Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа
Задачи:
изучить опыт литературоведения в вопросе развития историзма в русской драматургии XVIII века;
рассмотреть влияние факторов литературного процесса на историзм драмы «начальной поры»;
выявить основные принципы историзма исследуемого периода;
проследить развитие принципов историзма в русской классицистической драме на примере творчества Сумарокова;
проанализировать тираноборческие мотивы, возникшие в процессе эволюции принципов историзма и лежащие в основе конфликта драматургического произведения.
Введение ………………………………………………………………......3–5
Глава 1. Принципы историзма в русской драме петровской эпохи…...6–20
1.1 Явление историзма в русской драматургии начала XVIII века….....6–8
1.2 Влияние средневековой эстетики на историзм школьной драмы….9–12
1.3 Новый взгляд на личность и историю в историзме школьной драмы…………………………………………………………………………12–15
1.4 Роль принципов историзма в формировании системы конфликтов трагедокомедии «Владимир» Феофана Прокоповича…………………….15–20
Глава 2. Изменение системы конфликтов классицистической трагедии в результате эволюции принципов историзма………………………………21–35
2.1 Особенности эстетической системы классицизма в жанре трагедии……………………………………………………………………....21–23
2.2 Проявление принципов историзма в трансформации традиционного классицистического конфликта в русской трагедии………………………23–25
2.3 Роль эволюции принципов историзма в развитии конфликта классицистической трагедии (на примере трагедий А. П. Сумарокова)...25–35
Глава 3. Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»………………………………………………………………….36–45
3.1 Образ монарха в тираноборческой трагедии……………………….36–40
3.2 Социально-политическая и культурная обусловленность конфликта тираноборческой трагедии………………………………………………….40–42
3.3 Влияние эволюции принципов историзма на классицистическую трагедию последней трети XVIII века……………………………………...42–45
Заключение………………………………………………………………46–47
Библиография…………………………………
А что нещастлив ты, нещастлив ты не ложно.
Центральной проблемой в трагедии является проблема долга монарха перед своими подданными. Для Сумарокова решение ее очевидно: правитель обязан следовать правилам долга и чести, «отказываться от своей личности, от «страстей», стать воплощением разума» (11, с. 136). Обратный вариант – подчинение монарха «страстям», как это показано в «Синаве и Труворе» – непременно приводит к трагической развязке.
Таким образом, мы видим, что в начальных трагедиях Сумарокова главные персонажи – монархи – переживают конфликт личной страсти и подавления ее во благо подданных. При этом драматург не показывает обязательную в классицизме победу долга, а, напротив, говорит о том, к каким последствиям приводит власть, которая живет во имя собственных интересов. Более того, уже в начальных трагедиях, пока только в одном диалоге, Сумароков намечает мотив борьбы против тираничной власти, который будет развиваться в последующих трагедиях.
Следующую трагедию – «Ярополк и Димиза» – Сумароков написал только через 5 лет. Эволюция взгляда на современный исторический процесс (а в частности социально-политические проблемы) находит свое отражение в трагедии, по-новому изображая конфликт и решая проблему власти.
Бочкарев отмечает, что «положение изменилось <…> во второй половине XVIII века, когда в очень сложной внутренней и международной обстановке происходило формирование общественного мнения, не совпадающее с точкой зрения официальных кругов» (6, с. 127). Это находит свое отражение в трагедии Сумарокова.
Сюжетная линия близка к начальным трагедиям Сумарокова и строится на несчастной любви двух героев – Ярополка и Димизы. Противостоит им отец Ярополка – князь Владисан, который, поддавшись лукавству и обманам приближенных бояр, выступает против союза своего сына с Димизой, дочерью первого боярина Силотела.
Как мы понимаем из диалогов в трагедии, боярин Силотел оклеветан приближенными к князю боярами, которые убеждены, что любовь Димизы – это политическая игра Силотела, который таким образом хочет приблизиться к трону. Владисан полностью принимает их позицию. Он судит необъективно, его нелюбовь к Силотелу – это личная прихоть, «страсть», всецело его поглотившая, хотя он этого не осознает. Более того, князь в трагедии часто говорит о долге подданных, забывая свой, монарший, долг.
Образ Владисана – новый для трагедий Сумарокова. Монарх не стоит перед выбором, в его душе нет борьбы долга и чувства. Владисан уверен в своих действиях, не слушая ни разумные доводы своего любимца – Русима, ни просьбы и увещевания Ярополка и Силотела. Монарх понимает власть как личную эгоистическую страсть и впервые в трагедии представляется отрицательным персонажем.
Эгоистичными монологами Владисана пронизана вся трагедия. Забывая о своем долге перед обществом, Владисан восклицает:
Но послушанью ум он (народ – И.Т.) должен покорять,
И страсти все свои приказом умерять.
… … … …
Народу долг велит в покорстве пребывать,
Тебе послушным быть, а мне повелевать.
… … … …
Терпите подданны! то должность вашей части;
Ни кто не предписал закона царской власти.
Оппонентом правителя в трагедии является Ярополк, который открыто выступает против монарха, собственного отца. Ярополк принимает решение организовать восстание. Важно отметить, что в этой трагедии Сумароков показывает не одного героя, выступившего против тирана (как, например, в «Синаве и Труворе»), но уже героя, которого поддерживает общество в целом, народ, что также ново для классицистической трагедии.
Мы видим, что в трагедии намечается переход конфликта на новый уровень: противоборство не чувства и долга в душе героя, но самого монарха как олицетворения «страсти» и общества, которое помнит «долг».
Народ еще не присутствует в трагедии как полноценный образ, «действующее лицо», однако проблема отношений властителя и народа уже заявлена как актуальная, существуют конкретные на нее указания.
В диалогах трагедии чувствуется сила народного негодования. Слова Русима выражают общенародное мнение. Узнав, что Владисан намерен казнить Димизу, народ устами Русима просит о помиловании:
Увидя, что твой гневъ всехъ паче меръ пылает,
Чтоб он возмог смягчить намеренье твое:
И дал устам моим прошение свое.
Не упражняется народ в отважных пенях,
Но пред тобою весь со мною на коленях.
Но Владисан равнодушен к просьбам. В дальнейшем Русим так описывает восстание:
Тревожится народ, смущается весь град…
Конфликт – Владисан–Ярополк (и народ) – не имеет трагической развязки, как в предыдущих трагедиях Сумарокова. Владисан изменяет свое отношение к подданным, узнав, что Димиза своей любовью и разумными речами остановила восстание Ярополка. Монарх признает свою неправоту, прощает сына и дает согласие влюбленным на брак:
Но превосходная Димизы добродетель,
Иной дает устав и гонит казни прочь.
Ты мне любезный сынъ: ты мне любезна дочь.
В этой трагедии Сумароков явно показывает, к чему может привести тираничная, эгоистичная власть. Выступление против монарха-тирана не только дозволительно, но и закономерно по самой природе общества, и монарх не должен об этом забывать. Только разумное поведение во имя долга (в данной трагедии – эталонное поведение Димизы) может быть достойно дворянина, и только действия во благо подданных – достойны правителя.
Итак,
мы видим, что эволюция осмысления исторической
действительности середины XVIII века влияет
на возникновение новой мотивации конфликта
и способов его решения. Конфликт принимает
все более неклассицистические очертания,
что приводит к важному моменту в истории
русской литературы – появлению в драматургии
тираноборческих мотивов.
Глава
3. Развитие классицистического
конфликта в тираноборческой
трагедии на примере
произведения А.П. Сумарокова
«Димитрий Самозванец»
3.1
Образ монарха в тираноборческой
трагедии
В последней трети XVIII века все более отчетливым становится разрыв между самодержавием Екатерины и представлением о просвещенной монархии как идеальном государстве. Власть самодержца начинает все более восприниматься как деспотичный произвол. Рост критического отношения к самодержавной власти особенно усиливается. Изменения в общественном сознании находят отражение в драматургии, особенно в жанре трагедии.
В трагедии последней трети XVIII века большое место занимает изображение произвола власти. Происходит переход от изображения внутренней борьбы между долгом и чувством у главного героя к изображению противодействия добродетельных героев тиранам. И побороть тиранию представляется решением конфликта в сторону долга. Такой конфликт уже намечался в трагедиях Сумарокова. Впоследствии же он (конфликт) принимает четкие очертания, становится основным в трагедийном жанре.
Исходя из этого, мы и отмечаем, что эволюция принципов историзма приводит к возникновению в драматургии тираноборческих мотивов.
Наиболее ярким примером служит трагедия «Димитрий Самозванец», написанная в 1771 году, – первая и единственная пьеса Сумарокова, в основу сюжета которой положены подлинные исторические события XVII века, хотя и дополненные авторским вымыслом. В.А. Бочкарёв отмечает, что из всех трагедий Сумарокова она наиболее близка к истории (6, с. 117).
Такая близость неслучайна: события сравнительно недавнего прошлого, о котором сохранилось много исторических документов, несомненно, были знакомы обществу. Следовательно, намеренно искажая реальную историю, Сумароков обостряет политический конфликт, дает возможность поставить в трагедии серьезные и злободневные политические проблемы: проблему престолонаследия, проблему зависимости власти монарха от воли подданных, проблему веры и так далее.
Сюжет трагедии строится на активном противостоянии явно положительных героев и монарха-тирана. Произведение написано на основе исторического материала – эпохи смутного времени: период пребывания Лжедмитрия на московском престоле, который он при поддержке поляков незаконно занял в 1605 году. В основу сюжета положен эпизод восстания против Лжедмитрия и свержение его.
Основу сюжетной схемы составляет выступление Шуйского против царя-тирана, угнетающего народ в союзе с иностранными интервентами.
Обращаясь к образу монарха, Сумароков в этой трагедии традиционно проводит мысль о необходимости неукоснительного соблюдения законов самими монархами (например, уже в «Хореве»: «...Те люди, коими законы сотворенны, Закону своему и сами покоренны» (с. 343)); о том, что царь должен быть отцом своих подданных (например, в трагедии «Синав и Трувор» Гостомысл наставляет свою дочь Ильмену: «Покровом будь сирот, прибежищем вдовицы: Яви ты истинну подъ именем царицы»).
Четче, чем в предыдущих трагедиях, в «Димитрии Самозванце» выводится мысль о том, что царь такой же человек, как и его подданные, царь – не бог на земле, а обыкновенный смертный. Зло царствования Димитрия не в том, что он самозванец, незаконный царь, а в характере его правления, в его поведении, в отношении к подданным:
Когда б не царствовал
в России ты злонравно,
Димитрий ты иль нет, сие народу равно.4
(с. 432)
Развивая
эту мысль далее, Сумароков впервые
так отчётливо говорит о
Народ, сорви
венец с главы творца злых мук!
Спеши, исторгни скиптр из варваровых
рук… (с. 439)
Такой откровенный призыв – совершенно новое слово в русской литературе, тем более в литературе классицизма. Трагедия «Димитрий Самозванец» стала первой в России тираноборческой трагедией.
Внешне действие строится на любви самозванца к дочери Шуйского Ксении. Ксения любит Георгия и любима им. Димитрий же по пьесе женат. И это тоже не случайно. Дело в том, что в католической вере (которой Сумароков наделяет Самозванца) запрещены разводы, соответственно, единственным выходом Димитрий видит умертвить жену:
И тайный яд мою жену пошлет во мрак. (с. 430)
Нравственные преграды его не останавливают, что еще более способствует раскрытию образа монарха как злодея. Димитрий готов убить жену, казнить Георгия и жениться на Ксении против её воли. С позиции Димитрия его «царска страсть» есть закон для подданных.
Перед царем должна быть истина бессловна;
Не истина – царь, – я; закон – монарша власть,
А предписание закона – царска страсть. (с. 431)
«Страсти»
Димитрия доведены до пределов. Монарх-тиран
еще и предатель. Отношение Димитрия
к русским – важный момент в
трагедии. Самозванец презирает и
ненавидит своих
Российский я народ с престола презираю
… … … …
Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,
Что
россам ссылку, казнь и смерть определяю.
Сыны отечества — поляки будут здесь;
Отдам под иго им народ российский весь. (с. 431)
Димитрий представляется в трагедии неисправимым тираном. Первые же слова, с которыми он появляется в пьесе, характеризуют его как злодея:
Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,
Злодейская душа спокойна быть не может. (с. 427)
И этой самохарактеристике он верен до конца. Димитрий предчувствует, что за злодейские дела его ждет кара, однако ничего с собой не может поделать. Монологи Димитрия пронизаны сознанием безысходности: