Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:20, курсовая работа
Задачи:
изучить опыт литературоведения в вопросе развития историзма в русской драматургии XVIII века;
рассмотреть влияние факторов литературного процесса на историзм драмы «начальной поры»;
выявить основные принципы историзма исследуемого периода;
проследить развитие принципов историзма в русской классицистической драме на примере творчества Сумарокова;
проанализировать тираноборческие мотивы, возникшие в процессе эволюции принципов историзма и лежащие в основе конфликта драматургического произведения.
Введение ………………………………………………………………......3–5
Глава 1. Принципы историзма в русской драме петровской эпохи…...6–20
1.1 Явление историзма в русской драматургии начала XVIII века….....6–8
1.2 Влияние средневековой эстетики на историзм школьной драмы….9–12
1.3 Новый взгляд на личность и историю в историзме школьной драмы…………………………………………………………………………12–15
1.4 Роль принципов историзма в формировании системы конфликтов трагедокомедии «Владимир» Феофана Прокоповича…………………….15–20
Глава 2. Изменение системы конфликтов классицистической трагедии в результате эволюции принципов историзма………………………………21–35
2.1 Особенности эстетической системы классицизма в жанре трагедии……………………………………………………………………....21–23
2.2 Проявление принципов историзма в трансформации традиционного классицистического конфликта в русской трагедии………………………23–25
2.3 Роль эволюции принципов историзма в развитии конфликта классицистической трагедии (на примере трагедий А. П. Сумарокова)...25–35
Глава 3. Развитие классицистического конфликта в тираноборческой трагедии на примере произведения А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»………………………………………………………………….36–45
3.1 Образ монарха в тираноборческой трагедии……………………….36–40
3.2 Социально-политическая и культурная обусловленность конфликта тираноборческой трагедии………………………………………………….40–42
3.3 Влияние эволюции принципов историзма на классицистическую трагедию последней трети XVIII века……………………………………...42–45
Заключение………………………………………………………………46–47
Библиография…………………………………
Содержание
Введение
………………………………………………………………......
Глава 1. Принципы историзма в русской драме петровской эпохи…...6–20
1.1 Явление историзма в русской драматургии начала XVIII века….....6–8
1.2 Влияние средневековой эстетики на историзм школьной драмы….9–12
1.3
Новый взгляд на личность и историю в историзме
школьной драмы…………………………………………………………………
1.4 Роль принципов историзма в формировании системы конфликтов трагедокомедии «Владимир» Феофана Прокоповича…………………….15–20
Глава 2. Изменение системы конфликтов классицистической трагедии в результате эволюции принципов историзма………………………………21–35
2.1
Особенности эстетической системы классицизма
в жанре трагедии…………………………………………………………
2.2 Проявление принципов историзма в трансформации традиционного классицистического конфликта в русской трагедии………………………23–25
2.3 Роль эволюции принципов историзма в развитии конфликта классицистической трагедии (на примере трагедий А. П. Сумарокова)...25–35
Глава
3. Развитие классицистического конфликта
в тираноборческой трагедии на примере
произведения А.П. Сумарокова «Димитрий
Самозванец»…………………………………………………
3.1 Образ монарха в тираноборческой трагедии……………………….36–40
3.2
Социально-политическая и культурная
обусловленность конфликта тираноборческой
трагедии………………………………………………….
3.3 Влияние эволюции принципов историзма на классицистическую трагедию последней трети XVIII века……………………………………...42–45
Заключение……………………………………………
Библиография………………………………………
Введение
В отечественном литературоведении существует устоявшееся представление о процессе развития русской драматургии XVIII века, о ее связи с европейской литературной традицией и национальных особенностях. Классицизм, как и большинство литературных тенденций, приходит в Россию из литературы западноевропейской. Однако развитие классицизма в русской драматургии происходит позднее, нежели в Европе. Отмечено, что социально-политические и исторические реалии XVIII века, а также особенности развития русского литературного процесса обуславливают то, что система классицизма в произведениях русских драматургов претерпевает существенные изменения. Наиболее яркой чертой русского классицизма называют отражение авторами современности, которое носит явно критический характер.
Актуальность исследования заключается в том, что литературоведами не отмечается тот факт, что данной чертой обусловлено возникновение в русской драматургии особого, неприемлемого для европейского классицизма, конфликта, в центре которого находится фигура монарха и который проявляется в столкновении интересов монарха и его подданных. Предпосылки к возникновению подобной формы конфликта прослеживаются уже в доклассицистической драме, а на протяжении всей эпохи классицизма этот конфликт развивается в трагедии как основной. Заявление подобной формы конфликта как доминирующей позволяло драматургам отражать в произведениях острые социально-политические проблемы и поднимать актуальные для эпохи вопросы именно в критическом аспекте. Это приводит к абсолютно иному развитию направления классицизма в целом.
Таким образом, мы можем говорить о том, что развитие русского классицизма зависит от интерпретации в творчестве русских драматургов такой черты классицизма как историзм.
Проводя исследование, мы выдвигаем следующую гипотезу: если развитием русской драматургии XVIII века управляет процесс эволюции принципов историзма, то в первую очередь это будет находить отражение в конфликте, лежащем в основе трагедии, так как конфликт в принципе является основой и движущей силой всякого драматического произведения.
На основе названной гипотезы в нашем исследовании мы акцентируем внимание именно на развитии и изменении конфликта в заданную эпоху, и ставим целью нашего исследования – проследить, каким образом изменяется художественное осмысление современности русскими драматургами на протяжении XVIII столетия именно в данном аспекте.
Задачи:
Мы выбираем объектом исследования высокий жанр драматургии – трагедию, являющуюся самым актуальным и значимым жанром в литературе исследуемого периода.
Предметом исследования становится процесс эволюции художественного освоения реальной русской истории XVIII века в жанре трагедии.
В ходе исследования мы опираемся на драму «начальной поры» (драматические тексты конца XVII – начала XVIII вв.) (28, с. 7), трагедокомедию «Владимир» Феофана Прокоповича, а также на трагедии А.П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», «Ярополк и Димиза», «Димитрий Самозванец» как произведения наиболее репрезентативные для русской трагедии XVIII века.
Цель и задачи определили структуру работы.
В первой главе дипломной работы мы рассматриваем драму петровской эпохи: особенности драматургии и специфику историзма пьес данного периода. Вторая глава посвящена эволюции историзма в рамках русского классицизма: показаны особенности русского классицизма, прослеживаются, как изменялось отражение событий эпохи в трагедиях. В третьей главе мы обращаемся к тираноборческим мотивам в русской драматургии. Исследуется развитие данного мотива в классицистической трагедии.
Таким
образом, исследуя эволюцию принципов
историзма в русской драматургии XVIII века,
мы тем самым прослеживаем ее отражение
в русской трагедии и роль в главном литературном
направлении XVIII века – классицизме.
Глава
1. Принципы историзма
в русской драматургии
петровской эпохи
1.1
Явление историзма
в русской драматургии
начала XVIII века
В
истории русского литературоведения
понятие «историзм» в первую очередь
отождествляется с
Однако, по определению Кожинова В.В. понятие «историзм» в широком смысле в литературе трактуется как «художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита» (19, с. 227). Это значит, что историзм являет собой проявление способности автора увидеть и передать в своих произведениях ведущие тенденции общественного развития, отраженные в событиях и судьбах эпохи.
XVIII век, как любая переломная эпоха в истории России, становится периодом изменений в общественном сознании, что находит свое отражение в литературе. Поэтому мы можем говорить о том, что уже в эту эпоху историзм становится специфической чертой литературы и играет важную роль в ее развитии в целом.
Писатели XVIII века регулярно обрались к прошедшим историческим событиям, однако это обращение к прошлому не имело цели верно его изобразить. Оно позволяло подняться над мелочами и частностями и, таким образом, осмыслить основные этапы современного общественного развития. «Подлинно художественное произведение всегда глубоко современно; оно воссоздает существеннейшие черты своего времени» (19, с. 228). Следовательно, обращение русских писателей XVIII века к истории есть попытка освоить, осмыслить современную им эпоху.
Петровская эпоха ознаменовалась коренными изменениями в истории России, соответственно литературный процесс этого периода стал в культуре явлением переломным. «По одну сторону этой межи лежит древняя литература, по другую – новая. Однако это не две разные литературы, а одна литература» (16, с. 408). Такой культурный перелом есть сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в художественных произведениях во взаимодействии национальных традиций и новых идей просвещения.
Неоднородность литературного процесса конца XVII – начала XVIII века проявляется и в драматургии. На тот момент в России драма не вполне сформировалась как полноценное явление культуры и искусства, и как следствие ее нет как самостоятельного рода или жанра литературы. Однако уже существовали сложившиеся театральные системы, по которым классифицировались тексты, позднее определенные как драматические: иностранная, школьная и придворная.
Репертуар
иностранной системы
Школьной драмой называют деятельность духовных училищ – Славяно-греко-латинской академии, Киево-Могилянской академии и школы при московском госпитале Н. Бидлоо. Их репертуар обусловлен дидактическими соображениями – практическому обучению латыни и риторике, а также пропаганде христианской религиозной морали. Феофан Прокопович в «Духовном регламенте» писал: «Можно же ещё дважды в год или больше, делать некия акции, диспуты, комедии, риторские эксерциции. И то бо зело полезно к наставлению и к резолюции, сиесть честнои смелости, каковыя требует проповедь слова Божия и дело посолское…» (14, с. 569).
Драма придворная – это неоднородное, неорганическое сочетание пьес, заимствованных из школьного и иностранного репертуаров, с добавлением речей хвалебного содержания. Как правило, данные пьесы были приурочены к особым праздникам и государственным событиям и ставились только для царя и его приближенных. Придворная драма была крайне популярна во времена царствования Алексея Михайловича, но с приходом к власти Петра I теряет свое привилегированное положение.
Бурная
общественная жизнь конца XVII – начала
XVIII века внесла значительные изменения
в характер школьной драматургии, в результате
чего эта система становится показательным
для своего времени художественным явлением:
она более всего была приближена к идейно-художественным
и пропагандистским установкам эпохи.
Учитывая, что «особенности русской драмы
начала XVIII века выразительнее всего репрезентированы
в драме школьной» (35, с. 27) и что данная
театральная система не только теснее
остальных связана с традициями русской
литературы, но и окажет впоследствии
большее влияние на становление классицизма,
представляется возможным рассматривать
специфику историзма «начальной драмы»
главным образом на примере школьного
театра.
1.2
Влияние средневековой
эстетики на историзм
школьной драмы
Несмотря на стремительное преобразование литературы под нормы нового времени и ее секуляризацию, многовековые традиции и нормы древнерусской литературы не могли быть отброшены единым движением. Влияние отдельных принципов эстетики средневековья остается сильно в школьных драмах. Данная ориентированность на древние традиции русской литературы является одним из принципов историзма драматургии петровской эпохи.
Значимой
традицией древнерусской
В
связи с постепенным «