Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41
Расширяя лексику своих
Часто и с подробными
Отметим, что и «Аммалат-бек» и
«Мулла-Нур» созданы в основном на фактах,
взятых из реальной действительности,
и не случайно первая повесть имеет подзаголовок
«Кавказская быль», а вторая – «Быль».
Реальность лиц и событий, описанных в
этих повестях Марлинского, подтверждена
многочисленными путешественниками и
писателями: неким А. Б., известным востоковедом
И. Березиным, Я. Костенецким. В целом деятельность
Марлинского явилась важным звеном в развитии
ориентальной темы в русской литературе,
в приближении ее реалистического освоения.
В произведениях писателя русский Восток
получил наиболее полное отражение, и
общее стремление русской литературы
к реализму рано или поздно должно было
коснуться и ориентальных произведений.
Не случайно некоторые писатели, обратившиеся
к ориентальной теме после Марлинского,
в той или иной степени, сознательно или
подсознательно, стремились в своих произведениях
к ее реалистическому отображению.
Заключение
Во время работы над курсовой работой я открыла для себя Кавказ, каким его видел и изображал в своем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и А.А.Бестужева-Марлинского.
Кавказ у поэтов — это воплощение движения. Даже природа в их произведениях живет своей жизнью, зачастую очень похожей на жизнь человеческую.
Кавказ стал востоком русских романтиков, то есть местом, где поэтической реальностью становятся интуитивные прозрения законов мироздания. Творчество романтиков при этом положило начало двум противоположным процессам — процессам как мифологизации, так и демифологизации идеализированного Кавказа.
Кавказ это страна, которым восхищались русский романтики, это страна, которая вдохновляла их на написания шедевров.
В ходе работы я доказала что поэты старается показать лучшие стороны кавказского края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу — под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, поэты не изменяет достоверности – многие местности, описанные в их произведениях, существуют на самом деле.
Тема Кавказа в русской литературе это не только отражение (воссоздание, воспроизведение) кавказской жизни, тех или иных ее сторон, это и сложившееся представление о феномене Кавказа, выступающее в роли некой многогранной словесной символики, служащей изобразительно-выразительным средством для изображения и выражения отнюдь не только кавказской действительности т.е. кавказская тема выступает не только в роли «означаемого», но и в роли «означающего», если прибегнуть к структуралистской терминологии.
Кавказ и есть этот «алмаз» с множеством
«граней» в венце русской культуры и литературы.
Список литературы
1. Андроников И. Л. Лермонтов в Грузии в 1837 году. Тбилиси, 1958.
2. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. – М.: 1972.
3. Благой,
Д.Д. Творческий путь Пушкина.
4. Бестужев-Марлинский А. Соч. В 2 т. Т. 1. - М., 1952.
5. Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: 1987.
6. Гуревич А. М. Романтизм Пушкина. – М.: 1993.
7. Ермоленко
Т.Ф. Российская литература в
поисках свободы: кавказский
8. История русской литературы 19 века. / В. Н. Аношина, С. А. Джанумов и др. Под ред. В. Н. Аношкина. – М.: 1989.
9. Красухин
Г. Г. Доверимся Пушкину.
10. Келли Л. А. Лермонтов на Кавказе. – М. 2006.
11. Лермонтов
М. Ю. Избранное:
12. Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". – М.: 1996.
13. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. – М.: 2001.
14. Минералов
Ю. И. История русской
15. Модебадзе
И.И., Мегрелишвили Т.Г. Восприятие
Кавказа русским романтическим
сознанием: от истоков к
16. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки.
– М.: 1977.
17. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.: 1919.
18. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л.: 1962.
19. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни творчества. – Л.: 1990.
20. Слинина Э. В. Лирика Пушкина 1820 — 1830-х годов: Проблемы стано-
вления личности поэта. – Псков.: 1990.
21. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература 19 века. – М.: 1996.
22. Телегин С.М. Мифологическое пространство русской литературы. – М.: 2005.
23. Успенский Б.А. Историко-филологические очерки. – М.: 2004.
24. Чекалин С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. – М. 1991.
25. Чичерин А. В. О стиле пушкинской лирики // В мире Пушкина. – М.:
1974.
Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков