Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:26, дипломная работа
Целью нашей работы является определение эффективных методов оптимизации деятельности предприятий индустрии красоты, направленных на повышение его конкурентоспособности и рентабельности.
Исходя из цели нашей работы, мы выдвигаем следующие задачи:
1. определить понятие, сущность и принципы логистики;
2. выделить основные классификации предприятий салонного сервиса и требования к их организации;
3. провести анализ методов оптимизации процесса управления ресурсами предприятий индустрии красоты;
Введение …………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА
1.1. Логистика салонного сервиса: понятие и сущность……………………….8
1.2. Особенности организации предприятий салонного сервиса
1.2.1. Форма создания предприятий салонного сервиса…………………….9
1.2.2. Классификация предприятий салонного сервиса…………………….16
1.2.3. Требования к организациям предприятий салонного сервиса………22
1.3. Выбор местоположения предприятия салонного сервиса
1.3.1. Факторы, оказывающие влияние на выбор местоположения предприятия салонного сервиса…………………………………………………...27
1.3.2.Рынок услуг в сфере салонного бизнеса в предлагаемом месте расположения создаваемого предприятия………………………………………..28
1.3.3. Методы оптимизации месторасположения предприятия салонного сервиса…………………………………………………………………………...….39
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА
2.1 Оптимизация процесса закупки оборудования, инструментов и материалов на предприятиях салонного сервиса
2.1.1. Выявление потребности предприятия салонного сервиса в оборудовании, инструментах и парфюмерно-косметической продукции……...44
2.1.2. Анализ рынка производителей и поставщиков оборудования, инструментов и парфюмерно-косметической продукции для предприятий салонного сервиса…………………………………………………………………..46
2.1.3. Методы оптимизации процесса закупки оборудования и материалов...51
2.2. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях салонного сервиса
2.2.1. Структура запаса: ассортиментный, стратегический, сезонный……….53
2.2.2. Планирование расходов запасов………………………………………….58
2.2.3. Нормирование расхода материалов, анализ соблюдения норм расхода материалов………………………………………………………………………….65
2.3. Оптимизация процесса информационного обеспечения на предприятиях салонного сервиса………………………………………………………………….69
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САЛОННОГО СЕРВИСА
3.1. Изучение и анализ потребительских предпочтений
3.1.1. Выявление и изучение потребительских предпочтений……………….76
3.1.2. Анализ потребительских предпочтений………………………………...83
3.2. Формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия салонного сервиса
3.2.1. Подходы к формированию ассортимента услуг и сопутствующих товаров предприятия салонного сервиса…………………………………………87
3.2.2. Расчет стоимости услуг и сопутствующих товаров на предприятиях салонного сервиса………………………………………………………………….90
3.3. Управление потоком клиентов на предприятиях салонного сервиса ……..98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...103
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...105
ПРИЛОЖЕНИЕ А Нормирование расхода парфюмерно-косметической продукции…………………………………………………………………………107
2.2.2 Планирование расходов материала. Основные системы управления запасами
Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах производства и обращения продукции.
В настоящее время существует большое количество методов управления запасами, каждый из которых связан с определенными логистическими издержками. В качестве критериев оптимизации могут использоваться: минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами; минимальное время выполнения заказа; максимальная надежность поставки и т. д.
Рассмотрим систему управления запасами «Реагирование на спрос» и логистическую систему планирования распределения продукции и ресурсов DRP. Логистическая концепция «Реагирование на спрос» и ее варианты[16].
Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшения реакции на изменение клиентского спроса на товары и услуги в сфере индустрии красоты .
Концепция «Реагирование на спрос» применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов, где прогнозируется рост спроса на процедуры или товар.
Преимущества внедрения данной концепции заключаются в следующем:
• возможности получения информации о предпочтениях клиентов, процедуры заказов и графиков доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении;
Знание объемов продаж и запасов в розничной сети помогает производителям и заказчикам точнее планировать заказы и поставки;
• поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;
• устанавливаются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций[16].
Наиболее широкую известность получили следующие варианты концепции «Реагирование на спрос»:
1. Концепция определения точки заказа (перезаказа);
2. Метод быстрого реагирования;
3. Концепция непрерывного пополнения;
4. Концепция автоматического пополнения запасов.
1. Концепция определения точки заказа (перезаказа) использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) и статистических параметрах расхода парфюмерно- косметической продукции. Она долгое время не находила практического применения в логистике вследствие неточности прогнозирования спроса на услугу. Эффективность метода ROP в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью.
Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос в точках услуг и продаж, делать более точные прогнозы, что не замедлило сказаться на ее применении в практике. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно - логистических циклов. Сфера использования данной концепции - в основном регулирование уровня страховых запасов в целях выравнивания колебаний спроса [16].
Точка заказа - это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку[11].
Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку парфюмерно- косметической продукцией и доставкой заявки заказчику.
2. Метод быстрого реагирования представляет собой тесное взаимодействие между предприятием салонного сервиса и его поставщиками с целью улучшения продвижения товаров в распределительных сетях.
Сущность его заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия салонного сервиса.
В розничной продаже сопутствующих товаров проводится наблюдение и контроль за каким-либо процессом продаж, собирается и передается информация об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту через дистрибьюторов производителям продукции.
Метод быстрого реагирования предполагает оптимизацию запасов предприятий салонного бизнеса. Применение метода уменьшает запасы готовой продукции до требуемой величины, но не ниже уровня, позволяющего немедленно удовлетворить спрос на услугу или сопутствующий товар большей части клиентов; сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса; концентрируются и пополняются запасы в нужных точках; существует гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети; значительно повышается оборачиваемость запасов.
К основным условиям, позволяющим реализовать на практике концепцию быстрого реагирования, относятся:
• способность предприятия-поставщика быстро перестраивать свое производство на выпуск новых товаров мелкими партиями;
• информационный обмен (на основе связи ЭВМ — ЭВМ и т. п.) между предприятием салонного сервиса и поставщиком-производителем;
• штриховое кодирование для повышения уровня контроля за состоянием запасов, уменьшения издержек обращения и стоимости учетных работ на складе.
3. Логистическая концепция быстрого реагирования или непрерывного пополнения.
Эта концепция постоянного (или с высокой периодичностью) пополнения запасов готовой продукции на предприятиях салонного сервиса рассматривается на основе логистического плана и соглашения между поставщиком и заказчиком, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов.
Ключевыми элементами реализации концепции непрерывного пополнения являются: ежедневная обработка данных об объемах продаж в на предприятиях; расчет поставщиком-производителем общей потребности в количестве и ассортименте продукции; непрерывное (или с высокой периодичностью) пополнение поставщиком запасов предприятия через посредников или путем прямой доставки продукции[22].
Согласно этой концепции, для эффективной работы предприятия салонного сервиса необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от дистрибьюторов и надежная доставка готовой продукции, и во-вторых, размеры отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств[6].
4. Дальнейшим развитием стратегий быстрого реагирования и непрерывного пополнения запасов явилась логистическая концепция автоматического пополнения запасов, которая представляет собой улучшенный вариант метода быстрого реагирования и концепции непрерывного пополнения, что придает определенное сходство этим трем концепциям. Все они в основном направлены на максимальное сокращение времени реагирования логистической системы на изменение спроса.
Рассматриваемая концепция обеспечивает поставщиков (производителей готовой продукции) необходимым набором правил для принятия решений по товарным характеристикам и категориям. Товарная категория представляет собой комбинацию услуг, процедур и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной предприятии салонного сервиса. Путем применения стратегии автоматического пополнения запасов поставщик может удовлетворить потребности представителей салонного бизнеса за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровня запасов для товаров быстрой реализации[7].
Метод автоматического пополнения запасов способствует повышению эффективности возобновления поставщиками запасов в салонном сервисе, более эффективному управлению запасами торговой сети, надежности поставки, соответствию запасов и спроса, позволяет установить длительные партнерские взаимоотношения.
Несмотря на то, что данные стратегии направлены в большей степени на удовлетворение запросов розничной торговли, они позволяют сформировать наиболее оптимальную форму взаимоотношений между дистрибьюторами и представителями салонного бизнеса. Это может быть связано с тем, что информационные потоки, отражающие требования клиентов, процедуры заказов и графики доставки парфюмерно – косметической продукции, обеспечивают поставщиков лучшим видением проблемы управления запасами в дистрибьюции. Поставщики и заказчики могут лучше планировать поставки, когда они знают объем продаж и уровень запасов продукции на предприятиях салонного сервиса. Это лучшее видение помогает поставщикам быстрее реагировать на изменение спроса, решать вопросы об организации сбора заказов, размещении складов и производственных подразделений. Информированность в интегрированных распределительных каналах помогает поставщикам устанавливать приоритеты в производстве и распределении между отдельными товарами и группами потребителей[1].
Развитие подобных логистических систем связано также с учетом факторов времени и информации, что способствует лучшей координации деятельности партнеров в распределительной сети. Альянс между звеньями логистической системы, основанный на обмене информацией и уменьшении рисков, способствует улучшению их операционной эффективности, установлению длительных партнерских взаимовыгодных отношений.
Логистическая система DRP
Логистическая концепция MRP (планирования потребностей/ресурсов) может быть использована и в системах дистрибьюции, что явилось основанием для создания внешних микрологистических систем планирования распределения продукции/ресурсов (DRP). Системы DRP - это распространение логики построения систем MRP на каналы дистрибьюции готовой продукции. Однако хотя эти системы и имеют в основе общую логистическую концепцию «планирования потребностей/ресурсов», в то же время существенно различные.
Системы MRP определены производственным расписанием, которое регламентировано и контролируется производителем готовой продукции. Функционирование же систем DRP базируется на клиентском спросе, который не контролируется предприятием. Поэтому системы MRP обычно характеризуются большей стабильностью в отличие от систем DRP, работающих в условиях неопределенности спроса. Эта неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами готовой продукции в распределительных сетях. Системы MRP контролируют запасы внутри производственных подразделений. Системы DRP планируют и регулируют уровень запасов на складе предприятия салонного сервиса в собственной товаропроводящей сети или у оптовых торговых посредников[3].
Важным инструментом логистического менеджмента в системах DRP представляет собой расписание (график), которое координирует весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в распределительной сети (канале). Это расписание формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической системы, связанного с формированием запасов в распределительном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование пополнения запасов готовой продукции на складе предприятия или оптовых посредников.
Микрологистические системы управления сбытом, основанные на схеме DRP, позволяют фирмам достичь определенных преимуществ в маркетинге и логистике. Маркетинговые организационные преимущества включают в себя улучшение уровня сервиса за счет уменьшения времени доставки готовой продукции и удовлетворения клиентских предпочтений; улучшение продвижения новых, в том числе и сопутствующих, товаров на рынок; улучшенную координацию управления запасами готовой продукции с другими функциями компании[3].
Среди логистических преимуществ систем DRP можно отметить:
• уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок;
• уменьшение уровня запасов за счет точного определения величины и места поставок;
• сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов.
В то же время существуют определенные ограничения и недостатки в применении систем DRP.
Во-первых, система DRP требует точного скоординированного прогноза отправок и пополнения запасов для каждого предприятия распределения готовой продукции в товаропроводящей сети. Система не должна поддерживать излишние запасы в логистических распределительных каналах, но это определяется только точностью прогнозирования.
Во-вторых, планирование запасов в системах DRP требует высокой надежности функционирования связей между распределительными центрами и другими звеньями логистической системы. Неопределенность любого цикла (заказа, транспортировки) немедленно сказывается на эффективности решений, принимаемых в системе DRP.
В-третьих, интегрированное планирование распределения вызывает частые изменения в производственном расписании, приводит к колебаниям в использовании производственных мощностей, неопределенности в затратах на производство, срывам доставки готовой продукции заказчикам. Указанные недостатки традиционно возможно устранить путем увеличения страховых запасов в распределительной сети[22].
Следовательно, в рассмотренных системах комплексно решаются вопросы управления производственной программой, производственными мощностями, персоналом, качеством перевозочного процесса и логистического сервиса
2.2.3 Нормирование расхода материалов, анализ соблюдения норм расхода материалов
Отсутствие федеральных (региональных) и внутрихозяйственных норм, регулирующих состав затрат, обуславливает противоречия действующего порядка формирования затрат с налоговым законодательством - с этой проблемой в последние годы сталкиваются многие организации, работающие на российском рынке парикмахерских услуг. Уровень затрат определяет размер прибыли и, соответственно налога на прибыль. Следовательно, любая неопределенность и тем более некорректность в формировании затрат является основанием для финансовых санкций, предъявляемых предприятиям и организациям оказывающим парикмахерские услуги со стороны налоговых служб [17].
Одной из наиболее проблемных областей затратообразования является материальная составляющая - распространенный на практике порядок отнесения на затраты материалов. Проблема решается с помощью нормативов расходов, которые могут быть выражены как в материальных, так и стоимостных единицах. В услугах парикмахерских они могут достигать нескольких сотен позиций в зависимости от используемых материалов, категории парикмахерской, особенностей ценовой политики и комплекса услуг, включаемых в прейскурантную цену, а также от применяемых технологий. Разработка таких норм - трудоемкий процесс. Специалисты отмечают, что «в подлобных ситуациях целесообразно использовать укрупненные нормативы материальных затрат, рассчитанные через стоимостные единицы.