Образ Кавказа в произведениях русских романтиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41

Работа содержит 1 файл

Курсовая Образ Кавказа.docx

— 106.84 Кб (Скачать)

    Расширяя лексику своих произведений  за счет тюркских слов и  выражений, писатель использовал  их, с одной стороны, для создания  местного колорита, а с другой  стороны, для обозначения неизвестных  русскому читателю предметов  и явлений восточной действительности. Для создания местного колорита  Марлинский в кавказских очерках  использует в большом количестве  так называемые устойчивые тюркизмы – слов тюркского происхождения, которые издавна вошли в русский литературный язык для обозначения различных понятий, восходящих к восточным, и потому не нуждаются в разъяснениях. Это такие слова, как бек, чурек, ага, хан, сарай, арба, башмак, базар, гяур, курган, нагайка, нукер, папах (папаха), плов (пилав), янычар, селям, чалма.

    Часто и с подробными разъяснениями  Марлинский дает географические  понятия и названия кавказского  края. В правописании последних писатель особенно точен, в отличие от своих собратьев по перу. При этом он не только старается дать верное написание местного названия, но и исправляет ошибки, допущенные его предшественниками. Не случайно уже в одном из ранних своих кавказских произведений – «Пути до города Кубы» - Марлинский      высмеивает тех, кто путает кавказские географические названия: «...между дюжинами адресов один другого курьезнее, как, например: в Грузию, в Дербенъ, на остров Кубу, что в Персии, на Кавказской линии и тому подобных...» отыскивает он свою корреспонденцию. Писатель дает разъяснения некоторых географических наименований и названий: «Дагестан, то есть страна гор» 

    Отметим, что и «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» созданы в основном на фактах, взятых из реальной действительности, и не случайно первая повесть имеет подзаголовок «Кавказская быль», а вторая – «Быль». Реальность лиц и событий, описанных в этих повестях Марлинского, подтверждена многочисленными путешественниками и писателями: неким А. Б., известным востоковедом И. Березиным, Я. Костенецким. В целом деятельность Марлинского явилась важным звеном в развитии ориентальной темы в русской литературе, в приближении ее реалистического освоения. В произведениях писателя русский Восток получил наиболее полное отражение, и общее стремление русской литературы к реализму рано или поздно должно было коснуться и ориентальных произведений. Не случайно некоторые писатели, обратившиеся к ориентальной теме после Марлинского, в той или иной степени, сознательно или подсознательно, стремились в своих произведениях к ее реалистическому отображению.  

        

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

     Во время работы над курсовой работой я открыла для себя Кавказ, каким его видел и изображал в своем творчестве Михаила Юрьевича Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин  и А.А.Бестужева-Марлинского.

     Кавказ у поэтов — это воплощение движения. Даже природа в их произведениях живет своей жизнью, зачастую очень похожей на жизнь человеческую.

     Кавказ стал востоком русских романтиков, то есть местом, где поэтической реальностью становятся интуитивные прозрения законов мироздания. Творчество романтиков при этом положило начало двум противоположным процессам — процессам как мифологизации, так и демифологизации идеализированного Кавказа.

        Кавказ это страна, которым восхищались  русский романтики, это страна, которая вдохновляла их на  написания шедевров.

      В ходе работы я доказала что поэты старается показать лучшие стороны кавказского края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу — под стать людям.         Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, поэты не изменяет достоверности – многие местности, описанные в  их произведениях, существуют на самом деле.

      Тема Кавказа в русской литературе это не только отражение (воссоздание, воспроизведение) кавказской жизни, тех или иных ее сторон, это и сложившееся представление о феномене Кавказа, выступающее в роли некой многогранной словесной символики, служащей изобразительно-выразительным средством для изображения и выражения отнюдь не только кавказской действительности т.е. кавказская тема выступает не только в роли «означаемого», но и в роли «означающего», если прибегнуть к структуралистской терминологии.

       Кавказ и есть этот «алмаз» с множеством «граней» в венце русской культуры и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Андроников  И. Л. Лермонтов в Грузии  в 1837 году. Тбилиси, 1958. 

  2. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. – М.: 1972.

  3. Благой, Д.Д. Творческий путь Пушкина.   – М.:   1967. 

  4. Бестужев-Марлинский  А. Соч. В 2 т. Т. 1. - М., 1952.

  5. Висковатов  П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь  и творчество. – М.: 1987.

  6. Гуревич А. М.  Романтизм Пушкина. – М.:  1993.

  7. Ермоленко  Т.Ф. Российская литература в  поисках свободы: кавказский след // Мир на Северном Кавказе через  языки, образование, культуру. –  Пятигорск:  2007. 

  8. История  русской литературы 19 века. / В. Н.  Аношина, С. А. Джанумов и др. Под ред. В. Н. Аношкина. – М.: 1989.

  9. Красухин  Г. Г. Доверимся Пушкину. Анализ  пушкинской поэзий, прозы и драматургии.  – М.: 1999.

  10. Келли  Л. А. Лермонтов на Кавказе.  – М. 2006.

  11. Лермонтов  М. Ю. Избранное: Стихотворения.  Поэмы. Проза. – М.: 2003.

  12. Логиновская Е.В. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". – М.: 1996.

  13. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма.  – М.: 2001.

  14. Минералов  Ю. И. История русской литературы 18 века: Учеб. пособие. – М.: 2007.

  15. Модебадзе  И.И., Мегрелишвили Т.Г. Восприятие  Кавказа русским романтическим  сознанием: от истоков к современности  // Литература в диалоге культур.  – Ростов – на – Дону.:  2007.   
16. Пушкин А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М.: 1977.

  17. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.:  1919.

  18. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. – Л.: 1962.

  19. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни творчества. – Л.: 1990.

  20.  Слинина Э. В. Лирика Пушкина 1820 — 1830-х годов: Проблемы стано-

  вления личности поэта. – Псков.: 1990.

  21.  Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература 19 века. – М.: 1996.

  22.  Телегин С.М. Мифологическое пространство русской литературы. – М.: 2005. 

  23. Успенский Б.А. Историко-филологические очерки. – М.:  2004.

  24. Чекалин С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. – М. 1991.

  25. Чичерин А. В. О стиле пушкинской лирики // В мире Пушкина. – М.:

  1974.   
 
 

Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков