Основные принципы построения логистической информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение информационного обеспечения логистического процесса. Отсюда вытекают следующие задачи: рассмотрение проблем информационной логистики, создания логистических информационных систем, видов логистических информационных систем, раскрытие принципов построения логистических информационных систем, исследование информационных технологий, рассмотрение дистанционной передачи данных и информационной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы построения и функционирования логистической информационной системы………………………………………5
1.1. Создание логистических информационных систем………………….5
1.2. Виды информационных систем в логистике………………………...11
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем………………………………………………………..15
1.4 Корпоративные информационные системы………………………….23
2. Особенности логистических информационных систем в современных условиях…………………………………………………………………………..28
2.1. Краткая характеристика деятельности ТК «ИНФРАХИМ»………..28
2.2. Характеристика информационной логистической системы склада..30
2.3. Анализ использования системы автоматизированного управления.33
3. Пути улучшения логистической информационной системы…………36
Заключение…………………………………………………………………38
Список используемых источников………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 97.95 Кб (Скачать)

При проектировании информационных систем возникает опасность  сохранения традиционных процессов, в  то время как необходимо добиться коренных изменений в организации.

 

1.2. Виды информационных систем в логистике

 

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис 2.1.4)

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

  • плановые;
  • диспозитивные (или диспетчерские);
  • исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач.

 

Рис. 1.1. Виды информационных систем, применяемых в логистике

 

Обеспечивающие  подсистемы могут отличаться всеми  своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся  подробнее на специфике отдельных  информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

  • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  • управление условно-постоянными, т.е. мало изменяющимися данными;
  • планирование производства;
  • общее управление запасами;
  • управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы  (информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу). Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);
  • распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
  • отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.5

Выше  рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе  их функциональных подсистем. Но, как  уже отмечалось, различия имеются  и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных  особенностях программного обеспечения  плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Создание  многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с  одной стороны, должно обеспечить многофункциональность  системы, а с другой – высокую  степень ее интеграции. В связи  с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики  должна исследоваться возможность  использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее  время создаются достаточно совершенные  пакеты программ. Однако применимы  они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными  потоками задач.

Наиболее  высок уровень стандартизации при  решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими  трудностями адаптировать здесь  стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

  • производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
  • структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном  уровне управления индивидуальное программное  обеспечение применяют наиболее часто.

Главную роль во всей архитектуре логистических  систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к  соответствующим исполнительным системам.

 

 

 

 

 

1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем.

 

В соответствии с принципами системного подхода  любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении  с внешней средой, а уж затем  внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения  по этапам создания системы, должен соблюдаться  и при проектировании логистических  информационных систем.

С позиций  системного подхода в процессах  логистики выделяют три уровня (рис.1.2.).

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода.

 

Первый  уровень – рабочее место, на котором  осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй  уровень – участок, цех, склад, где  происходят процессы транспортировки  грузов, размещаются рабочие места.

Третий  уровень – система транспортирования  и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно  принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении  готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство – снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным  группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной  интеграцией считается связь  между плановой, диспозитивной и  исполнительной системами посредством  вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис.1.3.

Горизонтальной  интеграцией считается связь  между отдельными комплексами задач  в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом  преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

  • возрастает скорость обмена информацией;
  • уменьшается количество ошибок в учете;
  • уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
  • совмещаются разрозненные информационные блоки.

В основу построения  логистической информационной системы должны быть заложены принципы:

1. Полнота  и пригодность информации для  пользователя. Логистический менеджер  должен располагать необходимой  и полной (достаточной) информацией  для принятия решений, причем  в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах  потребителей часто нуждается  в предварительной обработке  и обычно размещается не там,  где логистический менеджер принимает  решение.

2. Точность. Точность исходной информации  имеет принципиальное значение  для принятия правильных решений.  Например, информация об уровне  запасов в распределительной  сети в современных логистических  системах допускает не более  1 % ошибок или неопределенности  для принятия эффективных решений  в физическом распределении, создании  запасов и удовлетворении запросов  потребителей. Большое значение  имеет точность и достоверность  исходных данных для прогнозирования  спроса, планирования потребностей  в материальных ресурсах и  т. п.

3. Своевременность.  Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции "точно в срок". Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени ("on line"). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требования своевременности поступления и обработки информации реализуются современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFACT.

4. Ориентированность.  Информация в логистической информационной  системе должна быть направлена  на выявление дополнительных  возможностей улучшения качества  продукции, сервиса, снижения  логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению "узких мест", резервов экономии ресурсов и т. п.

5. Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической  информационной системе, должна  быть приспособлена для конкретных  пользователей, иметь наиболее  удобный для них вид. Это  касается как персонала фирмы,  так и логистических посредников  и конечных потребителей. Бумажный  и электронный документооборот,  промежуточные и выходные формы,  отчеты, справки и другие документы  должны быть максимально приспособлены  к требованиям всех участников  логистического процесса и адаптированы  к возможному диалоговому режиму  для многих пользователей.

6. Подходящий  формат данных. Формат данных  и сообщений, применяемый в  компьютерных и телекоммуникационных  сетях логистической информационной  системы, должен максимально эффективно  использовать производительность  технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускная способность  и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных  документах, размерность данных  и другие параметры должны  облегчать машинную обработку  информации. Кроме того, необходима  информационная совместимость компьютерных  и телекоммуникационных систем  логистических посредников и  других пользователей по форматам  данных в логистической информационной  системе.

Формирование  информационной системы в логистике  осуществляется по иерархическому принципу, причем в логистических информационных системах нумерация уровней начинается с низшего. Такой принцип принят с целью обеспечить возможность наращивания информационной системы более высокими рангами и ее включения в качестве подсистемы в обобщающие системы и сети более высокого порядка, если в этом появится необходимость

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать  следующие  принципы:

1. Принцип использования аппаратных  и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

- обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

- повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

- снизить их стоимость;

- ускорить их построение.

Информация о работе Основные принципы построения логистической информационной системы