Образ Кавказа в произведениях русских романтиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41

Работа содержит 1 файл

Курсовая Образ Кавказа.docx

— 106.84 Кб (Скачать)

  Солнце  сквозь хрусталь волны

  Сияло сладостней луны.

  Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое  облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы.     «Цветов» в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него – это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: «бела, как лилия, прекрасна, как роза» - все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды. Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением - в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его «полна змей»; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью:

  ...лишь  змея,

  Сухим бурьяном шелестя,

  Сверкая желтою спиной,

  Как будто надписью златой

  Покрытый  донизу клинок,

  Браздя рассыпчатый песок,

  Скользила бережно...,

  ("Мцыри»)

  …то «сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною». Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, в тонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии. 
 
 

  Тема  Кавказа в поэме  «Демон» М. Ю. Лермонтова.

      Как пишет М.Логиновская, из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени. Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» – не экзотическое обрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.

         Рассмотрим чуть ближе то, как  необыкновенно выразительно Михаил  Юрьевич рисует нам кавказскую  природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы  должно было происходить в  Испании, но, вернувшись из первой  кавказской ссылки, поэт переделывает  свое творение, перенося действие  на Кавказ. В этой «кавказской»  редакции, созданной в 1838 году, «Демон»  становится одним из самых  замечательных произведений русской  поэзии. Лермонтов не мог бы  создать новую, окончательную  редакцию «Демона», столь разительно  отличающуюся от первоначальной  редакции поэмы, если бы не  нашел нового, еще не открытого  поэзией материала, который помог  ему воплотить отвлеченную философскую  мысль в конкретных поэтических  образах. 

  Как пишет Ираклий Андроников «горы  Кавказа, Казбек, который кажется  пролетающим над ним демоном  «гранью алмаза», «излучистый Дарьял, Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы».

  Мир же, увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный  издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков – как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в «лазурной вышине» птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов:

  Под ним Казбек, как грань алмаза,

  Снегами вечными сиял,

  И, глубоко внизу чернея,

  Как трещина, жилище змея,

  Вился излучистый Дарьял

  И Терек, прыгая как львица

  С косматой гривой на хребте

  Ревел…

  Таков же и мир олицетворений:

  И золотые облака

  Из  южных стран, издалека

  Его на север провожали;

  И скалы тесною толпой,

  Таинственной  дремоты полны,

  Над ним склонялись головой,

  Следя мелькающие волны;

  И башни замков на скалах

  Смотрели  грозно сквозь туманы –

  У врат Кавказа на часах

  Сторожевые  великаны!

  Далее рисуются иные – еще более земные, еще более «живые» красы –  «роскошной» Грузии. Поэт показывает нам уже не отдельные фрагменты  и детали, увиденные Демоном с  высоты полета, а целый «край земной» - во всем богатстве бесконечных  картин природы – эта строфа рассыпает  перед изумленным взором читателя яркие  краски, насыщает  рисуемые картины  богатством звуков и голосов, одушевляет их новой жизнью – жизнью человека. Все это прорывается в эпитетах «счастливый край земли», «сладострастный зной полдня, и в образах, воспроизводящих экзотический мир Востока со «столпообразными» руинами, «звонко-бегущими ручьями», с красавицами, внимающими пенью соловьев, и в заключительном сравнении, необычно, парадоксально сопоставляющем не глаза со звездами, а звезды – с очами земной красавицы, и, наконец, в прорывающейся авторской эмоции:

  И блеск, и жизнь, и шум листов

  Стозвучный  говор голосов,

  Дыханье тысячи растений. 

  После завершения экспозиции автор переносит  нас из мира поднебесных сфер, в  которых летает Демон, и видит  земные красы с высоты своего полета, в мир людей:

  Высокий дом, широкий двор

  Седой Гудал себе построил…

  Трудов  и слез он много стоил

  Рабам послушным с давних пор.

  С утра на скат соседних гор

  От  стен его ложатся тени.

  В скале нарублены ступени;

  Они от башни угловой

  Ведут к реке, по ним мелькая,

  Покрыта белою чадрой,

  Княжна  Тамара молодая

  К Арагве ходит за водой.

  Посредством такого простого движения взгляда автор  как бы приближает нам Кавказ все  ближе и ближе – сначала  с высоты полета Демона, затем уже  в более мелких деталях, а после  кавказский пейзаж изображает нам уже  жизнь обитателей этой горной страны.

    Во второй части «Демона», третьей  и четвертой строфе мы также  видим картины природы, но уже  в сопоставлении с внутренним  миром героини.

  Земная  природа изображается теперь «изнутри», увиденная глазами заключенной  в монастырь Тамары: 

  Кругом, в тени дерев миндальных,

  Где ряд стоит крестов печальных,

  Безмолвных  сторожей гробниц,

  Спевались хоры легких птиц.

  По  камням прыгали, шумели

  Ключи студеною волной,

  И под нависшею скалой,

  Сливаясь  дружески в ущелье,

  Катились  дальше, меж кустов,

  Покрытых  инеем цветов.

  Этот  контраст двух частей подчеркивает, что  природа Кавказа (и, в частности, изображаемая Лермонотовым) может быть не только буйной, но и спокойной, безмятежной.

  Такой же спокойной, по мнению Ираклия Андроникова, изображается природа в знаменитом стихотворении «Из Гете»:

  Горные  вершины

  Спят  во тьме ночной;

  Тихие долины

  Полны свежей мглой;

  Не  пылит дорога,

  Не  дрожат листы…

  Подожди немного,

  Отдохнешь и ты.

  Содержание  Лермонтовского стихотворения и  его основные мотивы не совсем совпадают  с переводимым оригиналом. Некоторые  исследователи считают, что обращение  к Гете послужило поводом для  создания собственного произведения.

  Но  возможно, оно навеяно Лермонтову службой на Кавказе. Представьте  такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колонна  войск. Застыли в молчании окрестные  вершины, зажигаются первые звезды. И  угасают дневные заботы, мелочными  кажутся земные страсти, тревоги  и желания. Остается ощущение бренности  нашей жизни на земле. «Подожди немного, отдохнешь и ты…»   
 
 
 
 
 

  Кавказ  в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  Для А. Пушкина Кавказ это одичавший край, красивый и прекрасный, земля древних легенд.    Кавказ Лермонтова - место военных действий, где природа и низость человеческого духа находятся в дисгармонии. Кавказ в романе             М. Лермонтова «Герой нашего времени». Герой времен Лермонтова мог быть только там, где точатся боевые действия - а именно на Кавказе. Лермонтов описывает места и крепости, где живут его герои - Печорин, Максим Максимович, княжна Мэри, Бела, Казбич и прочие. Горы с их величественной красотой являются и антуражем драм, которые здесь происходят, и самими соучастниками событий.

     Композиция романа "Герой нашего времени", необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности его прозы. Серебристая нить рек и скользящий по воде голубоватый туман, убегающий в теснины гор от теплых лучей, и блеск снегов на гребнях гор - точные и свежие краски лермонтовской прозы очень достоверны. В «Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность.   Лермонтов пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале, три мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и натолкнулся на корову, я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое, считало их «туземцами России». Показывая теневые стороны жизни горцев, Лермонтов сочувствует народу. Величавые картины горной природы нарисованы очень талантливо. Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин – поэтичный  человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе. Печорин мастерски описывает природу ночи   с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Иногда картины природы служат у него поводом для мысли, рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит его к размышлениям о судьбе поколения. Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной. Пейзаж и здесь помогает понять душевное состояние героя. Этому служит описание взволнованного моря в рассказе «Тамань». Картина, открывающаяся Григорию с площади, где должна была происходить дуэль, вид солнца, лучи которого не согревают Печорина после дуэли – вся природа грустит. Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более глубокого и свежего!» – восклицает Печорин, пораженный красотой солнечного восхода в горах. К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин. Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. На последних страницах романа  Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». 

      Дивный образ паруса - это тоска  по несостоявшейся жизни. Чудесным  пейзажем открывается повесть  «Княжна Мери». Печорин в дневнике  пишет: «Вид с трех сторон  у меня чудесный». Высоко Лермонтова  оценил Чехов. Он писал; «Я  не знаю языка лучшего, чем  у Лермонтова. У него я учился  писать». 
   Язык романа «Герой нашего времени» восхищал крупнейших мастеров слова.  Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о человеке большой культуры, обладающем тонким и проницательным умом. Богатство языка романа основывается на личном отношении Лермонтова к природе. Он писал роман на Кавказе, природа вдохновляла его. В романе Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев. Хорошо изображены картины природы не только в романе "Герой нашего времени", но и в его стихах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Пейзаж  Кавказа в поэме  «Мцыри» Лермонтова

       Поэма «Мцыри» написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

  Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни  ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению  с ранней лирикой, теперь одиночество  лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира «здесь» и мира «там», противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

      Огромное значение в раскрытие  образа одинокого, страдающего  и свободного Мцыри имеет романтический  пейзаж.  Место действий – Кавказ. Кавказская природа вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения.  Для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

  «Мцыри» – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова – романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков