. доверительные отношения с клиентами (Customer Intimacy);
  3. превосходство продукта (Product Leadership).

1) Отлаженность операционной деятельности должна обеспечивать лучшие цены в отрасли. Таким образом, основная задача оптимизации бизнес-процессов — увеличить КПД и снизить стоимость для потребителей (по мнению авторов, прибыль в данном случае должна поступать за счет снижения затрат, а не за счет увеличения цен).

2) Второй источник роста — управление клиентскими отношениями. Компании, стремящиеся к доверительным отношениям с клиентами, приспосабливают свои продукты к потребностям сегментов рынка. Их конкурентоспособность скорее держится на превосходном обслуживании и удовлетворении потребностей, чем на более низких ценах. Рассматривая этот аспект, эксперты отмечают: регулируя критерий customer intimacy, компании могут получать прибыль за счет высоких цен, а не за счет низких расходов.

3) Если первые два критерия в чем-то аналогичны родовым стратегиям Майкла Портера, то третий можно назвать инновационным — во всех смыслах этого слова. Наконец, компании, руководствующиеся стратегией превосходства продукта, делают ставку на регулярное и быстрое внедрение новинок. Лидеры отрасли моментально представляют несколько новых продуктов и вынуждают конкурентов постоянно гнаться за собой.

Улучшение какого из этих трех критериев работы организации заложить в основу развития? Авторы работы считают, что выбор стратегии определяется целевым сегментом. Выбор сегмента обслуживания, в сущности, равносилен выбору стратегии, а выбор стратегии  — выбору рынка обслуживания.

Авторы концепции. В 80-х  годах Майкл Трейси был профессором  менеджмента в бизнес-школе MIT Sloan School of Management. В 90-х занялся консультационной деятельностью, основав агентство Treacy & Co., а позже консалтинговую компанию GEN3. Является признанным экспертом в вопросах корпоративного развития и инноваций. Доктор Гарвардской школы бизнеса Фред Вирсема в течение последних 25 лет известен как стратег и автор популярных маркетинговых изданий, призывающий компании отточить свои отношения с клиентами. С 1995 года возглавляет частную консультационную компанию Strategy Group. Рекомендуемая литература (в переводе на русском языке): Майкл Трейси, Фред Вирсема, «Маркетинг ведущих компаний. Выбери потребителя, определи фокус, доминируй на рынке» (издательство: «Вильямс», 2007 г.).

3. Сеть ценностей  (Value Net)

Авторы данной концепции  расширяют модель пяти сил за счет рассмотрения роли дополнительных участников рынка. Дополнительные участники — компании-поставщики, у которых конечные потребители приобретают комплементарные (дополнительные к основному продукту) товары или услуги. Рассматривая сотрудничество с производителями комплементарных товаров в целях увеличения прибыли, необходимо учитывать, что в конечном итоге они могут превратиться в конкурентов. Ниже приводятся факторы, определяющие отношения с производителями дополняющих товаров:

Производители комплементарных  товаров более склонны гнуть  свою линию в условиях, когда они  могут перейти к конкурентам.

У производителей взаимодополняющих  товаров больше шансов настоять на своих условиях, если для покупателей  или поставщиков стоимость перехода от одного производителя дополняющих товаров к другому обратно пропорциональна стоимости перехода от одного конкурента к другому.

У производителей комплементарных  товаров будет меньше влияния, если потребители имеют возможность  приобрести и использовать товары без  их участия. Чем большую роль такие  производители играют в борьбе за рынок сбыта или снабжения, тем больше у них власти.  
У производителей взаимодополняющих товаров больше власти, если у них есть основания угрожать уходом к конкурентам.

Борьба с производителями  дополняющих товаров за право  задавать стоимость носит менее  напряженный характер, если размер «пирога» стремительно увеличивается.

Авторы концепции. Данная концепция была разработана Адамом Бранденбургером и Барри Нейлбаффом из бизнес-школы Warton при университете штата Пенсильвании. Рекомендуемая литература (на английском языке): Adam M. Brandenburger, Barry J. Nalebuff, «Co-Opetition: A Revolution Mindset That Combines Competition and Cooperation: The Game Theory Strategy That's Changing the Game of Business».

4. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix)

Матрица оценки возможностей используется для определения рынков, которые организация может обслуживать  для получения дополнительной прибыли. Под возможностями, таким образом, подразумеваются новые типы или  классы покупателей, неудовлетворенные  потребности клиентов или новые  способы удовлетворения их потребностей.

