Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:26, курсовая работа
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1. Истоки романтизма……………………………………………………………5-6
1.1. Романтизм как направление в литературе…………………………………7-9
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа в произведениях русских романтиков…………………….12-14
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-21
2.2. Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова…………………….22-24
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………25-26
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»…………………………………………………….30-31
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы……………………………………………………………40-41
Министерство образования и науки Российской Федераций
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования «Тобольская
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
Филологического
факультета
Курсовая работа
«Образ Кавказа в
Выполнила: студентка 41группы
филологического факультета
Хисаметдинова Лариса
Научный руководитель: кандидат
филологических наук,
Тарабукина
Ю.А.
Тобольск,
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Истоки романтизма…………………………………
1.1. Романтизм
как направление в литературе……
1.2. Романтические традиции в творчестве русских писателей…………….10-11
2. Образ Кавказа
в произведениях русских
2.1. Кавказ в жизни Александра Сергеевича Пушкина……………………...15-16
2.1.1. Образ Кавказа в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкина………17-19
2.1.2. Кавказский пейзаж в стихотворение «На холмах Грузии лежит
ночная
мгла» А. С. Пушкина…………………………………………………20-
2.2. Кавказ
в жизни Михаила Юрьевича
2.2.1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах
М. Ю. Лермонтова……………………………………………………
2.2.2. Тема Кавказа в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова………………..27-29
2.2.3. Кавказ в романе М. Ю. Лермонтова
«Герой
нашего времени»…………………………………………………….
2.2.4. Роль пейзажа Кавказа в поэме «Мцыри»…………………………...32-33
2.3. Творчество писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского
в контексте кавказской культуры……………………………………………34-38
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Романтизм — литературное направление, особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века. Эта высокая духовная культура рождала особый тип человека в жизни и искусстве.
Романтики большое внимание уделяли теме природы — бурной стихии, широко использовали символику. В этом направлении отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Писателей романтиков привлекали далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Особенно притягательным для русских романтиков был Кавказ. Романтики любили горы и море – ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и подстать им должны быть люди.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали, и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес.
Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, писателя-декабриста А.А.Бестужева-Марлинского и многих других.
И если спросить романтического героя, что для него дороже жизни, он, не задумываясь, ответит: свобода! Это слово написано на знамени романтизма. Ради свободы романтический герой способен на все, и даже преступление не остановит его, если он чувствует внутреннюю правоту.
Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова, как творческой личностью. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения. Впечатления от поездок на Кавказ нашли глубокое отражение в творчестве Пушкина. Величественная природа этих мест, быт и нравы горских народов вдохновили поэта на создание поэм «Кавказский пленник» и «Тазит», свыше десятка шедевров его лирики посвящены кавказской теме.
Русские писатели активно
Объект моего исследования является русский романтизм как направление в искусстве. Русские романтике их биография и творчество написанное под впечатлением кавказского края.
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений
М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и А. А. Бестужева написанные на кавказские темы, найти в них черты и образы Кавказа.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить некоторые интересные факты биографии писателей, которые имели место произойти именно на Кавказе
- проанализировать произведения этого периода.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав; первая глава состоит из двух параграфов, вторая из трех параграфов которые также делятся на пункты: первый параграф на два пункта, второй на четыре, заключение и список литературы.
Истоки романтизма
Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в. В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.
Формирование европейского
Романтизм в своих истоках – явление антифеодальное. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего, по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности.
Пришедшие на смену реалистам
романтики ищут новые жанровые
структуры, трансформируют
Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.
Просветительство
проповедовало новое общество как
самое «естественное» и «разумное». Лучшие
умы Европы обосновывали и предвещали
это общество будущего, но действительность
оказалась неподвластной «разуму», будущее
– непредсказуемым, иррациональным, а
современное общественное устройство
стало угрожать природе человека и его
личностной свободе. Неприятие этого общества,
протест против бездуховности и эгоизма
отражается уже в сентиментализме и предромантизме.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее
остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения
и в словесном плане: язык романтических
произведений, стремясь быть естественным,
«простым», доступным для всех читателей,
представлял собой нечто противоположное
классике с ее благородной, «возвышенной»
тематикой, характерной, например, для
классической трагедии.
Романтизм как направление в литературе
Романтизм
– это, прежде всего особое миропонимание,
основанное на убеждении о превосходстве
«духа» над «материей». Творческим
началом, по мнению романтиков, обладает
все подлинно духовное, которое они
отождествляли с истинно
Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их. Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них.
Информация о работе Образ Кавказа в произведениях русских романтиков