Романтический идеал и романтический герой в поэзии Д. Г. Н. Байрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Творчество великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в
историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное
с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX
в. новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и
связанное с нею просветительство.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Романтизм…………………………………………………………………………4
3. Биография……………………………..5
4. Поэзия. Образы романтических героев…………………………………………8
-Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816)…………………………………….10
5. Заключение……………………………………………………………………..25
6. Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 92.62 Кб (Скачать)

    И  разрешил  задачу  я  чудесно…

    (  Пер. Т.  Гнедич ) 

    Объективный  эпический   элемент   в   «Дон   Жуане»   усиливается   по

    сравнению  с  «Чайльд  Гарольдом». Образ  героя  и   образ   автора   теперь

    уже   полностью   отделены   друг   от   друга.   Приключения   Дон    Жуана

    существенно    отличаются    от    паломничества    романтического    Чайльд

    Гарольда.  Если  мечтатель  Чайльд  Гарольд  показан  на  фоне   героических

    событий,  то   Дон   Жуан,  обыкновенный   человек,  «на   все   готовый»,

    изображен  в  обстоятельствах  частной  жизни. 

    В  ряде  глав  поэмы  Байрон  опирается  на  реальные  факты,  имеет   в

    виду   в   качестве   прототипов   реальных   лиц.   Так,  характер   донны

    Инесы,  матери  Дон  Жуана, близок  характеру  жены  Байрона.  Действия   Дон

    Жуана, оказавшегося  в  русской   армии,  повторяют   в   чем-то   поступки

    герцога  Ришелье, служившего  в  армии  Суворова.

    В   поэме   высказано   новое   понимание   соотношения   личности    и

    обстоятельств:  «Люди  -  игрушка  в  руках  обстоятельств,  хотя   кажется,

    что  обстоятельства -  игрушка  в  руках  людей».

    Байрон  отмечает, что   в   поэме   «Дон   Жуан»  романтическое   начало

    переосмысляется, и  набирают  силу  новые  реалистические  тенденции:

    И  превращает  правды  хладный  блеск

    Минувших  дней  романтику  в  бурлеск.

    В  «Дон  Жуане»  Байрон   делает   следующий   шаг   к   реализму,  хотя

    поэма  в  целом  остается  романтическим  произведением.   Романтизм   поэмы

    -    во    всепроникающем    лирическом    чувстве,   в     дисгармоничности

    мироощущения,  в    пламенной    страстности    монологической    речи,   во

    всеобъемлющем  характере  иронии, в  резких  парадоксальных   антитезах,  во

    вселенском   охвате   бытия.   Лиро-эпический   строй   поэмы   основан   на

    сочетании  лиризма  и  сатиры.  Байрон   считал   свою   поэму    «эпической

    сатирой». 

    «Посвящение»

    имеет  вместе  с  тем  и  иронический  характер.  Поэт   «посвящает»   свою

    поэму   Роберту   Саути,  которого   он   презирает   за    ренегатство    и

    бездарность.

    «Дон  Жуан» - сатира  на  современное  общество, хотя   время   действия

    отнесено  к  периоду, предшествующему  Французской   буржуазной   революции.

    Байрон  намеревался  довести  историю  жизни  Дон  Жуана  до   его   участия

    и  гибели в  революционных  событиях  конца  18  века.

    Уже  в  начале первой  песни  Байрон заявляет, что   он   ищет   героя,

    но  не  среди  тех, кого хвалит  официальная  пресса. Не   найдя   настоящего

    времени, он  выбирает  Дон  Жуана. Обращаясь  к  теме  Дон   Жуана,  Байрон,

    по   существу,  создает   персонаж,   не    похожий    на      традиционного

    сластолюбца  и  соблазнителя. Дон   Жуан   Байрона  –  образ   естественного

    человека, который  живет  земными  страстями. Искренность  поведения   героя

    вступает   в   противоречие   с   лицемерием   буржуазно-аристократического

    общества,  где   извращены   нравственные   понятия.  Дон   Жуан    вынужден

    приспосабливаться  к  обстоятельствам  ради   спасения   своей   жизни   или

    ради  чувственных  наслаждений, но  в   нравственном   отношении   он   выше

    тех, кто  его  окружает. Основу  сюжета  поэмы  составляют  приключения  Дон

    Жуана.

    Воспитание  Дон  Жуана  было  «отменно  добродетельным».  Его   обучали

    мертвым    языкам    и    схоластике,   но    он    оставался    живым     и

    непосредственным  юношей. Любовная  история  с   замужней   дамой   вынуждает

    героя   покинуть   родину.  Инеса   отсылает   сына  в   чужие  края,  боясь

    скандала. Садясь  на  корабль, Дон  Жуан  прощается  с  Испанией.

    После   кораблекрушения,  оставшись    в    живых    благодаря    своему

    мужеству,   Дон   Жуан   попадает    на    остров,   где    встречается    с

    прекрасной  Гайдэ,  дочерью   пирата   Ламбро.   Любовь   к  Гайдэ,  идиллия

    недолгих   и   счастливых   дней,  проведенных   на   берегу   моря,   среди

    прибрежных  скал, внезапно  обрывается.   На   роскошном   пиру,  устроенном

    Гайдэ  в  честь  возлюбленного, появляется  Ламбро.  По  его   приказу   Дон

    Жуана  хватают  и  продают  в   рабство   в   Турцию.   Гайдэ   умирает   от

    горя.

    Ламбро  -   романтический   герой,  мстящий   всему   миру   за   свою

    поруганную  отчизну  -  Грецию. Тем  не  менее  он   остается   демонической

    фигурой,  носителем   зла.   С   его   образом   связано   представление   о

    жестокости  мира,  враждебного   красоте   и   гармоничности   естественного

    чувства.  В  третью   песнь   поэмы   включен   гимн,  посвященный   Греции,

    призывающий  к  борьбе  за  свободу:

    И  снится  мне  прекрасный  сон  -

    Свобода  Греции  родной. 

    На  невольничьем   рынке   Дон   Жуана   покупает   султанша   Гюльбея.

    Однако  Дон  Жуан  отказывается  принять  ее   любовь   даже   под   страхом

    смерти.  Вместе   с    британцем    Джоном    Джонсоном    он    бежит    из

    Константинополя  и  оказывается  в  лагере  Суворова.

    Поэт   обращается   к   военной   теме,  характерной   для   эпического

    произведения.  Детально  описана  подготовка  к   осаде   Измаила   войсками

    Суворова  и  штурм  крепости.  Дон  Жуан   проявляет   чудеса   храбрости   и

    одним  из  первых   врывается   в   крепость.   Суворов   посылает   его   в

    Петербург   для   сообщения   о   взятии   Измаила   русскими.  При    дворе

    Екатерины  II,  которая   сделала   Дон    Жуана    своим    фаворитом,   он

    оказывается  в  центре   внимания.  Однако   очень   скоро   под   предлогом

    поправки  здоровья  Дон  Жуан  отправляется   с   секретным   поручением   в

    Англию.

    Представление   об   Англии    как    стране,   где   царит    свобода,

    разоблачается  в   сцене,  передающей   первые   впечатления   прибывшего  в

    Британию  Дон  Жуана:  ему  пришлось  сразу  же   вступить   в   схватку   с

    грабителями. Англия  характеризуется  как   страна   надменных   лавочников,

    которые  готовы  брать  налоги чуть ли  не  с  волны.  Байрон  говорит,  что

    любой   народ   читает   Англию   злой,  враждебной    силой.   В   начале

    двенадцатой     песни     обрисован     собирательный     образ     скупого,

    символизирующего  власть  капитала.  Высший  «принцип»  для  скупого -   это

    накопление.

    Дон  Жуан  принят  в   высшем   обществе.   Его   приглашает   к   себе

    лорд  Генри  Амондевилл.  В  сатирическом   духе   описан  прием   в   замке

    Амондевилла.  Высший  свет  утратил  жизнелюбие  и   непосредственность,  те

    черты, которые   были   мастерски   запечатлены   в   героях   Филдинга.   В

    высшем  обществе  царит  скука.

    Находясь  в  кругу   Амондевилла,  Дон   Жуан   обращает   внимание   на

    скромную  девушку  Аврору  Рэби,  которая   не   похожа   на  представителей

    высшего  света. Своей  невинной  грацией  Аврора  Рэби  напоминает   героинь

    Шекспира.  Увлеченный   Авророй,  Дон   Жуан   тем   не    менее    уступает

    желаниям  светской  львицы  графини  Фиц-Фальк. Сцены  сближения  Дон   Жуана

    с  графиней  даны  в  духе  пародии  на  готический  роман.

    Как   и   в   «Чайльд   Гарольде»,   в   поэме  «Дон   Жуан»   есть   два

    самостоятельных   центральных   персонажа  –  герой   и    автор.   Сюжетные

    перипетии  касаются  Дон  Жуана  -  героя  активного, но  только   в   сфере

    своих   личных   интересов.   Лирические    отступления    и     философские

    медитации    выражают    общественную    позицию    автора,   высказывающего

    революционные  взгляды, но  не имеющего  возможности   действовать.   Байрон

    сознает   общественную   роль   художественного   творчества.   С    образом

    автора    связано    осмысление     больших     нравственных,    социальных,

    политических    проблем    современности.    В    лирических    отступлениях

    выражена  вера  в  благотворные  результаты  духовной  жизни   человечества. 

    В   лирических   отступлениях   поэмы    говорится    о    неизбежности

    нарастания   революционных   настроений.   Народ   не   захочет    «хранить»

    королей  в   наши   дни.  Байрон   заявляет   о   своей   верности   идеалам

    борьбы  против  деспотизма:

    Но  весь  остаток  дней  моих  и  сил

    Я  битве  с  деспотизмом  посвятил. 

    Так  же  как  спенсерова  строфа «Чайльд  Гарольда»,  октава   в

    «Дон   Жуане»   заканчивается   двустишием,   афористически    формулирующим

    основную  мысль. 

    Крупнейший  поэт  своего  времени, Байрон  участвовал  в   национально-

Информация о работе Романтический идеал и романтический герой в поэзии Д. Г. Н. Байрона