Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41
Таким образом, пейзаж первых строк содержит и образы горных вершин, и глубокую реку, текущую в темноте, и ночную тьму, и лунный свет. Это противоречие имеет, однако, не трагический, а примиренный характер, что подчеркивается спокойной музыкальной организацией стиха.
Третий и четвертый стихи
Печаль моя полна тобою.
Введенное
в стихотворение поэтическое
«ты» — образ неназванной
В ранней, черновой редакции
Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла
Мерцают звезды предо мною
Мне грустно и легко — печаль моя светла
Печаль моя полна тобою
Я твой по-прежнему — тебя люблю я вновь
И без надежд, и без желаний
Как пламень жертвенный чиста моя любовь
И
нежность девственных мечтаний.
Кавказ в жизни М. Ю. Лермонтова
Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.
Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» - писал критик Белинский.
За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз - в 1820 г., третий - в 1825г.
Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.
Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -
Всегда и всюду твой!
Знакомство с Кавказом не
Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
После лечения,
Во
время своей первой кавказской ссылки
Лермонтов сдружился с
Приветствую
тебя, Кавказ седой!
Твоим
горам я путник не чужой.
Они меня в младенчество носили
И к небесам пустыни
Приучили…
В
конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки
переводят в Гродненский
Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов
попадает в Малую Чечню после дуэли
с сыном французского посла Эрнестом де
Барантом. Наказанием был перевод тем
же чином (поручик) в Тенгинский пехотный
полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало
желанию и самого поэта. «Если, говорит,
переведут в армию, будет проситься на
Кавказ», - так передавал тогдашнее настроение
Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда
поэт участвовал в боевых действиях и
не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.
Находясь
на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов
не расставался с записными
Его
интересует духовная жизнь Востока,
с которой он соприкоснулся на
Кавказе; в нескольких своих произведениях
он касается проблем «восточного миросозерцания».
14 апреля 1841, не получив отсрочки
после двухмесячного отпуска в Петербурге,
Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае
того же года он прибывает в Пятигорск
и получает разрешение задержаться для
лечения на минеральных водах. Здесь он
пишет целый ряд стихотворений: «Сон»,
«Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара»,
«Свиданье», «Листок».
Кавказскому городу Пятигорску
было суждено сыграть роковую роль
в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых
знакомых, Лермонтов находит своего товарища
по школе юнкеров Мартынова. На одном из
вечеров в пятигорском семействе Верзилиных
шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора
повлекла за собой вызов; не придавая значения
размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь
стрелять в товарища, и был убит.
Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М.Ю. Лермонтова.
Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.
Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».
По словам Анненского, в природе
Лермонтов особенно любит
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
облака, змеи, пляску, локон, отделившийся
от братьев в вихре вальса.
Лермонтов в своих описаниях
не был ни ботаником, как
Гете у него нет этой
Из
поэтических изображений
«Я не помню утра более
Но
тут было и не только непосредственное
наслаждение: синий цвет неба уносил
мысль Лермонтова и его героя
в мир высший. К чему тут страсти,
желания, сомнения... Небо рождало в поэте
и райские видения (Мцыри видит ангела
в глубоком синем небе), и мучительные
вопросы: в «Валерике» поэт говорит:
"...Небо ясно...
Под небом много места всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один
враждует он... зачем?
Чудные сады в «Мцыри» и «Демоне», будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах над поэтом непременно день:
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Таков и волшебный сон при плеске фонтана в поэтичнейшем «Мцыри» на речном дне, где:
Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков