Романтический идеал и романтический герой в поэзии Д. Г. Н. Байрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Творчество великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в
историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное
с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX
в. новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и
связанное с нею просветительство.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Романтизм…………………………………………………………………………4
3. Биография……………………………..5
4. Поэзия. Образы романтических героев…………………………………………8
-Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816)…………………………………….10
5. Заключение……………………………………………………………………..25
6. Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 92.62 Кб (Скачать)

    освободительном  движении  греческого   народа.   В   Греции   написан   ряд

    вольнолюбивых     произведений:    стихотворение      «В     день      моего

    тридцатишестилетия»  (1824),  в   котором   настроение   скорби   и   печали

    сменяется  волевой  темой  необходимости  борьбы  за   свободу;   «Песнь   к

    сулиотам» ( 1824 ) -  боевая  песня, призывающая  к   мужественной   борьбе;

    «Из   дневника   в  Кефалонии»  -    стихотворение,    передающее    чувство

    готовности  поэта  участвовать  в  сражении  против   тиранов.   С   большим

    чувством  Байрон  писал о  Греции,  стране   героев;  он   признавался,  что

    сражаться  за  Грецию  было  для  него  одним   из   счастливейших   событий

    всей  его  жизни. Байрон  отдал  свою  жизнь, борясь   за   свободу   Греции.

    Он  умер  в  Миссолунги  19 апреля  1824 г.

    Большое   воздействие   на   литературу   европейских   стран    оказал

    «байронический»  герой  -   мятущаяся   личность,  недовольная   современной

    действительностью,  бунтующая   против    всех   установлений,   сковывающих

    свободу, личность  разочарованная и  одинокая,  ищущая   самоутверждения   в

    индивидуальном   действии.   Герой   байроновских   поэм    оказал   большое

    влияние   на   мироощущение   целого   поколения    европейской    молодежи.

    Увлечение   байроновским    индивидуализмом,  разочарованием   и    «мировой

    скорбью»  получило  название  «байронизма».  Но   мировое  значение   Байрона

    отнюдь  не  сводится  к  байронизму.   Замечательный   поэт   велик   прежде

    всего    революционным    пафосом    своих    произведений,   проникновенным

    лиризмом  своей  поэзии, страстным  стремлением  к  свободе.

    Художественные  открытия  Байрона   -   лиризм,  отличающийся   высоким

    гражданским   чувством,   эмоциональным    накалом,   страстным    авторским

    отношением   к   жизни,  высокий  трагизм   и   драматизм   в    изображении

    современной  борьбы  за  свободу, гневная  сатира  политических   стихов   и

            поэм   -   народны   по   своему   характеру.

                Лирический герой Байрона чувствует «мировую скорбь», потому что жажда жизни, могучие силы, скрытые в человеке, не имеют плодотворного выхода. Этот герой горячо и    искренне воспринимает реальность, но сама реальность угнетает его. И он встает против всего мира, отстаивая свое право на внутреннюю индивидуальную свободу, прежде свободу чувств. Таким настроениемпроникнуто стихотворение «Душа моя мрачная». Ощущение «мировой скорби» - главный мотив стихотворения. Лирический герой обращается к певца со странной просьбой: спеть такую песню, чтобы душа разрыдалась. «Я хочу слез» становится своеобразным рефреном в которых звучит вызов. И только концовка стихотворения объясняет, почему возникает такое странное желание. «Я хочу слез, сердце разорвется от страданий». Лирический герой понимает, что избавиться от жизненных страданий он не сможет, а слезы, возможно, принесут хоть на некоторое время облегчение.

    Такой романтический герой оказался близким  многим поэтам. Поэтому произведения Байрона переводили на разных языках, и даже возник тип поведения человека, который получил название «байронизм».  

    Заключение

    Герой ранних романтиков - воплощение идеала. Это  прежде всего целостный, универсальный  человек, имеющий связь с бесконечностью, а не с конечным, с вечностью, а  не со временем. Он - не сын своей  эпохи, типичный представитель определенного  сословия, помещенный в типичные для  исторической ситуации обстоятельства. Романтический герой - это аллегория, символ, он абсолютен, богоподобен. "Раннеромантический человек, как и человек средневековый, живущий во времени, в товарном виде, постоянно ощущает вечность как некую сверхреальную высшую реальность. Поскольку жизнь, согласно представлениям романтиков, есть творчество, то и герой их - творец, и не только в широком смысле, но и в обыденном - он творческая личность: художник, музыкант, поэт. Время ранних романтиков - время надежд, время уверенности во всемогуществе человека. Это радужное мироощущение было обусловлено переменами в обществе, последовавшими за французской революцией.

    Очень важное место в эстетике раннего романтизма занимает идея хаоса. Хаос - кладезь  возможностей. Идею светлого, творящего  хаоса романтики заимствовали у  античной философии.

    Однако  уже в начале 10-х годов энтузиазм  в обществе начинает спадать. Романтики  вынуждены переоценивать свои ценности. Упущены возможности. На смену аристократической, монархической тирании приходит власть тугого кошелька. И снова  художник, гениальный и богоподобный универсальный человек, оказывается в тисках враждебной ему действительности. 

    В противоречивом сознании героев  байроновских  романтических  поэм

    смешались понятия добра и зла, но поэту  его герои дороги  именно  такими,

    они близки ему по духу. Объективно же  Байрон-художник  показал  трагедию

    индивидуализма, когда герой, разрушив свои связи  с людьми, теряет интерес

    к собственной  жизни, и бунт его во имя личной свободы лишается смысла.

    Между Байроном и  байроническим  героем  были  явные  черты  сходства:

    высокое происхождение, пылкое и отзывчивое сердце в  юности,  разочарование,

    злоба, отчаяние. Но байронический герой  переживал драмы,  о  которых  Байрон

    только  мечтал.

    Герои поэм Байрона  выступают  как  судьи  и  мстители  за  поруганное

    человеческое  достоинство; они стремятся  к  сокрушению  оков,  насильственно

    наложенных  на человека современным  им  общественным  строем.  В  их  бурных

    монологах чувствуется отражение гнева, который  подспудно зрел в  те  годы  в

    народной  толще и который поэт сумел  чутко  уловить  и  выразить  в  образах

    своих художественных произведений.

    В «восточных поэмах» Байрон развил дальше  жанр  романтической  поэмы.

    Композиция  и идейный замысел этих поэм не укладываются  в  классицистические

    нормы.

    Фрагментарность «восточных поэм», стремительная  динамика  в  развитии

    действия,   лирические   описания   небывало   ярких   и   смелых    чувств,

    противопоставляемых тусклости и  серости  обывательского  мира,  -  всё  это

    требовало новых жанрово-стилистических форм.

    Использовав для большинства «восточных  поэм»  английский  рифмованный

    пятистопный  стих,  Байрон  насытил   его   новыми   языково-стилистическими

    приёмами,  позволившими  ему   добиться   наибольшей   выразительности   для

    изображения действия, настроений героя, описаний природы, оттенков  душевных

    переживаний людей. Он свободно обращается с  вопросами  к  читателю,  широко

    применяет восклицательные предложения,  строит  свои  сюжеты  не  в  строгом

    логическом  порядке, а в соответствии с характером и  настроением  героя.  По

    поводу  композиции «восточных поэм» Пушкин писал в статье «О  трагедии  Олина

    «Корсар» (1828): «Байрон мало заботился  о  планах  своих  произведений  или

    даже  вовсе не думал о них. Несколько  сцен,  слабо  между  собою  связанных,

    были  ему достаточны для сей бездны мыслей, чувств и картин».

    Следует  также  отметить  и  эволюцию  героя  Байрона:  для   бунтарей

    «восточных  поэм»  весь  смысл  жизни  заключается  в  действии,  борьбе.  На

    несправедливости,  совершаемые   «беззаконным   законом»   «цивилизованного»

    общества,    они    отвечают     бесстрашным     противоборством,     однако

    бесперспективность  их  одинокой  борьбы  порождает  их  «гордое  и  яростное

    отчаяние». Причиной духовной драмы Байрона  было  отсутствие  у  него  чётких

    политических  идеалов и понимания законов  развития общества.

    Романтические поэмы  были  новым  достижением  Байрона  в  поэзии.  Их

    отличает  разнообразие поэтического видения  душевного мира человека  в  самые

    напряженные моменты жизни. Герою, его мыслям, переживаниям созвучна  природа

    и ее  стихии.  Их  движение  и  непрерывное  изменение  во  времени  придают

    пейзажам  в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт  своих  героев  -  на

    фоне  бескрайнего моря, диких скал  или  развалин  замков,  -  он  использует

    пейзаж  не только для того, чтобы подчеркнуть  их одиночество, но  и  показать

    быстротечность  времени. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  использованной литературы 

    1. Бочкало  И.Б. «Джордж Гордон Байрон. Избранное». – М., 1997

    2. Н.П.  Михальская «История зарубежной  литературы  XIX  века».  –   М.,

    1972

    3. А.А.  Мелик-Пашаев «Современный словарь-справочник  по искусству».  –

    М., 1999

    4. Р.Ф.  Усманова «Джордж Гордон Байрон».  Собрание сочинений в  четырёх

    томах. Т. 1. – М., 1981 
     

Информация о работе Романтический идеал и романтический герой в поэзии Д. Г. Н. Байрона