Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:06, курсовая работа
Цель проекта - создание в Омской области опорного транспортного терминала системы транспортно-экспедиционного обслуживания необходимого для наиболее полного удовлетворения спроса предпринимателей, населения, промышленных предприятий г. Омска и области в транспортных и сопутствующих перевозкам услуг.
Введение 4
1 Анализ текущего состояния и тенденций развития рынка автотранспортных и транспортно-экспедиционных услуг 5
2 Обоснование целесообразности создания терминала 13
3 Определение основных размеров и показателей работы склада 20
4 Характеристика транспортных услуг терминала 25
5 План производства терминала 32
6 Определение направлений тарифной политики терминала,
составление финансового плана 36
Заключение 43
Список использованных источников 44
Наибольший объем перевезенных грузов в 2002 году отмечался в следующих отраслях экономики Омской области: «Сельское хозяйство» (54,9 % от общего объема перевозок крупными и средними организациями области) и «Транспорт» (18,4 %). На рисунке 2 представлена структура автомобильных перевозок грузов по отдельным отраслям экономики.
Рисунок 2 – Структура перевозок грузов автомобильным транспортом по отдельным отраслям экономики Омской области в 2002 году (в процентах к итогу)
Специализированными автотранспортными организациями в 2002 году перевезено на коммерческой основе 3316,2 тыс. тонн грузов или 20,6 процента общего объема перевозок на коммерческой основе. Грузооборот составлял 120,2 млн. тонно-километров (10,9 %)
По видам сообщения коммерческие перевозки грузов и грузооборот специализированных автотранспортных организаций распределялись так, как отражено в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение коммерческих перевозок грузов по видам сообщения
Показатель | Перевозки грузов, тыс. тонн | Грузооборот, млн. т.км. | ||
2001 г. | 2002 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Всего | 3102,6 | 3316,2 | 138,6 | 120,2 |
в том числе по видам сообщения: внутригородское и пригородное |
2498,4 |
2746,6 |
54,0 |
47,4 |
междугородное | 603,8 | 569,5 | 84,3 | 72,8 |
международное | 0,4 | 0,1 | 0,3 | 0,0 |
В общем объеме перевезенных грузов специализированными автотранспортными организациями в 2002 году преобладали строительные грузы и цемент, продовольственные товары, вскрышные породы, зерно и продукты перемола /3/. Структура перевозок по видам грузов отражена в таблице 3.
Таблица 3 – Структура перевозок грузов специализированными автотранспортными организациями по видам грузов (в процентах к итогу)
Показатель | 2001 г. | 2002 г. |
Перевезено грузов, всего | 100 | 100 |
в том числе: каменный уголь и кокс |
2,6 |
1,7 |
нефть и нефтепродукты | 1,2 | 1,7 |
строительные грузы и цемент | 46,8 | 35,0 |
вскрышные породы | 12,4 | 7,6 |
зерновые грузы | 10,8 | 6,3 |
продовольственные товары | 9,6 | 2,5 |
прочие грузы | 16,6 | 45,2 |
В специализированных автотранспортных организациях в 2002 году продолжал оставаться высоким показатель простоя в технически исправном состоянии грузового эксплуатационного подвижного состава, что объясняется недостаточной востребованностью услуг по перевозке грузов со стороны потребителей.
Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что автомобильный транспорт занимает значимое место в перевозочных процессах на территории Омской области. В общем объеме перевозок грузов организациями области доля автомобильного транспорта в 2002 году соответствовала 39,9 процента. На протяжении последних лет наблюдался стабильный рост объема перевозок грузов организациями автомобильного транспорта: в 2001 году по сравнению с 2000 годом – на 20,8 процента, в 2002 году по сравнению с 2001 годом – на 12,7 процента /1/.
В настоящее время на рынке автотранспортных услуг в условиях конкуренции функционирует множество предприятий различных форм собственности, а также частные лица, предлагающие свои услуги по перевозке. Поскольку перечень оказываемых услуг не отличается многообразием, то эффективность деятельности транспортных компаний зависит от того, насколько грамотно руководители смогут организовать процесс работы, способствуя тем самым достижению намеченных целей и реализации стратегий.
В оказании услуг по перевозке грузов постоянными конкурентами средних и крупных предприятий автомобильного транспорта являются частные перевозчики. Они в силу отсутствия в своем распоряжении производственных и административных зданий и сооружений, а также наличия значительно меньшего числа единиц подвижного состава, что отражается в величине издержек, устанавливают сравнительно низкие тарифы на выполнение перевозочных операций.
По словам руководителей крупных фирм, преимущество частных перевозчиков – это лишь вопрос времени. Они считают, что частные лица, работающие с клиентами без договоров и гарантий, уйдут с рынка, а останутся только серьезные перевозчики.
Грузовые автотранспортные предприятия (ГАТП) могут предоставлять целый ряд услуг, основными из которых являются перевозочные, т.е. непосредственно перевозка грузов. Многие из предприятий оказывают дополнительные услуги, такие как: транспортно-экспедиционные, технологические, ремонт автомобилей, транспортное обслуживание и другие. Все эти услуги являются дополнительным источником формирования прибыли ГАТП, но наиболее сложной формой организации работы и рядом определенных особенностей отличается предоставление транспортно-экспедиционных услуг.
ГАТП независимо от того, является ли оно исполнителем транспортно-экспедиционных услуг, всегда может стать участником организации такого рода процессов, т.е. ГАТП может самостоятельно оказывать услуги по экспедиции грузов, или его ожидает участь звена в цепочке: «грузоотправитель – посредник (в лице транспортно-экспедиционного предприятия) – грузополучатель», где оно выполняет лишь перевозочные функции.
Экспедитор должен обладать полной оперативной информацией об имеющихся на данный момент провозных возможностях и быть готовым немедленно предложить потребителю вариант обслуживания, тогда он получает преимущество перед теми своими конкурентами, которые такой информацией не владеют.
В Омске, по данным за 2000 год, большинство ГАТП в дополнение к основной деятельности оказывают транспортно-экспедиционные услуги, например: ОАО «Автоколонна 1252», ОАО «Автоколонна 1968», ОАО «Автоперевозки, ремонт, сервис», ПК «Автохозяйство № 5», «СибАДИ – Транспортная компания», ОАО «ОмскАвиатранс», «Омскавтотрансобслуживание», ОАО «Омское грузовое АТП № 6», ОАО «Омское по грузового АТ № 9», ТОО «Титан», а также успешно работает транспортно-экспедиционное предприятие “Берег”.
Анализ рынка транспортно-экспедиторских услуг в 2001 году наглядно демонстрирует тенденцию роста объемов грузоперевозок в сравнении с посткризисным периодом, общее оживление внешнеторговых отношений стран СНГ и мировых, а также плодотворную работу всех участников этого рынка в достижении целей и задач в транспортно-экспедиторском бизнесе, расширении спектра транспортных услуг и развитии новых направлений деятельности. Главной задачей при этом является предоставление качественных транспортных услуг по перевозке как сырья и оборудования, так и готовой продукции для конечного потребителя.
2 Обоснование целесообразности создания терминала
Целями создания терминала являются:
- организация доставки грузов в междугородном и международном сообщениях, в первую очередь мелкопартионных по терминальной технологии с предоставлением клиенту комплекса транспортно-экспедиционных услуг;
- повышение качества обслуживания клиентуры и сокращение сроков доставки грузов;
- снижение потерь грузов при транспортировке;
- повышение эффективности использования подвижного состава (ПС) и развитие сервисного обслуживания водителей.
Основными задачами функционирования терминала выступают следующие:
- комплексная (транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры, как грузоотправителей, так и грузополучателей в зоне деятельности терминала);
- предоставление отдельных услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО) предприятиям, пользующимся коммерческим транспортом;
- организация и взаимодействие с транспортно-экспедиционными предприятиями (ТЭП) других регионов;
- организация и взаимодействие с ТЭП в зоне деятельности;
- предоставление услуг автотранспорта, взаимодействие с таможней.
Целесообразность создания терминала определяется путем сравнения терминальной и прямой перевозок мелких партий отправок в магистральном сообщении. Это сравнение производится по затратам грузоотправителей (ГО) и грузополучателей(ГП) на доставку груза на всем пути следования с учетом качества и условий работы всех участников доставки. Схемы терминальной и прямой перевозки мелких отправок в магистральном сообщении приведены соответственно на рисунках 3 и 4.
Затраты при прямой перевозке складываются из затрат на сбор (развоз) мелких отправок автомобилем, выполняющим магистральную перевозку и затрат по магистральным перевозкам собранного груза.
Расходы при терминальной перевозке складываются из расходов терминала и расходов на магистральную перевозку.
Расходы терминала складываются из:
- сбор (развоз) груза малотоннажным автомобилем;
- расходы по разгрузке на терминале;
- расходы по сортировке груза;
- расходы по хранению;
- расходы по погрузке.
Расходы на магистральную перевозку определяются путем деления расходов на один рейс на количество перевозимых отправок.
Расходы за рейс должны обеспечить возмещение затрат на магистральную перевозку в рублях (в валюте) и прибыль. Эти расходы принимаются по договорным тарифам, которые устанавливаются соглашением между экспедитором и отправителем (получателем).
При международных перевозках на величину затрат влияет:
- качество обслуживания;
- особенности доставки;
- таможенное оформление.
При прямых перевозках возникают трудности в подборе за короткий период достаточного количества партий для загрузки большегрузного автомобиля, так как отправки предъявляются в разные дни месяца. Терминал сглаживает данную неравномерность.
Сравнение терминальной и прямой схем перевозок показывает, что несмотря на достаточно высокие затраты по переработке груза на терминале, сумма затрат при прямой перевозке выше за счет более высокой стоимости развоза и международных перевозок грузов. Снижение веса отправки, затрат на обработку груза и развоз на терминале повышает эффективность.
Расчет оптимального числа терминалов и расстояний перевозок осуществляется следующим образом: число терминалов должно обеспечить максимально возможное сокращение сквозных маршрутов перевозки.
Территория любой области разделена на определенное число административных районов, которые включают в себя некоторое число городов и населенных пунктов. Сеть автомобильных дорог связывает практически все районы, поэтому между любыми пунктами возможны перевозки автомобильным транспортом. Такая перевозка между двумя пунктами называется возможной автотранспортной связью.