Основные принципы построения этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

По Канту, построить этику по образцу науки – значит создать учение об универсальной общечеловеческой нравственности. До Канта такую попытку построения этики по образцу математики предпринимал Спиноза. Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном – её истины должны быть необходимыми и всеобщими.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭТИКИ 

     Кант  видел этику как стройную научную  теорию, подобную естественным наукам. Как и любая точная наука, этика должна иметь необходимые атрибуты: собственные принципы, законы, категориальный и понятийный аппарат.

     По  Канту, построить этику по образцу  науки – значит создать учение об универсальной общечеловеческой нравственности. До Канта такую попытку  построения этики по образцу математики предпринимал Спиноза. Научная этика  сходна с математикой и естествознанием  в главном – её истины должны быть необходимыми и всеобщими. А  значит, они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука. И для обоснования этих истин мы не имеем права апеллировать ни к чувственным импульсам, ни к опыту.

     Кант  уверенно говорит о превосходстве практического разума над теоретическим, деятельности над познанием. Но что такое «практическое»? В широком смысле слова к практическому философствованию он причисляет этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Но в узком смысле термина практический разум у Канта означает «разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения». [1, с. 116]

     В «Критике чистого разума» изложена теория этики. В соответствии с воззрениями Канта на мораль «практическое есть все то, что возможно благодаря свободе». [5, т. 3, с.658]

     В основе «практического разума» Канта лежит тот же самый разум, что был теоретическим в «Критике чистого разума». Это один и тот же разум, но иначе применяемый, так как «практика» Канта не опирается на познание. Философ желает научной этики.

     Кант  придерживается принципа первенства вопросов моральности поведения человека над вопросами научного познания. У него теоретическое познание в состоянии самое большее побудить к активности моральную мысль человека. С другой стороны, возникает надежда, что в сфере морального действия человеку удастся соединиться с трансцендентным, стать ему причастным, приобщиться к его содержанию.

     Этика – главная часть философии Канта. Именно с размышлений над антиномиями началось становление его «критицизма». Кант строил этику, основанную на принципах антиэвдемонистичности, онтологической двойственности человека, рационализма, антинатурализма, ориентации на должное, априоризма и автономности. Под «автономностью» в данном контексте понимается независимость моральных постулатов от внеморальных доводов и оснований.

     Эвдемонистическими  называются учения этики, опирающиеся  на принцип счастья. Этика Канта  принципиально антиэвдемонистическая, т.е. одной из её особенностей является это отрицание возможности обоснования этики на принципе счастья.

     Правда, немецкий философ признает, что быть счастливым – необходимое желание  каждого разумного конечного  существа. Однако, задачу достижения счастья  невозможно, по Канту, рассматривать  как закон. То, в чем каждый усматривает  свое счастье, зависит от особого  чувства удовольствия или неудовольствия и даже в одном и том же субъекте – от различия потребностей соответственно изменениям в этом чувстве. «Следовательно, практический принцип стремления к счастью, будучи необходимым субъективно, объективно все же остается совершенно случайным принципом; в различных субъектах он может и должен быть очень различным и, значит, никогда не может служить     законом. [2, с. 330]

     Человек как онтологически двойственное существо, причастное к двум различным  мирам – явлений и вещей в себе, – неизбежно приходил у Канта к этическому расщеплению самого себя и сферы своего поведения. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки выбора и действия, так что следует строить этику, учитывая, что человек – гражданин двух миров и в моральном отношении,        а высшая нравственность, по Канту, не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни.

     Рационализм кантовской этики означает, что не чувственные увлечения, не вспышки  страсти и не порывы сердца, а  только разум должен судить о добре и зле. Этика, основанная на чувственных потребностях, не обеспечивает чистоты нравов. Жестокий нормативизм этики Канта противопоставляется описательной этике с ее ориентацией не на должное, а на реально существующее. Эту позицию он занял, исходя из своего учения о двойственности человеческой природы. Немецкий философ считает схему всякого реально существующего морального поведения «в принципе недостаточной и ущербной». [1, с. 119]

     Этика Канта автономна. Она ориентирована  на некий независимый будто бы от привходящих соображений и  стимулов идеал. Ни чувственные желание, ни эгоистическая расчетливость, ни апелляции к пользе или вреду  вообще не должны приниматься в соображение. [5, т. 4, с. 275]

     Однако  Кант не довел свой замысел автономной этики до конца. Он лишь уменьшил значимость религии, но не отверг религиозную веру. По Канту бог не творец нравственности, не источник нравственного закона, но он - причина нравственного порядка  в мире.

     Учение  Канта о человеке пессимистично. Ядром этой теории является тезис  об «изначально злом», которое будто бы присуще природе человека. Кант считал, что «люди по своей эмпирической природе более злы, чем добры, ибо животный эгоизм толкает их к злосердечию и коварству, несмотря на наличие у них влечения к общительности и задатков гуманности и личного достоинства» [5, т. 4, ч. 2, с. 29].

     Формализм этики Канта – обличье ее идеалистической  сущности, а также ее направленности против всякой попытки эмпирически  обосновать нравственность. Все эмпирическое, согласно мысли Канта, не только совершенно не пригодно к тому, чтобы прибавить что-нибудь к формальному принципу нравственности, «но в высшей степени вредно для чистоты самих нравов» [2, с. 328]. 

     Таким образом,  мы видим, что Кант выдвигал на первое место вопросы моральности  поведения человека. Он строил этику, основанную на принципах онтологической двойственности личности, рационализма, антинатурализма, автономности и априоризма.

     Выделяются  и особенности этики Канта: формализм, антиэвдемонистичность и противопоставление этического долга склонности.

     Учение  немецкого философа излагает нам  различные виды императивов в данной философско-этической концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Категорический характер этики Канта 

     И. Кант вводит понятие нравственного закона, основу которого следует искать «не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, а a priori исключительно в понятиях чистого разума» [5, т. 4, ч. 1, с. 223]. По Канту вся моральная философия исходит из своей чистой основы. Она ничего не берет из антропологии, а дает человеку как разумному существу априорные законы. В свою очередь нравственный закон может быть найден лишь в «чистой философии». Кант полагал, что философия, соединившая априорные принципы с эмпирическими, не может даже называться философией, и особенно моральной. Поэтому основу этики составляет «метафизика нравственности», которая должна исследовать идею и принципы возможной чистой воли, а не действия и условия человеческой воли.

     Кант  исследует различные виды императивов  в этике. Императивом философ  называет форму повеления. Императив  прибегает к такой воле, которая  по своему свойству не определяется этим императивом с необходимостью. Императивы говорят, что поступать таким-то образом хорошо, но они говорят это о «такой воле, которая не всегда делает нечто потому, что ей дают представление о том, что делать это хорошо»                    [5, т. 4, ч. 1, с. 251]. Императивы всегда предполагают несовершенство воли разумного существа.

     Существует  два основных вида императивов: гипотетические и категорические. Мы имеем дело с гипотетическим императивом, если поступок, предписываемый им, хорош  только в качестве средства для чего-нибудь другого. А когда мы говорим о категорическом императиве, то поступок представляется как хороший сам по себе или как необходимый для воли, а сама воля согласуется с разумом. Другими словами, гипотетические императивы – те, исполнение которых связано с наличием определенных условий, в свою очередь категорические – те, которые обязательны при любых условиях.

     Категорический  императив Канта – это моральный  закон, одинаково обязательный для  всех людей. «Категорический императив  может быть таким же, как правила  математики, т.е. быть чисто формальным, применимым к поведению всех людей  во всякое время и во всяком месте».[13, с. 306]

     У Канта есть несколько формулировок категорического императива. Чтобы  лучше понять существо его мысли, приведем одну из них: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла  всегда стать и принципом всеобщего  законодательства». Другая формулировка: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство». Данное высказывание Канта определяется чистым долгом, ибо только в долге Кант видит то, что способно поднять человека над самим собой, дать состояться ему как личности в свободе и независимости от природного механизма.

     Категорический  императив Канта формулирует  принцип безусловного достоинства  личности. «Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, пишет Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность. Это «нечто» – человек!»[23, с.180] С его точки зрения человек не может быть принесен в жертву ни так называемому «общему благу», ни светлому будущему. Высшим мерилом отношений между людьми с позиций категорического императива является не чистая полезность, а значимость личности. На признании важности тех свойств и признаков (прежде всего разума и свободы), по которым все люди могут быть отнесены к единой категории рода человеческого, собственно и основывается категорический императив. Эта идея безусловного достоинства каждой человеческой личности является одной важнейших в этической философии Канта. По его мнению, практический нравственный закон возможен при существовании чего-то, что представляет абсолютную ценность само по себе. Такая цель «само по себе» –человек, точнее, личность.

     Есть  предметы, существование которых  зависит не от нашей воли, а от природы. Они не наделены разумом, имеют  только относительную ценность, служат только средствами для цели, но не могут быть самой целью. Такие предметы немецкий философ называет вещами. Разумные существа он называет лицами. Сама природа отмечает их в качестве целей самих по себе,    т. е. как нечто, что не следует употреблять как условие или как способ достижения какой-нибудь цели.

     Человек представляет себе собственное бытие как самоцель. Представление о личности как самоцели неотделимо в этике Канта от одной из основных его тем – идеи долга.

     В связи с категорическим императивом  выделяют основные особенности этики  Канта:

     1. крайне формальный характер этики;

     2. отказ от построения этики  как учения об условиях и  средствах, ведущих человека к  счастью; 

     3. противопоставление нравственного  долга влечению, прежде всего  чувственной склонности. [2, с. 327]

     По  Канту нравственный закон совершенно формален. Если использовать нравственный закон как предписывающий некоторое  определение нравственного поступка по его содержанию, то, как считает  Кант, это окажется несовместимым  с самими основами нравственного  закона: с его безусловной всеобщностью, с его полной независимостью от каких  бы то ни было эмпирических обстоятельств  и условий, с его автономией, т. е. независимостью от всякого интереса.

     К нравственному закону нельзя относить практическое предписание, которое  заключало бы материальное, а, следовательно, и эмпирическое условие. Ведь любая «материя» практических правил всегда основывается на субъективных условиях. Однако эти условия не в состоянии дать ей общезначимости для разумных существ, кроме только обусловленной. Следовательно, необходимость, которую выражает закон нравственности, не должна быть естественной необходимостью, она может состоять «только в формальных условиях возможности закона вообще» [5, т. 4, ч. 1, с. 351].

1.2. Долг как основной  фактор нравственности 

     Любое учение о морали, нравственности невозможно без такого понятия как долг. Этика  долга занимает в философии Канта  значительное место.

     Долгом  Кант называет «объективное практическое действие, которое в силу нравственного закона исключает все определяющие основания поступков, исходящие из склонностей».[2, с. 332] В долге заключается понятие принуждения, т. е. определение к поступкам, как бы охотно эти поступки ни совершались. По Канту моральность поступков определяется необходимостью их из одного лишь сознания долга и одного лишь уважения к закону, а не из любви или склонности к тому, что должно приводить к этим поступкам. Моральная необходимость есть непременно принуждение. Каждый поступок, основанный на необходимости, следует рассматривать как долг, а не как вид деятельности, который мы выбрали произвольно.

Информация о работе Основные принципы построения этики