Основные принципы построения логистической информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение информационного обеспечения логистического процесса. Отсюда вытекают следующие задачи: рассмотрение проблем информационной логистики, создания логистических информационных систем, видов логистических информационных систем, раскрытие принципов построения логистических информационных систем, исследование информационных технологий, рассмотрение дистанционной передачи данных и информационной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы построения и функционирования логистической информационной системы………………………………………5
1.1. Создание логистических информационных систем………………….5
1.2. Виды информационных систем в логистике………………………...11
1.3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем………………………………………………………..15
1.4 Корпоративные информационные системы………………………….23
2. Особенности логистических информационных систем в современных условиях…………………………………………………………………………..28
2.1. Краткая характеристика деятельности ТК «ИНФРАХИМ»………..28
2.2. Характеристика информационной логистической системы склада..30
2.3. Анализ использования системы автоматизированного управления.33
3. Пути улучшения логистической информационной системы…………36
Заключение…………………………………………………………………38
Список используемых источников………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.docx

— 97.95 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВСГТУ

Восточно-Сибирский государственный  технологический университет

Институт экономики и права

Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

на тему: «Основные принципы построения логистической информационной системы».

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы построения и функционирования  логистической информационной системы………………………………………5

1.1. Создание  логистических информационных систем………………….5

1.2. Виды  информационных систем в логистике………………………...11

1.3. Принципы  построения и функционирования  логистических информационных систем………………………………………………………..15

1.4 Корпоративные  информационные системы………………………….23

2.  Особенности  логистических информационных систем  в современных условиях…………………………………………………………………………..28

2.1. Краткая характеристика деятельности ТК «ИНФРАХИМ»………..28

2.2. Характеристика  информационной логистической системы  склада..30

2.3. Анализ  использования системы автоматизированного  управления.33

3. Пути  улучшения логистической информационной  системы…………36

Заключение…………………………………………………………………38

Список  используемых источников………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди многообразия поисков путей развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики.

В течение  последних лет бурно развиваются  основанные на информатике новые  логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. В местах стыка материальный или информационный поток переходить через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики.

Информационное  обеспечение логистического управления является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов или сырья). Благодаря информации удается также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки). Недостаток своевременной информации вызывает накопление материалов, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.

Информационная  техника может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного  роста эффективности можно достичь  и с помощью локальных и  вычислительных систем, а также в  результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые «перешагивают» границы между подразделениями предприятий.

Целью курсовой работы является изучение информационного  обеспечения логистического процесса. Отсюда вытекают следующие задачи: рассмотрение проблем информационной логистики, создания логистических  информационных систем, видов логистических  информационных систем, раскрытие принципов  построения логистических информационных систем, исследование информационных технологий, рассмотрение дистанционной  передачи данных и информационной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы построения и функционирования логистических информационных систем

 

    1. Создание логистических информационных систем

 

При рационализации логистических  процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось  физическому подъемно-транспортному  процессу. Сегодня внимание все более  обращается на информационный поток, при  помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и  организации нередко может принести больший эффект, чем технические  инновации.

Каждое движение материалов связано с передачей информации. Некоторые сообщения опережают  груз, авизируют его прибытие. Информационное опережение позволяет получателю своевременно подготовить его приемку. Другие данные сопровождают груз, они характеризуют  вид и количество товаров, отправителя, получателя и владельца, обращают внимание на опасные свойства товара. Третий вид информации следует за материальным потоком и часто идет в обратном направлении (подтверждение приема, фактурирование, предъявление рекламаций, дополнительные заказы, запросы и  т.п.). Информационный поток бывает более  сложным, чем материальный, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материал прямо  не проходит.

Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья). Благодаря информации удается также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки). Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.

Рынок предъявляет предприятиям значительные требования. Надо все  быстрее модернизировать продукцию, лучше владеть ценами, учитывать  расходы, анализировать эффективность отдельных заказов и продуктов. От крупносерийной продукции «для складирования» (по усмотрению производителя, т.е. конкретных заказов в момент запуска производства) в ряде отраслей все чаще переходят к штучному производству по конкретным заказам с быстрыми поставками.

Интеграция информационных процессов означает, что любая информация подготавливается и записывается в базу данных только один раз, причем она может использоваться для разных целей. Информационные процессы взаимоувязаны и взаимодействуют через посредство единой базы данных. Содержание и структуру всей базы данных поэтому надо проектировать совместно с учетом требований всех информационных систем предприятия1.

Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой. Степень их автоматизации обычно относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов). Их подсистемы выполняют функции на различных уровнях управления, как правило, используя общий банк данных. Информацию все более высокого уровня получают сжатием данных из детальной базы более низких уровней. Детальные данные передаются на более высокий уровень только в случае значительных отклонений от требуемого или ожидаемого состояния.

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.

  1. Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
  2. Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставками, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Дипозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.
  3. Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т.е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием. Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.

Для того чтобы система  существовала, развивалась, совершенствовалась и выживала в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью  некоторых свойств. Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе:

1. Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

- Закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

- Планирование и управление производством – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

- Сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы

Как мы видим  элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость  обеспечивается единством цели, которой  подчинено функционирование логистических  систем.

2. Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических  системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды2.

Создание  информационных систем требует системного мышления. Структура логистической  системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.

Вычислительная  техника также применяется в  отдельных звеньях логистической  цепочки для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними. В области экономического контроля, наоборот, роль регулятора (прерогативу принятия решений) оставляет за собой человек, а вычислительная техника предоставляет ему нужную информацию. Для управления оперативными логистическими процессами и для контроля за ними важным является диалог с ЭВМ в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции регулятора. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных.

Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники становится возможной ее децентрализации, т.е. приближение к  рабочим местам. Децентрализация  ЭВМ позволяет существенно сократить  объем передачи данных. Ряд данных о логистических процессах можно  обрабатывать автономно прямо в данном подразделении, например, на складе. Принципиальной идеей создания децентрализованных баз данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.

Взаимная  связь средств вычислительной техники  на территории предприятия или между  несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в  одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией, предназначенной  только для этой цели. У передвижных  средств и у бортовых вычислительных машин некоторая часть трассы линии связи бывает беспроволочной. ЭВМ и абонентские пункты соединяются  в так называемые локальные сети (LAN – Lokal Area Networks).

Ограничивающим  фактором для применения ЭВМ в  последние годы становится сложность  создания программного обеспечения. Поэтому  обычно стремятся, с одной стороны, рационализировать и повысить производительность труда программистов, с другой стороны, создавать пакеты прикладных программ широкого применения, пригодных для  разных (особенно персональных) ЭВМ  и относительно легко адаптируемых к конкретным условиям пользователя.

По оценкам  специалистов, на логистические информационные системы приходится 10-20% всех логистических издержек. Цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются; растет отношение производительности ЭВМ к их цене. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным лекарством от плохо управляемых операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки данных без заметного эффекта для предприятия. Недостаточная эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям «верность» и «актуальность») данных, неподготовленность подразделений предприятия к внедрению системы3.

Информация о работе Основные принципы построения логистической информационной системы