Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:35, дипломная работа
Данная тема выпускной квалификационный работы выбрана не случайно. Актуальность ее очевидна, поскольку есть глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые оказывают большое влияние на развитие системы образования. Одно из важнейших проявлений этого процесса – устойчивая тенденция к гуманизации и гуманитаризации. Перед системой образования встает задача подготовки школьников и студентов к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. А, язык, как известно, – не только средство общения. Художественное произведение – это источник пополнения фоновых знаний, ключ к постижению культуры, пониманию национального характера, традиций и обычаев народа, знание которых облегчает межкультурное общение, играет далеко не последнюю роль в установлении и развитии личных, деловых, культурных и научных контактов. В последние годы во многих школах России преодолевается, наконец, господствовавший до недавних пор лингвистический моноцентризм, который был одним из главных препятствий к овладению мировой культуры. Русский язык – наша духовная родина, надо любить и беречь его. Но одним из средств спасения русского языка является изучение его в контексте мировой культуры.
Аптрейкина Наталья Александровна
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ НА КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РАССКАЗОВ
РОАЛЬДА ДАЛА
ВВЕДЕНИЕ
«Какое бы произведение мы ни взяли,
оно само и определяет его композиционные
принципы. В конечном счете они отражают
действительность в ее противоречивом и
сложном развитии».
Академик М.Б. Храпченко1
Данная тема выпускной квалификационный работы выбрана не случайно. Актуальность ее очевидна, поскольку есть глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые оказывают большое влияние на развитие системы образования. Одно из важнейших проявлений этого процесса – устойчивая тенденция к гуманизации и гуманитаризации. Перед системой образования встает задача подготовки школьников и студентов к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. А, язык, как известно, – не только средство общения. Художественное произведение – это источник пополнения фоновых знаний, ключ к постижению культуры, пониманию национального характера, традиций и обычаев народа, знание которых облегчает межкультурное общение, играет далеко не последнюю роль в установлении и развитии личных, деловых, культурных и научных контактов. В последние годы во многих школах России преодолевается, наконец, господствовавший до недавних пор лингвистический моноцентризм, который был одним из главных препятствий к овладению мировой культуры. Русский язык – наша духовная родина, надо любить и беречь его. Но одним из средств спасения русского языка является изучение его в контексте мировой культуры.
Известно, что каждому из нас нужно прочесть не так уж много книг, предпочтения главным образом отдаются выдающимся авторам. Но можно ли не уделять внимание современным авторам? Разумеется, нет, к тому же не следует забывать, что некоторые из них завтра станут знаменитыми. Но ни к чему и слишком разбрасываться. Как же поступать? Прежде всего, надо дать отстояться литературному урожаю года.
Сколько книг провозглашенных издателем или литературным кружком шедеврами, через шесть месяцев уже забыты.
Не станем напрасно перегружать память. Обождем. Внимательно наблюдая за происходящим в мире книг, выберем себе друзей. У любого из нас среди современных авторов есть свои любимцы. Пусть же каждый следит за его творчеством.
Как только мы убедились
в духовной или художественной ценности
книги, следует ее приобрести. Близко
и всесторонне можно
только с теми произведениями, которые у нас всегда под рукой. Для первой же встречи с автором вполне уместно и даже разумно одолжить книгу на время. Коль скоро мы решили «усыновить» ее, нужно даровать ей права гражданства. Книги следует покупать те, с которыми вам всю жизнь хотелось бы прожить.
А как следует читать? Если книга нас не захватывает, то в первый раз мы читаем ее быстро и увлеченно. Мы просто глотаем страницы. Но в дальнейшем (а хорошую книгу читают и перечитывают много раз) нужно читать с карандашом или ручкой в руке. Ничто так не формирует вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь.
Роальд Дал – писатель, который по мнению многих авторитетных критиков, уже в недалеком будущем может встать в один ряд с классиками английской литературы. Как английский писатель второй половины XX века, мастер короткого рассказа с неожиданной концовкой, смог завоевать сердца читателей во всем мире? В чем секрет его успеха? Чем привлекают читателей его короткие рассказы?
Цель данной работы – проанализировать особенности художественного стиля Роальда Дала.
Задачи: рассмотрение возможностей схемы для построения стилистического и композиционного анализа художественного текста; ознакомление с некоторыми фактами биографии Роальда Дала; сравнительный композиционный анализ рассказов «William and Mary», «Parson’s Pleasure» и «Taste»; выявление характерных особенностей стиля Роальда Дала.
Без знания основ теории стилистики и композиции изучение, а тем более анализ художественных произведений будет неполным и ошибочным.
Для достижения цели данной работы необходимо было справиться с задачами исследования, которые строились на основе: изучения прежде всего основ теории стилистики и композиции, стиля и метода, элементов сюжета и тропов; изучения рассказов Роальда Дала «William and Mary», «Parson’s Pleasure» и «Taste»; выявления основных характеристик каждого отдельного рассказа и всех в целом; выяснения стиля писателя; сравнения теоретических основ стилистики и композиции каждого рассказа и с другими писателями в целом; обобщения и систематизации на основе элементов сюжета рассказа (при помощи организационной диаграммы).
Объектом же служат прежде всего рассказы «William and Mary», «Parson’s Pleasure» и «Taste», творчество и сам Роальд Дал. Предметом исследования является определение влияния стиля на композиционное построение рассказов (как влияет, влияет ли). Научная гипотеза , что именно стиль, Роальда Дала, является основополагающей композиционного построения его рассказов, несмотря на разноплановость событий все его рассказы имеют одинаковое композиционное построение, одинаковые элементы сюжета.
I. Теоретические проблемы влияния стиля на композицию рассказа
1.1. Стиль писателя,
определяющий сходство идейно-
Стиль писателя – это наиболее простая форма этого литературного процесса. Писатель не является одиночкой в жизни. Он связан с определенной общественной группой, классом, выражает взгляды, присущие не только лично ему, но сложившиеся в известной общественной среде, вкусы, симпатии и антипатии которой он разделяет и выражает в своем творчестве. Вместе с ним в литературе выступают и другие писатели, сложившиеся в близкой ему среде, испытывающие такое же, как и он, ее идейное воздействие. Тем самым при всем индивидуальном отличии одного писателя от другого по его таланту, культуре, жизненному опыту между ними все же будет возникать известная близость, определяющая сходство их идейно-художественных особенностей, их стилей.
Совершенно очевидно, что творчество писателя неразрывно связано с его личностью, с его неповторимым жизненным опытом, с его мировоззрением, культурой, биографией.
Мы знаем, что произведение шире личности художника. Оно получает независимо от его субъективной идеологии объективное значение, потому что, как мы помним, образ шире идеи писателя. Указывая на эту связь, которая существует между личностью художника и его творчеством, мы ни в коем случае не устанавливаем равенства между его творчеством и его биографией, исходя из положения, что творчество художника шире его биографии. Но в то же время очевидно, что индивидуальность писателя не может не проявить себя в произведении. Это сказывается, как мы помним, в выборе материала, в его оценке, в речи повествования и т.д. Те выводы, к которым мы пришли, рассматривая взаимодействие формы и содержания, позволяют нам понять, что, в сущности, все стороны произведения так или иначе будут окрашены творческой индивидуальностью писателя.
В самом деле, идейно-тематическая основа произведения скажется в характерах, в том числе и в характере повествователя, характеры скажутся в языке, в том числе и в языке повествователя, круг характеров в связи с данным жизненным материалом определит и круг событий, т.е. сюжет произведения. В основе этого будут лежать тот жизненный опыт, который накоплен писателем, и то идейное освещение этого опыта, которое подсказывает писателю его мировоззрение. Мы можем определить с достаточной полнотой мировоззрение и жизненный опыт писателя на основании данного произведения (помня, что оно дает возможность и для более широких выводов). И в языке, и в сюжете, и в характерах, и в темах, и в идеях проявляется личность писателя. Тем самым и ряд произведений, принадлежащих одному писателю, будет обнаруживать сходство во всех этих отношениях. Здесь то же взаимоотношение формы и содержания, но только в более сложном виде. В самом деле, в произведениях, принадлежащих одному писателю, мы уловим прежде всего идеологическое единство, поскольку писатель, ставя различные в каждом произведении проблемы, будет, естественно, исходить из единой в своей основе точки зрения на действительность.
С другой стороны, во всех произведениях писателя мы ощутим единство жизненного опыта, обусловленное биографией писателя. Он может рассказать только о том, что им самим изучено, пережито, прочувствовано, продумано.
Единство идейно-тематической основы произведения неименуемо скажется в единстве характеров, которые показывает писатель в ряде произведений. Это не значит, что характеры эти будут похожи друг на друга. Единство их состоит в том, что они связаны с теми жизненными противоречиями, которые писатель считает важными, с той жизненной средой, которую он преимущественно изображает, и т.д. Характеры, рисуемые писателем, связаны с тем кругом жизненных вопросов, которые он ставит на протяжении своего творчества, а так как он ставит их, исходя из единой точки зрения на мир, то и характеры в ряде его произведений между собой перекликаются. А отсюда мы легко уловим такую же перекличку, принципиальное сходство основных особенностей (при различии, естественно, конкретных свойств) и в сюжетах, и в языке писателя, проявляющееся на протяжении всей его литературной деятельности.
Таким образом, мы будем наблюдать сходство, точнее – единство основных идейно-художественных особенностей (идеи, темы, характеры, сюжеты, язык), обнаруживающееся на протяжении всей творческой работы писателя. Такое единство называют обычно стилем писателя (понятно, что мы должны учитывать и изменение стиля, его противоречия, его развитие)
Термин этот представляет собой непрерывно расширяющуюся метонимию. Первоначально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на другом – лопаточку; такую палочку римляне употребляли для того, чтобы стереть написанное ранее или исправить ошибку. Затем в порядке замены явления каким-либо одним его признаком, стилем стали называть почерк человека (узнать по стилю – узнать по почерку). Затем эта метонимия еще более расширилась, стали называть стилем самую манеру письма, особенности языка, слог. И, наконец, о стиле говорят, имея в виду все индивидуальные особенности творчества писателя в целом, руководствуясь известным афоризмом: «Стиль – это человек».
Стиль – это в общем смысле
слова повторяющееся в
Вот два отрывка:
1. Похороны
совершились на третий день. Тело
бедного старика лежало на
столе, покрытое саваном и
2. Иван Кузьмич
не знал, на что решиться. Марья
Ивановна была чрезвычайно
Мы ясно ощущаем их сходство, стилевую близость; перед нами короткие фразы, быстро развивающееся повествование (каждая фраза вносит нечто новое в ситуацию). Примеры наши взяты из пушкинской прозы.
Стиль откладывает мощный отпечаток на все, что изображает художник. В том случае, если два художника говорят об одном и том же, они в то же время проявляют в этом и свою творческую индивидуальность, без понимания которой нельзя понять и того, что им изображено. Особенно яркое это значение стиля можно наблюдать в живописи тогда, когда, например, портрет одного лица рисуют художники с резко выраженной индивидуальностью.
Говоря о стиле как единстве основных идейно-художественных особенностей творчества, характерном для творчества именно данного писателя, мы отнюдь не имеем в виду того, что основные стилевые особенности его неизменно повторяются в каждом произведении.
Если в отдельном произведении отражен тот или иной отдельный период общественной жизни в определенный период идейного и жизненного развития писателя, то все его творчество в целом, развитие его стиля дает нам представление о жизненном процессе в значительно более широком его охвате, показывает нам рост и эволюцию творчества писателя в целом. Те жизненные явления, которые в начале его творческого пути только намечаются, в конце его получают ясность и определенность; то, что в одном произведении писатель затронул односторонне, неполно, в более поздних произведениях ему удается показать ярко и отчетливо; смена произведений отражает и смену событий общественной жизни, и смену тех идейных исканий художника, которые характерны для развития его мировоззрения. Поэтому одно произведение писателя как бы бросает свет на другие, одни характеры становятся более понятными благодаря изображению близких им по основным свойствам в других произведениях и т.д.
Определив и авторские идеи, и объективный смысл его образов, мы окажемся в состоянии усвоить тот круг мыслей, чувств и наблюдений, который вложен в него писателем. Но мы поймем его еще глубже, когда наш анализ выйдет за пределы только этого произведения, когда мы соотнесем его с другими произведениями писателя, определим его как явление стиля писателя, поймем его значение и место в развитии этого стиля.
Информация о работе Особенности влияния стиля на композиционное построение рассказов Роальда Дала