Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
изучить опыт литературоведения в вопросе развития историзма в русской драматургии XVIII века;
рассмотреть влияние факторов литературного процесса на историзм драмы «начальной поры»;
выявить основные принципы историзма исследуемого периода;
проследить развитие принципов историзма в русской классицистической драме на примере творчества Сумарокова;
проанализировать тираноборческие мотивы, возникшие в процессе эволюции принципов историзма и лежащие в основе конфликта драматургического произведения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………......3–5
Глава 1. Принципы историзма в русской драме петровской эпохи…...6–20
1.1 Явление историзма в русской драматургии начала XVIII века….....6–8
1.2 Влияние средневековой эстетики на историзм школьной драмы….9–12
1.3 Новый взгляд на личность и историю в историзме школьной драмы…………………………………………………………………………12–15
1.4 Роль принципов историзма в формировании системы конфликтов трагедокомедии «Владимир» Феофана Прокоповича…………………….15–20
Глава 2. Изменение системы конфликтов классицистической трагедии в результате эволюции принципов историзма………………………………21–35
2.1 Особенности эстетической системы классицизма в жанре трагедии……………………………………………………………………....21–23
2.2 Проявление принципов историзма в трансформации традиционного классицистического конфликта в русской трагедии………………………23–25
2.3 Роль эволюции принципов историзма в развитии конфликта классицистической трагедии (на примере трагедий А. П. Сумарокова)...25–35
Глава 3. Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»………………………………………………………………….36–45
3.1 Образ монарха в тираноборческой трагедии……………………….36–40
3.2 Социально-политическая и культурная обусловленность конфликта тираноборческой трагедии………………………………………………….40–42
3.3 Влияние эволюции принципов историзма на классицистическую трагедию последней трети XVIII века……………………………………...42–45
Заключение………………………………………………………………46–47
Библиография…………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа_.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

      - развитие выявленных принципов историзма приводит к трансформации системы конфликтов в трагедии эпохи классицизма. Это наиболее ярко выражено в трагедиях А.П. Сумарокова. Творчество этого автора является наиболее показательным в жанре трагедии с точки зрения процесса эволюции принципов историзма: от трагедии «Хорев», где показан внутренний конфликт между долгом и чувством, завязанный на авантюрном сюжете, до трагедии «Ярополк и Димиза», в которой конфликт внутренний уступает место чисто внешнему конфликту между монархом и его подданными.

      - постоянное обращение к реалиям современности, анализ историко-культурного развития России, а также актуальных для данной эпохи политических и социальных проблем приводит к коренным изменениям в трагедийном жанре и в нормах классицизма. В трагедии появляются и развиваются тираноборческие мотивы, обостряется социально-политический конфликт между монархом-тираном и народом (образ которого все явственней проявляется в трагедиях) и, в связи с этим, более глубоко раскрываются образы персонажей.

      Эволюция  принципов историзма в рамках тираноборческой трагедии приводит к изменениям в трагедийном жанре и в нормах классицизма. Это объясняет разрушение классицистической системы в трагедийном жанре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

Художественные  тексты 

  1. Полное  собрание всѣхъ сочинений въ стихахъ и прозѣ покойнаго Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собранія Члена, Александра Петрович Сумарокова. Собраны и изданы въ удовольствіе Любителей Россійской Учености Николаемъ Новиковымъ, Членомъ Вольнаго Россійскаго Собранія при Императорскомъ Московскомъ университетѣ. Изданіе второе. Часть III. – М., 1787.
  2. Прокопович Феофан. Сочинения / Под ред. Еремина И. П. – Л., 1961.
  3. Пьесы школьных театров Москвы / Ред. Демин А.С. – М., 1974.
  4. Сумароков А.П. Избранные произведения / Подг. текста и прим. Берков П.Н.  – Л., 1957.
 

Научная литература 

  1. Баженова А.А. Принцип историзма в эстетическом исследовании // Эстетика, искусство, человек: сборник статей. – М., 1977.
  2. Цит. по: Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 5 / Ред. Поляков М.Я. – М., 1979.
  3. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. – Л., 1981.
  4. Библиотека РГИУ. Историзм. – Код доступа:

         http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find 11.10.2006

  1. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – М., 1995.
  2. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков: Учебное пособие. – М., 1988.
  3. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. – 2-е изд., испр. – М., 2002.
  4. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. Петровская эпоха. Феофан Прокопович: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М., 2005.
  5. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. – М., 1983.
  6. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.
  7. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века: Учебник. – М., 2003.
  8. Демин А.С. Древнерусская литература: Опыт типологии с XI по середину XVIII вв. от Иллариона до Ломоносова. – М., 2003.
  9. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. – М., 1998.
  10. Духовный регламент Петра Первого. – М., 1997.
  11. Елеонская А.С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театров России. – М., 1975.
  12. История русского драматического театра: В 7 т. Т.1 / Авт. Всеволодский-Гернгросс В.Н., Ред. Холодов Е.Г. – М., 1977.
  13. История русской литературы: В 4 т. Т.1 / Ред. Лихачев Д.С., Макогоненко Г.П. – Л., 1980.
  14. Категории этики и эстетики: сборник научных трудов / Ред. Валицкая А.П., Соболев П.В., Якубсон Я.Г. – Л., 1973.
  15. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3 / Ред. Сурков А.А. – М., 1966.
  16. Краткий биографический словарь: Русские писатели и поэты / Авт. Хозиева С.И. – М., 2002.
  17. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. – М., 2000.
  18. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII веков. Эпохи и стили. – Л., 1973.
  19. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970.
  20. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христиан-ская традиция. – Код доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN09.HTM  26.03.2007
  21. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. – Л., 1980.
  22. Моисеева Г.Н. Ломоносов и древнерусская литература. – Л., 1971.
  23. Москвичева Г.В. Русский классицизм: Учебное пособие. – М., 1986.
  24. Одесский М.П. Поэтика русской драмы: вторая половина XVII – первая треть XVIII в. – М., 2004.
  25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М., 1999.
  26. Панченко А.М. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. – Л., 1980.
  27. Петров А.В. Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века. – М., 2006.
  28. Русская литература XVIII века, 1700 – 1775: Хрестоматия / Сост. Западов В.А. – М., 1979.
  29. Сафронова Л.А. Поэтика славянского театра ХVII-ХVIII вв. – М., 1981.
  30. Серман И.З. Мечтательная страна Александра Сумарокова // Философский век: Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. Альманах / Ред. Артемьева Т.В., Микешин М.И., № 13. – СПб., 2000.
  31. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. – Л., 1981.
  32. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература XVIII века. – СПб., 1995.
  33. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т.1 / Под ред. Ушакова Д.Н. – М., 2001.
  34. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979.
  35. Фридлендер Г.М. История и историзм в век Просвещения // XVIII век: проблемы историзма в русской литературе конца XVIII – начала XIX века. – Л., 1981.
  36. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1968.
  37. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – 4-е изд. – М., 2005.

Информация о работе Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»