Качественный этап оценки возможностей состоит в оценке соотношения  между привлекательностью новой возможности и способностью компании освоить данную рыночную нишу. Привлекательность оценивается по пяти параметрам:

  1. интенсивность конкурентной борьбы;
  2. уровень запросов потребителей;
  3. количественная оценка спроса (и возможностей его удовлетворения);
  4. характеристика конъюнктуры с точки зрения социальных, политических, экономических и технологических условий;
  5. способности и ресурсы организации.

Каждый параметр рассматривается  в разрезе трех дополнительных критериев:

  1. сегментация аудитории («Какие группы потребления существуют на рынке и какие конкурирующие компании их обслуживают?», «Что влияет на мотивацию к покупке в разных группах?», «Как отличаются уровни спроса в разных группах?», «Влияют ли на поведение потребителей внешнеэкономические силы?», «Можем ли мы удовлетворить спрос в этих группах потребления?»);
  2. потребности аудитории («Какие компании какие из потребностей удовлетворяют?», «Какие потребности остаются неудовлетворенными?», «Насколько устойчивы или преходящи эти потребности?», «Влияют ли на распределение потребностей внешнеэкономические силы?», «Какие из потребностей мы можем удовлетворить?»);
  3. средства, необходимые для их удовлетворения («Какие стратегии удовлетворения спроса используют конкуренты?», «Меняются ли технологии удовлетворения потребностей?», «Меняются ли средства удовлетворения потребностей под воздействием рыночного предложения?», «Влияют ли на их эволюцию внешние социально-экономические силы?», «Есть ли у нас финансовые, материально-технические и организационные ресурсы для удовлетворения потребностей на новом уровне?»).

Авторы концепции. Методика оценки возможностей излагается в совместной работе Роджера Керина (профессор  маркетинга Университета Миннесоты) и  Роберта Петерсона (профессор маркетинга Университета штата Кент). Рекомендуемая литература (на английском языке): Kerin, Roger and Robert A. Peterson (1998), Strategic Marketing Problems: Case and Comments.

 

5. Матрица рисков

Риск — это угроза, возникающая за счет неблагоприятных  тенденций или развития событий, которые при отсутствии защитных маркетинговых мероприятий могут  привести к снижению продаж или прибыли. В рамках данной модели риски классифицируются в зависимости от их серьезности и вероятности так, что получается матрица 2x2.

Риски, несущие большую  опасность и имеющие высокую  вероятность, являются основными угрозами благополучию компании. Их важно не просто предусмотреть — необходимо заранее подготовить план действий при непредвиденных обстоятельствах.

Незначительные и маловероятные  риски являются второстепенными, и  их можно игнорировать. Риски, расположенные  в верхнем правом и нижнем левом  углах, не требуют отдельного плана  действий при непредвиденных обстоятельствах, однако, их необходимо контролировать, чтобы они не переросли в критические.

Авторы концепции. Являясь  ключевой для области риск-менеджмента  в целом, данная методика фигурирует и в классических работах гуру маркетинга Филиппа Котлера. Рекомендуемая литература (в переводе на русском языке): Филипп Котлер, «Маркетинг менеджмент» (Издательство: «Питер», 2003 г.).

 

6. Матрица SPACE (The SPACE Matrix)

Матрица SPACE — ценный метод  анализа конкурентного положения  компании. Он определяет стратегическое положение организации в отрасли, оперируя двумя внутренними (финансовая устойчивость и конкурентное преимущество) и двумя внешними показателями (устойчивость отрасли и стабильность внешних условий). Каждый из этих показателей может характеризоваться набором критериев. Например, в группу «конкурентные преимущества» войдут такие критерии, как доля рынка, качество продукта, его жизненный цикл и другие. Каждый из них авторы методики предлагают оценивать по шестибалльной шкале, а на основе этого выводить среднестатистическую оценку показателя. 

 
 

Рисунок - Полигон матрицы SPACE

После этого все полученные средние значения вносятся в специальную  схему распределения рыночных сил (см. рис. 2). Таким образом, стратегическое положение компании, в общем, классифицируется как: агрессивное (рынок растет, экономика стабильна), конкурентное, консервативное (рынок стагнирует или сокращается, но экономические условия стабильны) или оборонительное. Матрица SPACE может быть использована самостоятельно или как основа для другого анализа (например, SWOT-анализа, отраслевого анализа или оценки стратегических альтернатив).  
Рекомендуемая литература (на английском языке): Radder, Laeticia, «The SPACE Matrix: A Tool for Calibrating Competition».

