Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41
Итак,
общий интерес к кавказской теме
определялся историческими
Таким образом, Кавказ стал
для русской культуры еще
Кавказ в жизни А. С. Пушкина
Пребывание А.С. Пушкина на Кавказе в 20-е годы 19 века оставило важный след и в истории русской литературы, и в общественном сознании. Среди пушкинских произведений кавказского цикла – стихотворения и поэмы. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русскою поэзии, - и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию,- писал крупнейший русский литературный критик 19 века
В.Г. Белинский. «С легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний. Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленное драгоценною кровью сынов ее и подвигами ее героев»... Непреходящее значение той части наследия Пушкина, которая относится к кавказскому циклу, Белинский видел, в частности, в объективном изображении горцев - людей «раздольной воли... кипучей жизни и смелых мечтаний...». В поэме «Кавказский пленник» Пушкин отобразил возникновение отношений доверия и уважения между воевавшими тогда сторонами. В другой своей драматической поэме «Тазит» Пушкин показал начавшийся исторический процесс перестройки вековых традиций в горском обществе. Через семейный конфликт героев поэмы – отца и сына - показан образ жизни и мыслей представителей двух поколений, утверждение новых понятий о чести и достоинстве личности. Пушкин духовно и нравственно сблизил русский и чеченский народы. Не случайно он был и остается самым читаемым на русском и чеченском языках автором в республике. Чеченские поэты, стоявшие у истоков современной чеченской поэзии, еще в 1937 году перевели на чеченский язык и издали весь кавказский цикл произведений великого русского поэта.
Кавказским
наблюдениям и впечатлениям обязаны
своим появлением также стихотворения
«Калмычке» и «Дон», о которых
мы уже писали, а также и «Был
и я среди донцов». Глубоко
проникновенны малоизвестные
Во время оное былое!..
В те дни ты знал меня, Кавказ,
В свое святилище глухое
Ты призывал меня не раз.
В тебя влюблен я был безумно.
Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих.
Я слышал рев ручьев твоих,
И снеговых обвалов грохот,
И клик орлов и пенье дев...
Неизменный интерес великого поэта к кавказской тематике подтверждается также сохранившимися в его библиотеке книгами Платона Зубова «Шесть писем о Грузии и Кавказе, писанные в 1833 году» и «Подвиги русских воинов в странах Кавказских с 1800 по 1834 год».
Значение
Кавказа для творчества Пушкина
было огромно. Об этом еще при жизни
поэта писал Н. В. Гоголь в следующих
проникновенных строках: «Судьба как
нарочно забросила его туда, где
границы России отличаются резкою величавою
характерностью; где гладкая неизмеримость
России прерывается подоблачными горами
и обвевается югом. Исполинский, покрытый
вечным снегом Кавказ, среди знойных
долин поразил его; он, можно сказать,
вызвал силу души его и разорвал
последние цепи, которые еще тяготели
на свободных мыслях. Его пленила
вольная поэтическая жизнь
Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.
Поэма «Кавказский пленник» была задумана еще на Кавказе. Пушкин писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве около шести месяцев. Эпилог помечен:
«Одесса. 1821. 15 мая». Первоначально поэма имела название «Кавказ».
Свою романтическую поэму Пушкин посвятил Н. Н. Раевскому-младшему, с которым еще недавно проводил на Минеральных водах «милые сердцу дни»:
Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье:
Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг.
Поэт вспоминает летние дни 1820 года, которые он провел вместе с
Н. Н. Раевским на водах:
Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины,
Пустыни знойные, края, где ты со мной
Делил души младые впечатленья;
Где рыскает в горах воинственный разбой,
И дикий гений вдохновенья
Таится в тишине глухой?..
Сюжет поэмы, в подражание властителю дум Байрону, отразил модную в те времена тему любви европейца к девушке из племени, не тронутого цивилизацией. В образе разочарованного пленника Пушкин «хотел изобразить то равнодушие к жизни и ее наслаждениям, ту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи его времени».
Горою
противопоставлена «цельная, исполненная
любви и самопожертвования
Уж меркнет солнце за горами;
Вдали раздался шумный гул;
С полей народ идет в аул,
Сверкая светлыми косами.
Пришли; в домах зажглись огни,
И постепенно шум нестройный
У молкнул; все в ночной тени
Объято негою спокойной...
В поэме много описаний великолепной природы Кавказа. Ее герой,
Влачася меж угрюмых скал,
В час ранней утренней прохлады,
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор. Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом...
Пушкин любил свою кавказкую поэму. «Местные краски верны, — писал он Гнедичу в апреле 1822 года, — но понравятся ли читателям, избалованным поэтическими панорамами Байрона и Вальтера Скотта?.. Отеческая нежность не ослепляет мeня насчет «Кавказского пленника», но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что; в нем есть стихи моего сердца». Сознавая несовершенство образов героев, недостатки композиции и стиля поэмы, поэт и позднее считал ее своей творческой удачей: «Все это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно»,— записал он в 1829 году, перечитав поэму во время путешествия по Кавказу.
История героя поэмы, попавшего в плен к черкесам, заимствована Пушкиным из рассказов людей, с которыми встречался на Кавказе, а также из литературных источников. Известны были и факты пленения горцами генерала Дельпоццо, майора Шведова и дальнего родственника поэта Ф. Н. Немцова.
В своем отзыве о «Кавказском пленнике» Белинский писал: «Какие же действия должны были произвести на русскую публику эти живые, яркие, великолепно- роскошные картины Кавказа при первом появлении в свет поэмы! С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии...»
И в эпилоге к «Кавказскому пленнику» Пушкин, прощаясь с читателем, еще раз вернулся к своей музе, воспевшей Кавказ:
Так Муза, легкий друг Мечты
К пределам Азии летала
И для венка себе срывала
Кавказа дикие цветы.
Ее пленял наряд суровый
Племен, возросших на войне,
И часто в сей одежде новой
Волшебница являлась мне;
Вокруг аулов опустелых
Одна бродила по скалам
И к песням дев осиротелых
Она прислушивалась там;
Любила бранные станицы,
Тревоги смелых казаков,
Курганы, тихие гробницы,
И
шум, и ржанье табунов...
Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» А. С. Пушкина
В работе над стихотворением следует обратить внимание на его простоту. Стихотворение невелико по объему, написано простым языком, не содержит ни необычных сравнений, ни красочных метафор и, кажется, непосредственно и просто вылилось из-под пера автора. Такое короткое стихотворение производить столь глубокое впечатление. Два первых стиха дают пейзажную картину:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. Чувство глубины подчеркивается глубоким звуком «у»; «Шумит Арагва предо мною». Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины. Но еще более важна упомянутая в первом стихе «ночная мгла». Мы уже много говорили о значении света и темноты в поэзии Пушкина. Ночь, которая обычно встречалась нам в негативном контексте, здесь впервые связана с лирическими, задушевными переживаниями автора. Прежде всего задумаемся над словом «мгла». Мгла у Пушкина никогда не означает просто темноту, а всегда ночную тьму, перемешанную с чем-либо. Например в стихотворение «Зимний вечер», мы столкнемся с выражением «Буря мглою небо кроет...» Там слово «мгла» будет означать ночную темноту, пронизанную вихрями белого снега — смесь черного и белого. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» ночная мгла создает сразу два образа — ночи и лунного света. Ночь, о которой говорит Пушкин,— светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом луны.
Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков