Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа
Задачи:
изучить опыт литературоведения в вопросе развития историзма в русской драматургии XVIII века;
рассмотреть влияние факторов литературного процесса на историзм драмы «начальной поры»;
выявить основные принципы историзма исследуемого периода;
проследить развитие принципов историзма в русской классицистической драме на примере творчества Сумарокова;
проанализировать тираноборческие мотивы, возникшие в процессе эволюции принципов историзма и лежащие в основе конфликта драматургического произведения.
Введение ………………………………………………………………......3–5
Глава 1. Принципы историзма в русской драме петровской эпохи…...6–20
1.1 Явление историзма в русской драматургии начала XVIII века….....6–8
1.2 Влияние средневековой эстетики на историзм школьной драмы….9–12
1.3 Новый взгляд на личность и историю в историзме школьной драмы…………………………………………………………………………12–15
1.4 Роль принципов историзма в формировании системы конфликтов трагедокомедии «Владимир» Феофана Прокоповича…………………….15–20
Глава 2. Изменение системы конфликтов классицистической трагедии в результате эволюции принципов историзма………………………………21–35
2.1 Особенности эстетической системы классицизма в жанре трагедии……………………………………………………………………....21–23
2.2 Проявление принципов историзма в трансформации традиционного классицистического конфликта в русской трагедии………………………23–25
2.3 Роль эволюции принципов историзма в развитии конфликта классицистической трагедии (на примере трагедий А. П. Сумарокова)...25–35
Глава 3. Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»………………………………………………………………….36–45
3.1 Образ монарха в тираноборческой трагедии……………………….36–40
3.2 Социально-политическая и культурная обусловленность конфликта тираноборческой трагедии………………………………………………….40–42
3.3 Влияние эволюции принципов историзма на классицистическую трагедию последней трети XVIII века……………………………………...42–45
Заключение………………………………………………………………46–47
Библиография…………………………………
Соответственно, внутри самой литературы
происходит своеобразное
Большинство пьес «начальной поры» написано на историческую тему, под которой авторы понимали в первую очередь библейские сюжеты.
Так, драматурги использовали ветхозаветные сюжеты (например, о царе Давиде – в драме «Божие уничижителей гордых уничижение»), евангельские притчи (о богатом и Лазаре – в «Ужасной измене сластолюбивого жития»), агиографические повести (деяния апостола Петра – в «Царстве мира» и «Торжестве мира православного»). Хотя для некоторых пьес использованы те главы Библии, где рассказывается о реально происходивших исторических событиях (эпизоды из царствования Навуходоносора, осада Олоферном еврейского города Вефулии отображены в пьесе «Иудифь»).
Исследователь В.А. Бочкарев указывает, что все «библейские сюжеты воспринимались авторами и зрителями как подлинно исторические» (6, с.37), «в картинах прошлого драматурги искали поучения в духе религиозной морали, чему соответствовал выбор библейских сюжетов» (6, с. 16).
В конце XVII века в школьной драме на средневековую символику накладывается барочный принцип аллегоричности. В результате возникает тенденция к символико-аллегорическому изображению действительности. Основанный на сравнениях и аналогиях, данный способ отражения мира органично вписывается в религиозно-схоластические рамки школьной драмы.
В.Е. Хализев говорил о том, что изображение образов в ранней драме имеет свои особенности: «Для драмы <…> приемлемы далеко не любые человеческие характеры. <...> Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях. Именно нерасчлененная, неделимая на составляющие ее чувства страсть нашла соответствующую себе художественную форму в демонстративной гиперболичности традиционного театрально-драматического образа» (40, с. 114-115).
В школьной драме человек – это своеобразное поле, на котором ведут борьбу различные страсти. Характер персонажа зависит от выбора его «естества» в пользу того или иного чувства.
К примеру, в драме «Ужасная измена сластолюбивого жития» главный герой одержим страстью наслаждения и приравнивается к ней:
В радости сердце мое днесь сияет
Яко богатством многим обладает.
Благополучия вся ему бывают,
Аще таланта руки расточают
Нещадно, в сласти и пиры обаче
Суть сокровища полные едначе. (3, с. 59)
В драме «Божие уничижителей гордых унижение» персонифицируются сами страсти: Гордость, Смирение и т.д. Во многих пьесах действуют исключительно античные боги и аллегории государств («Слава Российская»), присутствуют персонификации пороков и добродетелей («Ужасная измена сластолюбивого жития…», «Владимир», «Кающийся грешник»). Для лучшего распознавания аллегории наделены соответствующими атрибутами: Фортуна – колесом, Мир – оливковой ветвью, Надежда – якорем, Гнев – мечом.
Такое обилие персонажей, являющихся, по сути, элементами одного многогранного характера, – переработка средневековой традиции изображения человека «как механической системы самостоятельных свойств, а не живой связи духовных движений» (5, с. 82), способной рефлексировать и изменяться.
Таким образом, мы видим, что школьная драма в начале XVIII века развивается с учетом основных канонов древнерусской литературы, оставаясь глубоко патриотичной и высоконравственной (что было незаменимым и в новом времени). Школьные пьесы на библейские сюжеты не выходят за рамки дидактических, поучающих целей.
Однако результаты преобразований Петра I становятся ощутимы уже в первые годы XVIII столетия. Важнейшую роль сыграло новое отношение к человеку как к духовной ценности и сильной личности (в противоположность средневековью, когда человек считался источником зла и соблазна). Человек постепенно начинает освобождаться от оков религиозного догматизма и провозглашает светское начало.
Расцвет петровской эпохи вносит, как было уже замечено, значительные изменения в школьные пьесы. Уже в «Страшном изображение второго пришествия…», разыгранном в 1702 году учениками Славяно-греко-латинской академии, в апокалипсическую тематику включаются эпизоды, связанные с событиями современности. Значительное место отведено панегирикам Петру I.
В
связи с резким переломом в
культурной жизни России, вполне естественно,
что так скоро не могли выработаться
новые нормы и каноны, по которым
нужно писать новые драмы. Литература,
совершающая резкий переход от средневековой
системы к системе нового времени, вынуждена
была на ходу перестраивать свои принципы.
Поэтому авторы, вырабатывая новые законы
литературы, также делают попытки преобразовать
старые нормы.
1.3
Новый взгляд на
личность и историю
в историзме школьной
драмы
Ориентированность авторов на новое видение личности и истории выделяется как следующий принцип историзма драмы начала века.
Преобладание моралистического подхода не делает раннюю драму оторванной от современности за счет исторических аналогий и прямых намеков на действительность. Связь «история – современность» осуществлялась авторами пьес постановкой больших нравственных, политических и философских вопросов, в которых отражалось насыщенное богатым историческим содержанием и бурными событиями время петровских преобразований.
Связанный
с идеологией Просвещения новый
взгляд на человека как сильную личность
отразился в возникновении
При этом авторы свободно сочетают многочисленные аллегорические фигуры с библейскими персонажами и проецируют их на современность.
В пьесе «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», посвященной победе под Нарвой, политические события современности облекаются в библейский сюжет о выводе Моисеем израильтян из Египта. В пьесе фигурируют светские аллегорические образы: Ревность российская, под которой подразумевается Петр I, и Хищение неправедное – Карл XII. Их аллегорический смысл разъясняется с помощью двух символов – Орла и Льва.
Полтавская победа послужила поводом для постановки пьесы «Божие уничижителей гордых уничижение». В качестве библейской параллели автором воспроизведен поединок израильского юноши Давида с филистимлянским воином Голиафом. Образ Давида ассоциировался с русским войском, Голиафа – со шведским. Расшифровке аллегорий помогают знакомые уже персонажи – Орел и Лев. Как указывает В.Н. Всеволодский-Гернгросс, смысл событий поясняли специальные надписи. Одна из них – «Хром, но лют» – относилась ко Льву и намекала на Карла XII, раненного в ногу накануне Полтавской битвы (16, с. 84).
Также в литературе, обратившейся к личности, начинает проявляться индивидуальный характер человека. В литературе возникает новая форма конфликта – внутренний конфликт, противостояние долга и чувства. Литература теперь изображает человека, делающего самостоятельный выбор. Тем более интересен такой герой современнику, что выбор это нравственный. Примером может служить пьеса «Действо о князе Иефае», в которой главный герой пообещал принести в жертву Богу в благодарность за помощь в одолении врагов, угнетавших его народ, первого человека, который встретится ему на выходе из дома. Таким человеком оказалась его дочь. Несмотря на все переживания, в выполнении долга князь оказался непреклонен.
Вспомним о том, что подобного содержания история имеется в Святом Писании, только в жертву герой должен был принести сына. И Бог не принял его жертву, наградив его за веру и послушание, за самоотверженность. Судьба нового героя – судьба трагичная уже только потому, что это герой литературы светской. Здесь сюжет уже развивается так, как каждый день складываются реальные человеческие судьбы, в которых все зависит от выбора самого человека (а не от Божественного промысла).
Однако
это были только небольшие шаги к
раскрытию человеческого
Таким
образом, мы видим, что в начале XVIII
века русская драматургия является зависимой
от нормативной средневековой доктрины.
Но под влиянием современных событий эпохи
и возрастающей роли идеологии просвещения
к авторам приходит понимание, что для
решения насущных эстетических проблем,
необходимо изменить сам способ написания
пьес, выработать кардинально новые принципы
и нормы для драматургии, создать новый
тип героя. Большая заслуга в развитии
драматургии принадлежит церковному и
культурному деятелю начала XVIII века Феофану
Прокоповичу.
1.4
Роль принципов историзма
в формировании системы
конфликтов трагедокомедии
«Владимир» Феофана
Прокоповича
Значимым шагом в развитии литературы начала XVIII века является деятельность Феофана Прокоповича. В его творчестве влияние петровской эпохи нашло свое наиболее полное и всестороннее выражение.
Зачастую
он выступал как подлинный новатор
в вопросах метафизики и натурфилософии,
пытаясь объяснить сущность бытия не сферой
религиозно-
Призывая писателей и ораторов обращаться в своем творчестве к прошлому, Прокопович делает акцент в первую очередь на собственной «античности» – отечественной истории, чтобы «узнали, наконец, пустейшие, благоговеющие только перед своими баснями враги наши, что не бесплодны доблестию наше отечество и наша вера». «Столько славных дел нашего отечества забыты совершенно и, что оно совершило до сих пор, едва что передано памяти потомства» (16, с.85).
Однако историческая тематика в художественных произведениях, по мнению Прокоповича, не есть истинное отражение событий прошлого. Утверждая, что в событийном ряде произведения «ясность и правдоподобие – поэт должен соблюдать» (32, с. 44), Прокопович посвящает отдельную главу трактата «О поэтическом искусстве» художественному вымыслу. Автор указывал, что «вымысел бывает двояким: вымысел самого события и вымысел способа, которым это событие совершено» (32, с. 44). Когда поэт обращается к исторической теме, он «оставляет без внимания тот способ, которым это событие осуществилось, и измышляет от себя правдоподобный, то есть выдумывает, каким образом подобало этому событию свершиться», ведь «цель поэта не передавать потомству память о деяниях, <…> а учить людей, какими они должны быть при том или ином положении в жизни» (32, с. 48).
Таким образом, Прокопович призывает использовать сюжеты и образы отечественной истории, но применять их в целях нравоучительных, показывая как «подобает» поступать. По сути, это означает демонстрацию на историческом материале мировоззренческих основ современной эпохи, то есть – впервые в русской драматургии озвучены такие принципы историзма, как дидактичность и обращение к реальной истории.
Эстетические принципы Феофана Прокоповича, во многом предвосхитившие рождение классицизма в России, получили яркое воплощение в созданной им трагедокомедии «Владимир». (Полное заглавие: «Владимир, славенороссийских стран князь и повелитель, от неверия тми в свет евангельский приведенний духом святим от рождества Христова 988, нине же от православной Академии Могилеанской и Киевской на позор российскому роду от благородных российских сынов, добре зде воспитуемых, действием, еже от пиит нарицается трагедокомедия, лета Господня 1705 июля 3 дня показанний».)
Хотя Прокопович сохранил традиционную для школьной драмы композицию (пролог, пять актов, эпилог) и иносказания, вводил олицетворения и не чуждался религиозной назидательности, однако элементы нового выступают в его пьесе гораздо отчетливей, чем в панегирических действах начала века.