Организация складского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:03, реферат

Описание работы

Цель работы: выявление подходов, способов организации складского хозяйства и оценка её эффективности на предприятии ОАО «ВАСО».

Объект исследования – складское хозяйство.

Предмет исследования – организация складского хозяйства.

Задачи для достижения целей:

1.Выявление основных функций складов;
2.Подразделение складов по различным признакам;
3.Выявление наиболее эффективных способов размещения складской сети;
4.Выявление факторов влияющих на выбор количества складов;
5.Ознакомление с основными функциями логистического процесса;
6.Рассмотрение методов разработки системы складирования;
7.Рассмотрение видов складирования;
8.Рассмотрение способов обработки информации в системе складирования;
9.Ознакомление с основными показателями работы склада
10.Выявление методов расчета площади различных участков и общей площади склада;

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 146.75 Кб (Скачать)

     Складирование и хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. Для упорядоченного хранения груза и экономического его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает:

  1. Закладку груза на хранение;
  2. Хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
  3. Контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.

     Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:

  1. Получение заказа клиента (отборочный лист);
  2. Отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
  3. Комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
  4. Подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
  5. Документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
  6. Объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
  7. Отгрузку грузов в транспортное средство.

     Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через  информационную систему. Адресная система  хранения позволяет указывать в  отборочном листе место отбираемого  товара, что значительно сокращает  время отборки и помогает отслеживать  отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в  экономичную партию отгрузки, позволяющую  максимально использовать транспортное средство.

     Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов (объединению небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства) и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению избыточных страховых запасов у потребителя.

     Сбор  и доставка порожних товароносителей  играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.

     Информационное  обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:

  1. Обработку входящей документации;
  2. Предложения по заказам поставщиков;
  3. Оформление заказов поставщиков;
  4. Управление приемом и отправкой;
  5. Контроль наличия товаров на складе;
  6. Прием заказов потребителей;
  7. Оформление документации отправки;
  8. Диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
  9. Обработку счетов клиентов;
  10. Обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
  11. Различную статистическую информацию.

     Контроль  за выполнением заказов  и обеспечение  обслуживания клиентов.

     На  обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов  и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое  обслуживание покупателей может  легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно  отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории  элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг  занимается служба продаж (маркетинговая  служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:

    1. Сортировку товаров;   
    2. Полную проверку качества поставляемых товаров;
    3. Фасовку и упаковку;
    4. Замену заказанного товара (изменение заказа);
    5. Экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
    6. Информационные услуги;
    7. Заключение договора с транспортными агентствами.

      Послепродажные  услуги охватывают спектр услуг, оказываемых  потребителям продукции:

  1. Установку изделий;
  2. Гарантийное обслуживание;
  3. Обеспечение запасными частями;
  4. Временную замену товаров;
  5. Прием дефектной продукции и замену ее.

     Рациональное  осуществление логистического процесса на складе – залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

    1. рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
    2. эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
    3. использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
    4. минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
    5. осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
    6. максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией.

     Иногда  резервы рациональной организации  логистического процесса, пусть и  не столь значительные, заключаются  в весьма простых вещах: расчистке  загроможденных проходов, улучшении  освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности  функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа – использоваться для  улучшения организации логистического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 Система складирования как основа рентабельной работы склада

5.1 Определение места склада  логистической системе

     Место склада в логистической системе  и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных  функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).

     Склады  в области  снабжения с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно  можно разделить на две группы:

     1) Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью;

     2) Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры.

     Склады  производственной логистики связаны  с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.

     Склады  распределительной логистики,  основное назначение которых – преобразование производственного ассортимента в  торговый и бесперебойное обеспечение  различных потребителей, включая  розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную  группу. Они могут принадлежать как  производителям, так и оптовой  торговле.

     Склады  готовой продукции и распределительные  склады производителей в различных  регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой  оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями.

     Склады  оптовой торговли товарами народного  потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и  неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее  одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров).

5.2. Задача разработки системы складирования

     Следующим шагом при разработке системы  складирования является определение  задачи, на решение которой и направлена данная разработка, а именно: строительство нового склада; расширение или реконструкция действующего склада; дооснащение или переоснащение действующего склада; рационализация технологических решений на действующих складах.

     Эти принципиальные отличия порождают  различные подходы к разработке системы складирования. В первых двух случаях система складирования  подчинена задаче выбора параметров складского здания и установления конструктивных его особенностей, обеспечивающих проведение оптимальных технологических процессов. В этих случаях отправной точкой при создании системы складирования  должна стать подсистема «складируемая  грузовая единица», а заключительной подсистемой будет «Здание», поскольку  именно определение параметров склада и должно стать результатом всей разработки.

     При разработке системы для действующих  складов она должна быть ориентирована  на уже существующее здание и его  параметры. Поэтому подсистема «Здание» будет определяющей для всех остальных  подсистем.

5.3. Определение элементов складских подсистем «Здание»

     Склады  различаются по виду складских зданий (по конструкции): открытые площадки, полузакрытые (навес) и закрытые. Закрытые являются основным типом складских сооружений, представляя собой обособленное здание со складскими помещениями.

     Само  здание может быть многоэтажным и  одноэтажным, при этом последние  в зависимости от высоты делятся  на обычные (высотой, как правило, 6 м), высотные1 (высотой свыше 6м)1 и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Одна из основных целей разработки системы – добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому в подсистеме «Здание» учитывают те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по трем направлениям в пространстве: по ширине, длине, высоте.

     Высота  складских помещений в складах  старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м, отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные склады). За рубежом  эта высота достигает 18 м и выше. В современном складском хозяйстве  предпочтение отдается одноэтажным  складам, а с учетом удорожания стоимости  земельных участков и достижений в области складской техники  – складам с высотной зоной  хранения. Общие затраты на высотный склад меньше в несколько раз, чем затраты на склад с тем  же объемом, но с более низкой высотой.

     На  практике различают следующие основные «типоразмеры» складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000; 25000 м2. При этом, чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее может быть размещено технологическое оборудование под хранение груза и использованы технические средства, а значит, имеются возможности для повышения уровня механизации.

     Для улучшения условий эксплуатации современных высокопроизводительных подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому  пространству склада без перегородок  и с максимально возможной  сеткой колонн (или пролетов склада).

5.4 Складская грузовая единица

     Оптимальная система складирования предопределяет рациональность технологического процесса на складе. Основным условием здесь  является минимальное количество операций по переработке груза. Именно поэтому  огромное значение придается определению  оптимального вида и размеров товароносителя, на котором формируется складская  грузовая единица. Такими товароносителями могут стать: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов.

Информация о работе Организация складского хозяйства