Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа
Творчество великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона вошло в
историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное
с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX
в. новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и
связанное с нею просветительство.
1. Введение………………………………………………………….3
2. Романтизм…………………………………………………………………………4
3. Биография……………………………..5
4. Поэзия. Образы романтических героев…………………………………………8
-Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816)…………………………………….10
5. Заключение……………………………………………………………………..25
6. Список использованной литературы…
сатирическая поэма «Английские барды и шотландские
обозреватели»(1809). Используя форму классицистической поэмы А.Попа,
Байрон выступает с резкими, саркастическими нападками почти на всю
современную английскую литературу за пренебрежение к жизненной правде
и за обращение к мистике. Литературная полемика Байрона с
«лейкистами» была формой критики общественной реакции. Многие оценки
известных поэтов того времени были несправедливы, но Байрон был
прав в своем стремлении к отображению в литературе суровой правды
жизни.
В 1812г. Байрон выступил в парламенте с речью в защиту
луддитов. Поэт был очевидцем луддитского движения в Ноттингэме.
Речь Байрона явилась гневным обличением буржуазии, обогащающейся за счет жестокой эксплуатации рабочих, обвинением правительству, которое путем смертных казней пыталось подавить движение разрушителей машин.
Вскоре
Байрон опубликовал сатирическое
стихотворение «Ода авторам
билля против разрушителей
станков»(1812).Это стихотворение
носит политический характер.
Автор обличает правительство,
которое приняло билль о
смертной казни для луддитов.
Поэт говорит о неизбежности
отмщения тем, кто обрекает
рабочих на бедственное
положение и смерть. В том
же 1812 году Байрон
выступает в палате
лордов с речью в защиту интересов
ирландского народа.
Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816)
Результатом путешествия Байрона явились его поэмы. Начиная с 1813
года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы,
впоследствии получившие название «восточных». К этому циклу относятся
следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар»
(1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и «Паризина» (1816).
Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только
к первым трем; в "Ларе" же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна
и время события конкретно не обозначены, в «Осаде Коринфа» Байрон переносит
нас в Грецию, а в «Паризине» - в Италию. В стремлении объединить эти поэмы
в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками,
характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую
личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала
называться «байронической».
Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец,
отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный
романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы,
необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая
ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его
идеалом.
Восхваление
индивидуалистического
Однако ко времени появления «восточных поэм» это их противоречие не
столь резко бросалось в глаза. Гораздо более важным тогда (1813 – 1816)
было другое: страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами
своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая
замечательная черта «восточных поэм» - воплощённый в них дух действия,
борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая
будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Современников глубоко волновали разбросанные повсюду в «восточных поэмах» мысли о гибели сокровищ человеческих сил и талантов в условиях буржуазной цивилизации; так, один из героев «восточных поэм» грустит о своих «нерастраченных исполинских силах», а другой герой, Конрад, был рождён с сердцем, способным на «великое добро», но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием; Лара в юности мечтал «о добре» и т.д. Торжество реакции породило настроения трусливости и ренегатства.
Реакционные
романтики воспевали «
прославляли кровопролитную войну, угрожали «карой небесной» тем, кто ропщет
на свою судьбу; в их творчестве всё сильнее звучали мотивы безволия,
апатии, мистики. Настроение подавленности заражало многих лучших людей
эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон
противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев,
которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся,
то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс
с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и
тиранов. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала
накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их
беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое
очарование, увлекает и волнует. «Весь мир, - писал Белинский, - с
затаённым
волнением прислушивался к
В Париже его переводили и печатали ещё быстрее, чем в самой Англии».
Композиция и стиль «восточных поэм» весьма характерны для искусства
романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно
развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания
бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных
долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо
определённой страны. Каждая из «восточных поэм» является небольшой
стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-
либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть
внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей.
Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой
не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но
представляет
собой главный интерес и
народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов
простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически
абстрактен.
Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением
случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков.
Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя
понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается
обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца
повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.
Раньше всех «восточных поэм» увидел свет «Гяур». Повесть была написана
в мае – ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев.
«Рассказ, составляющий содержание этих разрывных отрывков, основан на
происшествиях, менее обычных на Востоке в настоящее время, чем прежде,
может быть потому, что дамы стали теперь более осмотрительны, чем в
старину, или же потому, что христианам теперь больше улыбается счастье, или
же они менее предприимчивы. В законченном виде рассказ должен был заключать
в себе историю невольницы, брошенной по мусульманскому обычаю, в море за
неверность,
за которую мстит молодой
это отнесено к тому времени, когда Семь Островов были под властью Венеции и
вскоре после того, как арнауты были прогнаны из Мореи, которую они
опустошили несколько времени спустя после вторжения русских. От падения
майнотов после того, как им не дозволили разграбить Мазитр, помешало
предприятию
русских и привело к
жестокость, проявленная всеми, была беспримерной, даже в летописях
правоверных». Так начал Байрон свою повесть.
Сюжет этой поэмы сводится к следующему: Гяур на смертном одре
исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ – это бред умирающего, какие-то
обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом
можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему
взаимностью. Радость и свет наполняли всё существо гяура. Но ревнивый и
коварный муж Леилы Гессан выследил её и злодейски убил. Гяур страшно
отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его
руки.
Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя. Его
смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять своё личное
достоинство от покушений какого-то мрачного, тёмного мира, который
олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя.
Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его
Информация о работе Романтический идеал и романтический герой в поэзии Д. Г. Н. Байрона