Образ Кавказа в произведениях русских романтиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41

Работа содержит 1 файл

Курсовая Образ Кавказа.docx

— 106.84 Кб (Скачать)

      В романтической литературе немало образов героев, зараженных индивидуализмом (Манфред, Лара у Байрона, Печорин, Демон у Лермонтова и другие), но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром простых людей. Раскрывая трагизм человека – индивидуалиста, романтизм показал сущность подлинной героики, проявляющей себя в беззаветном служении идеалам человечества. Личность в романтической эстетике ценна не сама по себе. Ее ценность возрастает по мере возрастания той пользы, которую она приносит народу. Утверждение в романтизме человека состоит, прежде всего, в освобождении его от индивидуализма, от пагубных воздействий частнособственнической психологии. В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия.

      Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа, может быть, сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

  Необыкновенные  и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран  и народов – также вдохновляли  романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется, прежде всего, в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

     Развитие жанров исторического  романа, фантастической повести,  лиро-эпической  поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма. Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Романтические традиции в творчестве русских писателей

      В XIX веке Россия была в некоторой  культурной изоляции. Романтизм  возник на семь лет позже,  чем в Европе. Можно говорить  о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления  человека миру и Богу не  было.

      Родоначальником русского романтизма  принято считать В. А. Жуковского     (1783 – 1852). Уже в первые годы  XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования – любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

  Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

  Простершись на траве под ивой наклоненной,

  Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

  Поток, кустами осененный.

  Чуть  слышно над ручьем колышется тростник,

  Глас  петела вдали уснувши будит селы.

  В траве коростыля я слышу дикий крик...

  Эта любовь к изображению русской  жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и  в ряде последующих произведений Жуковского.

  В поздний период своего творчества Жуковский  много занимался переводами и  создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

      Жуковскому, как и другим русским  романтикам, в высокой степени  было присуще стремление к  нравственному идеалу. Этим идеалом  для него были человеколюбие  и независимость личности. Их  он утверждал и своим творчеством,  и своей жизнью.

       Русский романтизм, начавшись  с Жуковского, расцвел в творчестве  многих других писателей: К.  Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова,  Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.

  В литературном творчестве конца 20-30-х  годов романтизм сохранил прежние  позиции. Однако развивающийся в  иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену  задумчивым элегиям Жуковского и  революционному пафосу поэзии Рылеева  приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса  после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным  убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и  осторожности обнаружились особенно явственно.

      Романтический герой выступал  часто как человек, утративший  интерес к земным благам и  обличающий сильных и богатых  мира сего. Противостояние героя  обществу рождало трагическое  мироощущение, свойственное романтизму  этого периода. Гибель нравственных  и эстетических идеалов – красоты,  любви, высокого искусства предопределяла  личную трагедию человека, одаренного  большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, «полным ярости».

  Наиболее  ярко и эмоционально умонастроения  эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта  XIX века – М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства.   Тема борьбы за независимость Родины – одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в «кавказском цикле». Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов – дикая величественная природа его противопоставлялась «неволе душных городов», «жилище вольности святой» - «стране рабов, стране господ»  николаевской России. Пушкин и Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образ Кавказа в произведениях  русских романтиков   

    Кавказ в русской литературе  «открыли» романтики в первой  половине XIX века. Восток, как отмечают И.И. Модебадзе и Т.Г. Мегрелишвили, в сознании романтиков был не только географическим маркером места действия их произведений, как это было принято считать в литературоведении, но гораздо более глубинным понятием философского плана, а именно — трансформированным отголоском в сознании человека XIX столетия древнейших представлений о существовании гармоничной вселенной (Эдема–Рая) и высшего знания (тайны) мироздания, некогда ассоциировавшихся с условно-географическим Востоком. Свою роль в такой трансформации сыграли масонские учения с их эзотерическим значением Востока. Так, уже на подсознательном уровне обращение романтиков к таинственному Востоку стало не только реалией новой художественности, но и поэтическим выражением стремления к интуитивному познанию универсального.   
      Кавказ стал востоком русских романтиков, то есть местом, где поэтической реальностью становятся интуитивные прозрения законов мироздания. Творчество романтиков при этом положило начало двум противоположным процессам — процессам как мифологизации, так и демифологизации идеализированного Кавказа.

  Русские писатели появились на Кавказе вынужденно, как правило, они были сосланы  властями в «теплую Сибирь», где  отбывали наказание во время Кавказской войны: А.С. Пушкин (1820), А.А. Бестужев-Марлинский (1829–1837), М.Ю. Лермонтов (1837, 1840–1841), Л.Н. Толстой служил добровольно (1851–1854). Открытие Кавказа для них было подобно открытию Колумбом Америки. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы».

    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских «     заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина.

  Именно  Пушкин сделал культурный образ Кавказа  достоянием России, Европы, мира, а значит – и частью мирового культурного  пространства. 
Глубокие чувства испытывали поэты, впервые оказавшиеся на Кавказе.                 
       На
Кавказе и Кубани А. Пушкин наблюдает жизнь казаков и горцев, слушает песни и легенды, рассказы о сражениях. Походная жизнь черноморских казаков открылась ему не только в ореоле романтики, но и в суровом, реальном обличии тягот и мучений военной жизни. 
Даже в пушкинских сказках можно увидеть образы Кавказа.   На фольклорном материале о Черноморской Руси, предшествовавшей Киевской, написаны сказки  «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О золотой рыбке». Образы Синего (Азовского) моря, дядьки Черномора, царя Гвидона и Дадона, острова Буяна взяты из былей о существовавшем некогда древнем кавказском государстве, не оставившем о себе исторических документов.  
       У другого великого русского поэта – М. Ю. Лермонтова с
Кавказом была связана вся жизнь. Поэт был влюблен в Кавказ с детства, где бывал неоднократно. Сначала он стал для него местом отдыха и лечения, а позднее – ссылки и неволи. Первая подражательная поэма Лермонтова называлась «Черкесы». Действие «Мцыри», «Демона», «Кавказского пленника», «Героя нашего времени» разворачивается на Кавказе. Здесь же суждено было поэту завершить свой земной путь. Роковая дуэль близ любимого Пятигорска оборвалажизнь27-летнегопоэта. 
На Кавказе, на
Черноморской береговой линии, М. Ю. Лермонтов познакомился и подружился с замечательным человеком из поколения поэтов-декабристов Александром Одоевским.  На смерть друга Лермонтов написал стихотворение, поэтически завещая кавказской природе охранять его вечный покой.

    Тема Кавказа оказалась интересной для романтиков по нескольким причинам. Прежде всего, это было связано с тем, что в начале XIX в. она была еще новой для русского читателя, а «стремление к профессиональной писательской новизне, - по мнению Б. Томашевского, - всегда было признаком наиболее прогрессивных форм и школ в литературе». Освещение кавказских событий было очень актуальным, и потому тема стала действенной в кругу современных культурных запросов. Кроме злободневности, в теме отмечалось необычайная «емкость», жизненность, связанная с конкретным материалом, отражающим современность и общечеловеческие проблемы Романтиков интересовал «местный колорит» как сфера существования особого типа персонажей — «естественных людей», «дикарей», — их национальная характерность, противопоставленная европейски образованному обществу. Раскрытие сущности противопоставления «неволи душных городов» и «дикой вольности» (Пушкин), «оков просвещения» и «воли» (Пушкин) стало задачей, как бы завещанной предшествующей традицией просветительской литературы.

      Личные наблюдения романтиков  позволили по-иному осмыслить  данный конфликт. Естественный мир  представлялся идеальным, не раздираемым  противоречиям, но, взглянув поближе,  писатели убеждались, что представлявшийся  им свободным и справедливым  мир «дикарей» также ограничивает  свободу личности, только в их  обществе «другие» законы. В центре  художественного осмысления ставится  проблема «закона» и «не закона»,  истинной и кажущейся независимости  человека. В связи с этим романтики  обратили внимание на причастность  жителей Кавказа к искусству,  народной песне, для них музыка  — быт, каждодневное занятие,  ведь именно в искусстве и  может быть достигнута истинная  свобода, раскрыта полнота личности. Следует отметить, что писатели  интересовались не только народным  творчеством кавказских племен, но и солдатским и казачьим  фольклором, поскольку здесь была  видна самобытность самих русских.

  Романтиков  всегда привлекали яркие активные противостоящие толпе личности, живущие полной жизнью. Гениальность, духовная независимость, преступность, необычность внешнего поведения становились объектом изображения и осмысления. Необычайно богатую почву для таких образов  давали кавказские впечатления. Новый  мир великодушия, пламенных страстей и рабской покорности, мертвенной упорядоченности; полноты сердечной  жизни, буйного темперамента и предательства, низости поражал воображение художника, и на страницах произведений возникали парадоксально противоречивые личности.

Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков