Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:26, дипломная работа
Целью нашей работы является определение эффективных методов оптимизации деятельности предприятий индустрии красоты, направленных на повышение его конкурентоспособности и рентабельности.
Исходя из цели нашей работы, мы выдвигаем следующие задачи:
1. определить понятие, сущность и принципы логистики;
2. выделить основные классификации предприятий салонного сервиса и требования к их организации;
3. провести анализ методов оптимизации процесса управления ресурсами предприятий индустрии красоты;
Введение …………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА
1.1. Логистика салонного сервиса: понятие и сущность……………………….8
1.2. Особенности организации предприятий салонного сервиса
1.2.1. Форма создания предприятий салонного сервиса…………………….9
1.2.2. Классификация предприятий салонного сервиса…………………….16
1.2.3. Требования к организациям предприятий салонного сервиса………22
1.3. Выбор местоположения предприятия салонного сервиса
1.3.1. Факторы, оказывающие влияние на выбор местоположения предприятия салонного сервиса…………………………………………………...27
1.3.2.Рынок услуг в сфере салонного бизнеса в предлагаемом месте расположения создаваемого предприятия………………………………………..28
1.3.3. Методы оптимизации месторасположения предприятия салонного сервиса…………………………………………………………………………...….39
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА
2.1 Оптимизация процесса закупки оборудования, инструментов и материалов на предприятиях салонного сервиса
2.1.1. Выявление потребности предприятия салонного сервиса в оборудовании, инструментах и парфюмерно-косметической продукции……...44
2.1.2. Анализ рынка производителей и поставщиков оборудования, инструментов и парфюмерно-косметической продукции для предприятий салонного сервиса…………………………………………………………………..46
2.1.3. Методы оптимизации процесса закупки оборудования и материалов...51
2.2. Оптимизация процесса управления запасами на предприятиях салонного сервиса
2.2.1. Структура запаса: ассортиментный, стратегический, сезонный……….53
2.2.2. Планирование расходов запасов………………………………………….58
2.2.3. Нормирование расхода материалов, анализ соблюдения норм расхода материалов………………………………………………………………………….65
2.3. Оптимизация процесса информационного обеспечения на предприятиях салонного сервиса………………………………………………………………….69
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САЛОННОГО СЕРВИСА
3.1. Изучение и анализ потребительских предпочтений
3.1.1. Выявление и изучение потребительских предпочтений……………….76
3.1.2. Анализ потребительских предпочтений………………………………...83
3.2. Формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия салонного сервиса
3.2.1. Подходы к формированию ассортимента услуг и сопутствующих товаров предприятия салонного сервиса…………………………………………87
3.2.2. Расчет стоимости услуг и сопутствующих товаров на предприятиях салонного сервиса………………………………………………………………….90
3.3. Управление потоком клиентов на предприятиях салонного сервиса ……..98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...103
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...105
ПРИЛОЖЕНИЕ А Нормирование расхода парфюмерно-косметической продукции…………………………………………………………………………107
Рассматривая структуру пространств, следует учитывать, что основные и дополнительные зоны обслуживания большинства предприятий салонного сервиса перекрываются, что говорит о том, что в местах перекрытия клиенты этих предприятий могут посещать как один, так и другой салон красоты. Если перекрываются основные зоны, то клиенты имеют равные возможности посещения обоих предприятий. Перекрытие основной и дополнительной зон говорит в пользу предприятия, которое в данном месте имеет основную зону обслуживания[23].
Размер пространства
Размер пространства зависит от целого ряда факторов:
• классификации, формата, типа предприятия;
• размера предприятия;
• удаленности от конкурирующих предприятий;
• размера конкурирующих предприятий;
• наличия транспортных коммуникаций и др.
Размер пространства определяется в следующей последовательности.
Методом социологического опроса выявляются факторы привлекательности салонов красоты, т.е. респонденты указывают критерии выбора салона для обслуживания.
Также опрос проводился в магазинах, на уличных рынках. Выборка составила 895 человек. Принцип выборки — случайный. Форма опроса — анкетирование. Людям была представлена анкета, приведенная в приложении.
По результатам расчетов на карте города отмечаются границы пространств исследуемых предприятий индустрии красоты. Это дает возможность нагляднее оценить и сравнить пространства исследуемых предприятий. Для уточнения результатов, полученных расчетным путем в процессе опроса, целесообразно регистрировать место проживания респондентов и цели посещения ими конкретных предприятий салонного сервиса[23].
Таким образом, методы оптимизации месторасположения предприятия салонного сервиса по вышеописанной методике осуществляется не только на начальном этапе выбора месторасположения, но и на всем протяжении коммерческой деятельности предприятия. Это позволяет гибко реагировать на изменения рынка и вносить своевременные коррективы в стратегию предприятия салонного сервиса.
Глава 2. Оптимизация процесса управления ресурсами предприятия в сфере салонного бизнеса
2.1 Оптимизация процесса закупки предприятия салонного сервиса в оборудовании, инструментах и парфюмерно – косметической продукции.
2.1.1 Выявление потребности предприятия салонного сервиса в оборудовании, инструментах и парфюмерно-косметической продукции.
Ассортимент предлагаемых услуг и сопутствующих препаратов определяют потребности предприятия индустрии красоты в оборудовании, инструментах и косметической продукции.
Специалисты по логистике салонного сервиса выделяют основные средства производства и расходные материалы.
К основным средствам относят оргтехнику, мебель, оборудование, дорогостоящие аппараты. Значительные вложения в основные средства производства неизбежны. Но основные средства имеют длительный срок амортизации, в течение которого предприятие окупает вложенные средства и получает определенную прибыль. К расходным материалам относят инструменты с малым сроком амортизации, которые во время использования подвергаются стерилизации и санобработке согласно требованиям. Также к расходным материалам относят все парфюмерно-косметические препараты, средства для дезобработки и соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов[14].
Выявление таких потребностей для открывающихся предприятий и уже действующих имеет ряд различий и характерных особенностей.
На первых этапах открытия предприятия индустрии красоты логистам необходимо в соответствии с намеченной концепцией разработать ассортимент услуг и товаров, которые будут предложены клиентам. В соответствии с намеченным ассортиментом формируется список необходимого оборудования, инструментов и косметической продукции. На современном этапе на рынке представлено большое количество фирм, предлагающих оборудование и расходные материалы различного уровня (от масс-маркета до класса люкс). Ряд фирм предлагает более выгодные формы сотрудничества. Это может быть рассрочка платежа, лизинг, дополнительные услуги по гарантийному обслуживанию.
Соответственно цель логистики салонного сервиса на данном этапе заключается в проведении анализа имеющегося предложения по интересующим позициям. Результатом анализа становится выбор таких средств производства, которые отвечают ряду требований. Во-первых, выбранные средства по своим качественным характеристикам должны отвечать всем необходимым требованиям и нормативам, что подтверждается соответствующими сертификатами качества. Во-вторых, оборудование и расходные материалы должны максимально соответствовать разработанному в рамках концепции ассортименту. В-третьих, стоимость приобретенного оборудования должна соответствовать материальным возможностям предприятия и может быть окуплена в предельно короткие сроки[12].
Процесс выявления потребностей действующего предприятия индустрии красоты специалисты относят к рутинным задачам. Как правило, логисты отслеживают состояние основных средств и расходных материалов, анализируя уровень спроса на соответствующие услуги. Имея возможность отслеживать клиентские потоки, оценивать востребованность и нагрузку оборудования, нормировать и контролировать использование расходных материалов, специалисты, занимающиеся логистикой на данном предприятии, могут своевременно выявлять имеющиеся потребности, предпринимая необходимые действия для их удовлетворения.
Если предприятие индустрии красоты работает эффективно и успешно, то оно имеет возможности для оптимизации процесса обслуживания клиентов. Задача логистики в данной ситуации заключается в следующем: необходимо проанализировать возможности и потребности предприятия для того, чтобы максимально выгодно вложить имеющиеся средства[3].
Логистика салонного сервиса в процессе выявления потребностей предприятия индустрии красоты призвана также решать задачи по транспортированию, складированию и хранению средств производства. А также отслеживать и контролировать любое перемещение этих средств.
Чем больше предприятие индустрии красоты, тем сложнее процесс выявления потребностей в оборудовании, инструментах и косметических средствах. Для того, чтобы избежать возможных проблем, специалисты по логистике салонного сервиса рекомендуют оптимизировать процесс управления ресурсами предприятия с помощью специализированного программного обеспечения.
Учитывая «сиюминутность» спроса клиентов на услуги салонного бизнеса, любое предприятие должно быть готово сделать соответствующее предложение. Следовательно, мы можем заключить, что логистика салонного сервиса в данном вопросе должна быть ориентирована на своевременное гарантийное обслуживание и замену оборудования, восполнение расходных материалов и введение новых востребованных услуг, требующих ответствующего обеспечения материальными ресурсами[12].
Таким образом, мы приходим к выводу, что оптимизация процесса выявления потребностей предприятия индустрии красоты в оборудовании, инструментах и парфюмерно-косметической продукции, способствует успешной работе предприятия в целом и реализации основной стратегии своего развития.
2.1.2 Анализ рынка производителей и поставщиков оборудования, инструмента и парфюмерно- косметической продукции
Рынок оборудования для салонов красоты в России представлен преимущественно зарубежными фирмами. Российское же оборудование, которое сейчас установлено в парикмахерских, выпущено 10-15 лет назад.
Выбору и приобретению оборудования необходимо уделить особое внимание. От оборудования и его комплектации зависит не только уровень обслуживания, но и стиль салона.
Сейчас на рынке оборудования появилось множество фирм, предлагающих самые разнообразные услуги: от строительства и отделки салона до поставки оборудования и подсобного материала на усмотрение заказчика. Цены на услуги колеблются от 300 - 900 тысяч рублей. Если же брать салон среднего уровня, то на качественное и не слишком дорогое оборудование уйдет примерно от 250- 500 тысяч рублей. В комплект входят парикмахерские туалеты, кресла, сушуары, а также необходимая мебель для рабочего персонала. Некоторые фирмы включают в эту сумму и оплату дополнительных услуг. Например, при покупке оборудования поставщиками может быть предложен полный дизайнерский проект: определение количества, подбор и расстановка оборудования, подводка электричества и воды, а также специалисты помогут подобрать цветовую гамму и порекомендуют, как лучше отделать пол, стены, разместить освещение. При частичной покупке оборудования за все это – отдельная плата. Также возможна помощь таких фирм и в получении кредитов в банке, если заказчик желает приобрести оборудование в этой фирме, но не хватает средств[25].
Рынок парикмахерского оборудования в нашей стране имеет одну особенность: на нем в основном работают небольшие фирмы или дистрибьюторы зарубежных фирм, и пока только одна фирма- производитель - дочернее предприятие концерна «WELLA»- «WELONDA». Если обратиться за помощью в организации своей парикмахерской или салона красоты к этому концерну и попросить прайс-лист, то сразу его, скорей всего, не дадут, а предложат побеседовать с экспертами и архитекторами. Причина в ориентации на индивидуальный подход к каждому клиенту. Сколько средств покупатель способен выложить, на такую сумму ему и поставят оборудование. Но, скорее всего, заказчик захочет участвовать в формировании цены лично. Стоимость может меняться за счет различной облицовки и обшивки, комплектации и большого количества моделей[25].
Дистрибьюторы и фирмы – магазины работают с партнерами, которые обеспечивают их инструментами и оборудованием недорогим, но достаточно надежным. У них представлены в основном итальянские, испанские и немецкие производители, такие как «ARTEM», «JAGUAR», «SIBEL», «BERSTEL», «CERIOTTI», «INSER», «PIETRANERA» и т.д.. Непрофессионалу довольно сложно найти между к примеру, итальянской и немецкой мебелью: аналогичный дизайн, почти одинаковые отделочные материалы и т.д. Но у итальянской мебели некоторые детали могут быть отделаны материалом, на котором быстро появляются царапины.
Небольшие фирмы, как правило, не смогут предложить бесплатные услуги архитекторов, дизайнеров. Если у заказчика есть средства, чтобы оплатить полный комплект услуг, то можно получить консультации по профессиональному освещению салона, вентиляционной системе, изготовлению вывески и многому другому.
Для парикмахерской необходим следующий набор оборудования:
1) рабочие туалеты (всегда являющиеся «лицом салона», создающие атмосферу в помещении и в определенной степени определяющие его имидж);
2) кресла (они должны соответствовать по стилю и типу всему остальному оборудованию и в первую очередь создавать комфорт для клиента и парикмахера);
3) мойки (на них стоит обратить особое внимание, так как среди прочего оборудования именно они должны быть удобными и надежными в эксплуатации);
4) «большая» и «малая» электротехника (к «большой» можно отнести сушуары, климазоны – электроприборы, улучшающие и ускоряющие процессы химической завивки и окраски волос, аппараты для лечения волос. К «малой» относятся фены, профессиональные машинки для стрижки волос, а также всевозможные щипцы, плойки и др.);
5) «лабораторная система», она представляет собой некое подобие кухонного гарнитура и состоит из раковины, тумбочек и шкафов. В ней установлены специальные полочки и кассеты для препаратов и материалов, шкафы с полочками для полотенец и крючками для пеньюаров, бачок для мусора и корзина для сырого белья, вмонтирована розетка для стерилизатора и многое другое;
6) расходные материалы (каждый мастер работает со своим набором расходных материалов, поэтому лучше положиться на опыт мастера и купить ему то, что он предпочтет);
7) инструменты мастер также подбирает индивидуально, возможна покупка комплектов мелких инструментов и расходных материалов для парикмахеров;
8) стерилизатор (ультрафиолетовый + температурный);
9) рабочие тележки для инструментов и материалов;
10) прочие принадлежности (весь спектр мелких предметов от пеньюаров и бигуди до кварцевых таймеров и мисочек для смешивания краски, который могут предложить в виде готового набора). В некоторых парикмахерских висят клетки с попугаями, канарейками и т.п. – радует глаз и помогает расслабиться.
Рабочий туалет – это все то, что стоит перед клиентом во время стрижки. Поэтому самое главное в рабочем туалете – зеркало. Дизайн зеркала может меняться по желанию заказчика, но предоставить такую услугу могут не все фирмы. При выборе зеркала важны три характеристики, без которых очень сложно обойтись даже профессионалу. Это – устойчивость к химическому воздействию, неискревленность поверхности и правильная передача цветов. Традиционные материалы, которые присутствуют в отделке рабочих туалетов, таковы: стекло, металл, пластик. Возможна отделка другими материалами. Обязательно должна предоставляться гарантия на оборудование и гарантия на оборудование, а ее дают не все фирмы. Остальные услуги (например, доставка и установка оборудования, инструктаж персонала, услуги архитекторов и т.д.) могут оплачиваться в зависимости от политики продавца[25].
При выборе кресел тоже возможен индивидуальный подход. Речь идет о возможности оборудовать кресло наклонной спинкой, подставкой для ног, держателем фена, подвижность.
Основная характеристика, по которой судят о креслах – это тип подъемника. Различаются стационарный, пневматический, гидравлический, кресло под сушуар, с тормозом и т.д. Цена на кресла во многом зависит именно от этой характеристики: «PIETRANERA» и «ECA» - от 8500 рублей, «CERIOTTI» от 18000 рублей, «OLYMP» от 21600 рублей, «WELONDA» от 23700 рублей. Материалом для моек и раковин служит керамика и пластик (стандарт). Возможно применение металла. Дополнительные услуги, которые представляют фирмы, ничем не отличаются от дополнительных услуг в «сфере» рабочего туалета: гарантия (не у всех фирм), доставка, установка.
Отдельно надо выделить электрооборудование (сушуары, климазоны, фены). На этом рынке представлены фирмы: «ARTEM», «OLYMP», «WELONDA», «CERIOTTI» и некоторые другие. Они различаются типами крепления (настенное, на стойке, на кресле). Количество операций – стандарт + программирование. Стандарт у сушуара и климазона – одна операция: у сушуара – сушка волос, а у климазона – ускорение и улучшение процесс химической завивки и окраски волос. Цены могут отличаться довольно сильно, например: сушуар фирмы «OMAR» можно приобрести за 10800 рублей (минимальная цена), а у «WELLA» оптимальная цена сушуара составляет 24000 рублей. Ценовая политика климазонов гораздо выше: климазон фирмы «ARTEM» будет составлять не менее 33000 рублей (средняя цена), «SATELLITE» от 33000 рублей, «WELLA» от 27900 рублей.