Основные принципы построения логистической информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение информационного обеспечения логистического процесса. Отсюда вытекают следующие задачи: рассмотрение проблем информационной логистики, создания логистических информационных систем, видов логистических информационных систем, раскрытие принципов построения логистических информационных систем, исследование информационных технологий, рассмотрение дистанционной передачи данных и информационной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы построения и функционирования логистической информационной системы………………………………………5
1.1. Создание логистических информационных систем………………….5
1.2. Виды информационных систем в логистике………………………...11
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем………………………………………………………..15
1.4 Корпоративные информационные системы………………………….23
2. Особенности логистических информационных систем в современных условиях…………………………………………………………………………..28
2.1. Краткая характеристика деятельности ТК «ИНФРАХИМ»………..28
2.2. Характеристика информационной логистической системы склада..30
2.3. Анализ использования системы автоматизированного управления.33
3. Пути улучшения логистической информационной системы…………36
Заключение…………………………………………………………………38
Список используемых источников………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 97.95 Кб (Скачать)

Рисунок 1. Основные показатели работы склада до внедрения информационной системы.

 Имеющиеся в распоряжении “ИНФРАХИМ” три склада общей площадью 3000 кв. м не справлялись с возрастающим потоком покупателей и расширяющимся ассортиментом. Не  удовлетворяли ни точность выполняемых складских операций, ни время сбора заказов, ни текущее качество обслуживания покупателей. Имеющиеся склады и существующая система управления ими не позволят  достигнуть требуемых оперативности и аккуратности выполнения заказов  покупателей.  Решено было построить современный, хорошо оснащенный офисно-складской комплекс. На финальной стадии его строительства был объявлен тендер на создание ИС для управления распределительным центром. Будущая система должна была решать следующие задачи:

- управление складским комплексом в реальном времени;

- обеспечение 99%-ной точности выполнения складских операций (включая отгрузку заказов);

- обеспечение однозначного понимания местоположения товаров (в “ячейке”);

- увеличение скорости выполнения заказов;

- исключение пересортицы;

- автоматизация всех технологических операций на складе;

- сбор информации, необходимой для анализа работы склада на каждом этапе технологической цепочки.

Для решения этих задач в «ИНФРАХИМ» решили внедрить канадскую информационную систему Radio Beacon WMS. (Сокращение WMS расшифровывается как warehouse management system – система управления складом). Внедрение, включающее поставку системы, консультации, обучение сотрудников и дальнейшее сопровождение, было осуществлено силами компании «Пилот». На все про все ушло порядка 3 месяцев, из которых один месяц заняло описание всех бизнес-процедур, а остальные два – настройка системы и ее интерфейса и др. Общий бюджет проекта автоматизации склада составил порядка 150-200 тыс. долларов. 30% этой суммы пришлось на стоимость самой системы, 40% – на аппаратную часть, остальное составила плата за сопутствующие услуги. Предполагаемый срок окупаемости – не более 10-12 месяцев. 

 

 

2.2. Характеристика информационной  логистической системы склада.

 

Программный комплекс Radio Beacon WMS, разработанный одноименной канадской компанией, призван управлять складом со сложными распределительными операциями и является основной частью сложного комплексного решения, обеспечивающего связь таких элементов системы, как беспроводные радиотерминалы, корпоративная финансовая система и автоматическое складское оборудование.

Radio Beacon WMS предоставляет следующие возможности для распределительных центров, обеспечивая концепцию "прозрачного склада":

- Работа в режиме реального времени;

- Полная автоматизация процессов приемки и размещения товаров;

- Возможность проведения инвентаризации склада в любой момент времени;

- Управление ресурсами распределительного центра;

- Одношаговое управление и формирование мелкооптовых заказов;

- Поддержка сопроводительных этикеток и документов;

- Генерация уведомлений об отгрузке.

 Аппаратная  часть решения представляет собой  комплекс оборудования компаний  Symbol Technologies и Zebra Technologies. Всю площадь склада покрывает беспроводная сеть Symbol Spectrum24, работающая на радиочастотной технологии и поддерживающая открытые стандарты IEEE 802.11 (скорость передачи данных – до 2 Мбит/сек.) и 11 IEEE 802.11b (до 11 Мбит/сек.). Сеть обеспечивает передачу данных и голосовую связь в режиме реального времени и интегрируется с кабельной сетью предприятия. Для исключения несанкционированного доступа настроена шифрация передаваемых данных.

В качестве ручных промышленных терминалов используются две версии модели Symbol PDT6846 – со стандартным сканером (на приемке и отборе товаров) и с увеличенной дальностью считывания (на штабелёрах). Ручные компьютеры PDT6846 представляют собой вандалоустойчивый вариант терминала сбора данных. Они сохраняют работоспособность при температуре в диапазоне от -25 до +50С, выдерживают падение на бетонную поверхность с высоты 1,2 м, защищены от воздействия влаги и пыли. Стоимость подобного устройства составляет порядка 2 800 долларов. Операторы (они же грузчики) могут работать с терминалами уже через три дня обучения, но полная «адаптация» работников к системе длится около двух-трех недель.

В качестве этикеточного оборудования установлены  промышленные принтеры производства Zebra Technologies. Два принтера находятся в зоне приемки, обеспечивая печать палетных и товарных этикеток. Еще два принтера расположены в зоне отгрузки и предназначены для вывода на печать заданий на пополнение товарных запасов, а также упаковочных листов. Принтеры имеют стальной корпус, защищающий механизм от механических повреждений, влаги и пыли.

Подобная  систематизация хранения дает возможность  воспользоваться технологией управляемого размещения товара на складе. В частности, в ответ на запрос оператора система  управления анализирует информацию о конкретном товаре, поступившем  на склад, и определяет номера ячеек, которые рекомендуются для хранения данного товара.

Результатом первого этапа стала разработка алгоритмов выполнения складских операций; технологии выполнения операций приемки  товаров и сопровождающий их документооборот, а также операций размещения товаров  на складе с учетом их свойств (огнеопасность, вес); системы адресации мест хранения и отбора заказов; алгоритмов пополнения зоны отбора товаров (два нижних яруса) из зоны хранения (три верхних яруса  из пяти); кроме того, алгоритмов отбора товаров в заказы и их последующей отгрузки и документооборота, сопровождающего данную операцию; интерфейса с центральной офисной системой; форм этикеток на товары и документов; дополнительных отчетных форм; методики выполнения операций обслуживания базы данных.

На второй стадии реализации проекта были осуществлены моделирование и отладка системы  управления с учетом всех разработанных  алгоритмов выполнения складских операций и использованием реальных данных. При необходимости принимались  решения об изменении соответствующих  алгоритмов. В ходе отладки системы  выявлялась также потребность в  корректировке отношений с поставщиками с целью снижения затрат на выполнение складских операций и повышения  их эффективности.

Содержанием третьей стадии было обучение персонала  и ввод системы в эксплуатацию. При этом внедрение системы выполнялось  поэтапно и предусматривало промежуточную  фазу, во время которой одновременно были задействованы и старая и  новая системы. Хотя это и увеличило  продолжительность внедрения, однако позволило перейти на новую систему  без остановки деятельности компании.

 

2.3  Анализ использования системы автоматизированного управления

 

 

        Система Radio Beacon WMS позволила организовать работу распределительного центра “ ИНФРАХИМ ” максимально рационально и точно. Управление всем комплексом площадью 7000 кв. м, насчитывающим около 8000 паллетомест для 4000 наименований товаров, осуществляется из единой точки.

Заказ поступает  в КИС посредством применения технологий «клиент-сервер». Что подразумевает оформление заказа клиентом без каких-либо посредников напрямую с использованием открытых данных о наличии товара у компании.  Из КИС заказ поступает в Radio Beacon на рабочее место диспетчера, который определяет исходные параметры заказа и отправляет его на выполнение. Radio Beacon обрабатывает заказ с учетом состояния склада на текущий момент и выводит на пульт диспетчера информацию о наличии товара, алгоритм и маршрут отбора. После этого формируется задание и маршрут отбора передается на терминал оператору (грузчику). Следуя командам системы, оператор заполняет коробки необходимым товаром. Radio Beacon автоматически контролирует точность выполнения операций, выдавая соответствующие сообщения в случае ошибки. После выполнения заказа печатается упаковочный лист с полным описанием его содержимого.

На складе отдельно выделены: зона приемки (трое ворот), зона подготовленного к отгрузке товара, зона хранения (с 3-го по 5-й ярусы  складских стеллажей) и зона отбора товара (два нижних яруса стеллажей). Ассортимент из 4 000 наименований распределен  так, что отдельные единицы номенклатуры и товары в коробках находятся  на нижних полках, а палеты – на верхних. Соответственно снизу отдельные банки с красками и растворителями и коробки достают грузчики, а палеты сверху – штабелёры (их на предприятии – три). Конструкция стеллажей разработана специально под данный проект с учетом внедрения новой складской системы. Расчетный удерживаемый вес одной ячейки стеллажа составляет 700 кг, ячеек для тяжелых палет – 1 200 кг. Сами стеллажи были изготовлены на заказ в Финляндии.

Одна  из главных задач, которую сотрудникам  центра  решают практически ежедневно, – своевременное пополнение ассортимента в зоне отбора. В системе Radio Beacon WMS есть возможность использования трех методов пополнения. Реально на предприятии применяются два из них.

Первый  метод – классический. Планировка зоны пополнения учитывает возможность  минимального и максимального остатков. Минимальный остаток на данный момент спрогнозирован на уровне 30% от общей  емкости ячейки стеллажа. Как только заполненность ячейки приближается к этому уровню, складская система выдает команду на пополнение. Оно осуществляется после закрытия центра для клиентов в 18.00. Каждому из водителей штабелёров  формируется задание на пополнение, в соответствии с которым водители перемещают весь необходимый запас товаров на завтрашний день с тем, чтобы на следующее утро с открытием предприятия в 9.00 можно было сразу начать отгрузку.         

Система Radio Beacon контролирует наличие товара в зоне отбора и, как только остаток составляет 30% от нижнего предела, сообщает о необходимости ее пополнения. При поступлении же крупных заданий на отгрузку, объем которых превышает уровень запасов в зоне отбора, система автоматически выдает команду на “горячее пополнение”.  
        В ходе проекта была проработана и реализована интеграция складской системы с используемой здесь КИС (“СКИФ”). Интерфейс предполагает обмен информацией об ожидаемом к приходу и реально принятом товаре, заданиях на отгрузку и отгруженных товарах, изменениях остатков и т. д.

 Организованное  взаимодействие систем позволило  прийти к безбумажной технологии  работы распределительного центра.  
        Внедрение высокотехнологичной системы управления распределительным центром позволило  существенно снизить влияние человеческого фактора на производственный процесс. Помимо существенного уменьшения числа грузчиков (обычно в сезон  в смене работало 60—80 человек, теперь свободно справляются 25), уже сегодня  удалось предложить покупателям более широкий спектр товаров, повысить уровень сервиса и поднять скорость обслуживания в два раза. Так, в настоящее время на складе ежедневно обеспечивается сбор и отгрузка более 150 заказов, для которых операторы-грузчики производят свыше 6000 операций по отбору товаров. И если во время строительных работ часть наших клиентов была вынуждена пользоваться услугами наших конкурентов, то на сегодняшний день их количество уже на 10—15% превышает то, что было до реорганизации.

 Конечно, автоматизация склада не смогла полностью исключить человеческих ошибок, но к настоящему времени их число уменьшено до 1%. Вместе с тем система управления позволяет зафиксировать многие из них и оперативно принять решение по исправлению ситуации. Кстати, каждая ошибка персонифицирована, и к допустившему ее оператору могут быть применены штрафные санкции.

Рисунок 2 Основные показатели склада после внедрения информационной системы.

  Интерфейс  с ERP-системы «Скиф» предоставляет возможность обмена информацией: об ожидаемом к поступлению на склад и реально поступившем материале, о заданиях на отгрузку и фактически отгруженных материалах. Такое взаимодействие систем позволило внедрить так называемую «безбумажную технологию» работы распределительного центра. Сегодня на складе в смене заняты 1 диспетчер и 15 операторов.

 

3. Пути улучшения логистической  информационной системы

 

Анализируя  аналитическую часть курсовой работы, я сделала выводы, что создание  современного автоматизированного складского комплекса,  позволило сократить издержки компании и, соответственно, снизить цены на продаваемую продукцию, обеспечив ей лучшую конкурентоспособность на рынке.

Современные логистические ИТ-системы предлагают не только многофункциональные возможности. Отличительными признаками перспективных ИТ-систем являются их гибкость и способность к интеграции. Гибкость – с точки зрения полезности этих систем в изменяющихся, динамичных бизнес-процессах. Под интеграцией подразумевается интеграция в современные ИТ-инфраструктуры, интеграция процессов, выходящих за рамки одного предприятия, и современных технологий (например, RFID). Все это становится возможным, благодаря развивающемуся, способному к обновлению и настраиваемому на индивидуальные потребности стандартному программному обеспечению.

Пользовательский интерфейс является важным элементом повышения производительности и восприятия системы пользователями. Лозунг «чем ярче, тем лучше», остался  в прошлом. Наиболее важными становятся другие аспекты. Демографические изменения  означают появление большего количества пользователей, говорящих на иностранном  языке. Нехватка специалистов требует  большой гибкости в моделях и  структурах рабочего времени. Быстрая  смена мест работы делает необходимым  разработку интуитивных, легко осваиваемых  интерфейсов для работы с системой. Для повышения производительности, каждый пользователь должен иметь возможность организовать свое рабочее место в соответствии со своими задачами.

Всё это обосновывает высокие требования к концепции интерфейса оператора  в современном логистическом ПО. Логистику характеризует информация и мобильность. В связи с этим все больше функций ИТ-систем в логистике будут использоваться мобильно. Они выйдут далеко за рамки классической системы управления штабеллерами и безбумажного комиссионирования.

Примерами могут служить IPhone и IPad компании Apple.

Информация о работе Основные принципы построения логистической информационной системы