 

7. Концепция стратегического  планирования Abell

Ядром любой деловой  стратегии является определение  рынка. Рынок можно характеризовать  по-разному: в зависимости от характеристик  товара, типа сбыта брендового товара, определенного расположения или  плана продаж. От определения рынка  во многом зависит его размер. Традиционно, границы рынка определяются пределами распространения товарного рынка. В последние годы, воспринимать определение рынка просто как подбор товара для определенных рынков считается некорректным. Напротив, товар можно считать материализацией определенной технологии для конкретного применения какой-либо группой клиентов. Таким образом, границы рынка определяются выбором по этим трем категориям. Они также зависят от пяти факторов воздействия бизнес-среды: технологических изменений, развития товара с ориентацией на рынок, изменения цены и ограниченности поставок, социальных, законодательных тенденций и политики правительства, а также от конкуренции на внешних рынках. Процесс приспособления и распространения лежит в основе освоения новых групп клиентов. Процесс систематизации приводит к появлению многофункциональных товаров. И, наконец, изменение технологического фактора определяется процессом внедрения технологий.

Матрица Д. Абеля, фактически, исправила недостатки модели, предложенной И. Ансоффом. Абель предложил определять область бизнеса в трех измерениях:

 

  • обслуживаемые группы покупателей;
  • потребности покупателей;
  • технология, используемая при разработке и производстве продукта.

 
рис. 1. Поле возможных стратегий (по Д. Абелю).

Первым важнейшим критерием  оценки по матрице Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли  общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический  эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность).

Автор концепции. Автором  данной концепции является профессор  Дерек Абель (ныне — президент Европейской школы менеджмента и технологий ESMT), выдвинувший ее в 1980 году в книге «Определяя бизнес: точка отсчета в стратегическом планировании».

 


 

 

 

 

Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Опишите пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной компании в конкурентной борьбе в этой отрасли.
  2. Каковы главные факторы, препятствующие проникновение в отрасль новых конкурентов?
  3. Какие факторы следует учесть при выявлении приоритетных конкурентов?
  4. Почему концепция стратегических групп является полезной для маркетологов?
  5. Какие направления изучения конкурентной борьбы вы знаете?
  6. Соревнование на хлебном рынке преимущественно носит региональный, а не национальный характер. Чем вы объясните данное явление? Если бы вы были начальником маркетинговой службы на хлебозаводе, чтобы вы сделали, чтобы вашу марку признали в соседних регионах? Для каких видов продуктов? Можно ли ее сделать известной по всей стране?
  7. Статья в одном из деловых изданий имела название: “Забудем удовлетворение потребителей – главное перехитрить конкурентов”.Обсудите ценность данного совета.
  8. Обсудите различие конкуренции на внешнем и внутреннем рынках легковых автомобилей. Перечислите ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе в обоих случаях.
  9. Какие методы могут использоваться при исследовании конкурентоспособности продуктов?
  10. Многие компании средних размеров являются менее прибыльными по сравнению с крупными и мелкими, более сфокусированными, компаниями. Обсудите, как компания средних размеров может использовать рыночную нишу в целях повышения своей прибыльности.
  11. Предположим, что вы являетесь руководителем отдела маркетинга на предприятии, выпускающем дезинфицирующие и моющие средства. Показатель вашей рыночной доли равен 60%, который никогда не достигала ни одна из конкурирующих компаний. Какой стратегии в конкурентной борьбе вы будете придерживаться?
  12. Каковы методы ведения недоброкачественной конкуренции?

 

Литература 

1. Голубков Е.П. Маркетинговые  исследования: теория, методология  и практика. М., Финпресс, 1998.

2. Ламбен Жан-Жак. Стратегический  маркетинг. Санкт-Петербург, Наука, 1996.

3. Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International,Inc., 1987.

4. Kotler Philip, Armstrong Gary. Principles of Marketing.Prentice Hall, 1991.

5. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 1991.

6. Porter M.E. Competitive Strategy. New York., The Free Press, 1980.

Ансофф И. Новая корпоративная  стратегия: пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.

[1] Тим Амблер. Практический  маркетинг

[2] Michael E. Porter. What is Strategy? — Harvard Business Review, November-December, 1996

Классика маркетинга. Сборник  работ, оказавших наибольшее влияние  на маркетинг» (Издательство: Питер, 2001 г.).

Филипп Котлер, Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс, 2-е издание. Питер, 2005

1 Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000

 


Информация о работе Анализ конкурентов