Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:04, реферат
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
...28 июля 1957 г.
...И смерть Лозинского2
каким-то таинственным образом
оборвала нить моих
Что-то в этом роде
было и с Мандельштамом (
Мандельштам был одним
из самых блестящих
В музыке О. был дома, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты, называя ее удушьем. Когда она настигала его, он метался в ужасе и придумывал какие-то нелепые причины для объяснения этого бедствия. Вторым и частым его огорчением были читатели. Ему постоянно казалось, что его любят не те, кто надо. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, часто влюблялся в отдельные строчки. Например:
На грязь, горячую от топота коней,
Ложится белая одежда брата - Снега..."5
(Я помню это только
с его голоса. Чье это?) Легко
запоминал прочитанное ему.
Я познакомилась с
О. Мандельштамом на "Башне"
Вячеслава Иванова весной 1911 года8.
Тогда он был худощавым
Это был мой первый Мандельштам, автор зеленого "Камня" (изд. "Акмэ") с такой надписью: "Анне Ахматовой - вспышки сознания в беспамятстве дней. Почтительно - Автор".
Со свойственной ему прелестной самоиронией Осип любил рассказывать, как старый еврей - хозяин типографии, где печатался "Камень", - поздравляя его с выходом книги, подал ему руку и сказал: "Молодой человек, вы будете писать все лучше и лучше".
Я вижу его как бы сквозь редкий дым - туман Васильевского острова и в ресторане бывш. "Кинши"[Угол 2-й линии и Большого проспекта. Теперь там парикмахерская. - Примечание А.А.Ахматовой], где когда-то по легенде Ломоносов пропил казенные часы и куда мы (Гумилев и я) иногда ходили завтракать с "Тучки" [Никаких собраний на "Тучке" не бывало и быть не могло. Это была просто студенческая комната Николая Степановича, где и сидеть-то было не на чем. Описание файф-о-клока на "Тучке" (Георгий Иванов9: "Поэты") выдумано от первого до последнего слова. Н(иколай) В(ладимирович) Н(едоброво) не переступал порога "Тучки". - Примечание А.А.Ахматовой].
Этот Мандельштам - щедрый
сотрудник, если не автор "
"Странник! откуда идешь? - Я был в гостях у Шилея")10.
Дивно живет человек, за обедом кушает гуся,
Кнопки коснется ль рукой, сам зажигается свет.
Если такие живут на Четвертой Рождественской люди -
Странник! Ответствуй, молю, кто же живет на Восьмой?)
Помнится - это работа Осипа, Зенкевич11 того же мнения. Эпиграмма на Осипа:
Пепел на левом плече, и молчи -
Ужас друзей! - Златозуб.
(Это - Ужас морей: однозуб.)
Это может быть даже Гумилев. Куря, Осип всегда стряхивал пепел как бы за плечо, однако на плече обычно вырастала горка пепла.
Может быть, стоит сохранить обрывки сочиненной "Цехом" пародии на знаменитый сонет Пушкина ("Суровый Дант не презирал сонета"):
Valere Brussoff не презирал сонета,
Венки из них Иванов заплетал,
Размеры их любил супруг Анеты,
Не плоше их Волошин лопотал.
И многие пленялись им поэты.
Кузмин его извозчиком избрал,
Когда, забыв воланы и ракеты,
Скакал за Блоком, да не доскакал.
Владимир Нарбут, этот волк заправский,
В метафизический сюртук <его> облек,
И для него Зенкевич пренебрег
Алмазными росинками Моравской.
Вот стихи (триолеты) об этих пятницах (кажется, В.В.Гиппиуса):
1
По пятницам в "Гиперборее"
Расцвет литературных роз
…………………………………
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
Рукой лаская исполинской
Свое журнальное дитя.
2
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога,
Для романтического сева
Разбрасывая жемчуга.
Пусть в Царском громко плачет Лева.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога.
3
Печальным взором и манящим
Глядит Ахматова на всех,
Был выхухолем настоящим
Ее благоуханный мех,
Глядит в глаза гостей молчащих
………………………………………
………………………………………
4
...Мандельштам Иосиф
В акмеистическое ландо сев…
Недавно найдены письма О. Э. к Вячеславу Иванову (1909)12. Это письма участника Академии (по "Башне"). Это Мандельштам-символист. Следов того, что Вяч. Иванов ему отвечал, пока нет. Их писал мальчик 18-ти лет, но можно поклясться, что автору этих писем - 40 лет. Там же множество стихов. Они хороши, но в них нет того, что мы называем Мандельштамом.
Воспоминания сестры Аделаиды Герцык13 утверждают, что Вяч. Иванов не признавал нас всех. В 1911 никакого пиетета к Вяч. Иванову в Мандельштаме не было. Цех бойкотировал "Академию стиха". См., например:
Вячеслав, Чеслав Иванов,
Телом крепкий как орех,
Академию диванов
Колесом пустил на Цех…14
Когда в 191(5) году Вяч.
Иванов приехал в Петербург,
он был у Сологубов на
В десятые годы мы,
естественно, всюду
С этим "Черным Ангелом"17
дело обстоит, мне думается, довольно
сложно. Стихотворение для тогдашнего
Мандельштама слабое и
Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу растут.
("Четки")
Мне эти стихи Мандельштам никогда не читал. Известно, что беседы с Шилейко вдохновили его на стихотворение "Египтянин"18
Гумилев рано и хорошо оценил Мандельштама. Они познакомились в Париже (см. конец стихотворения Осипа о Гумилеве. Там говорилось, что Н. С. был , напудрен и в цилиндре).
Но в Петербурге акмеист мне ближе,
Чем романтический Пьеро в Париже.
Символисты никогда его не приняли.
Приезжал О. Э. в
Царское. Когда он влюблялся,
что происходило довольно
В Варшаву О. Э. действительно
ездил, его там поразило гетто
(это помнит и М. А. 3.), но о
попытке самоубийства его, о
которой сообщает Георгий
В начале революции
(1920), в то время, когда я жила
в полном уединении и дайте
с ним не встречалась, он
был одно время влюблен в
актрису Александровского
Замечательные стихи обращены к Ольге Ваксель и ее тени: "В холодной стокгольмской могиле..." Ей же - "Хочешь валенки сниму"23.
Всех этих дореволюционных дам (боюсь, что, между прочим, и меня) он через много лет назвал "нежными европеянками":
И от красавиц тогдашних, от тех европеянок нежных
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!
В 1933-34 гг. Осип Эмильевич был бурно, коротко и безответно влюблен в Марию Сергеевну Петровых24. Ей посвящено, вернее, к ней обращено стихотворение "Турчанка" (заглавие - мое. - А. А.), лучшее, на мой взгляд, любовное стихотворение XX века. "Мастерица виноватых взоров..." Мария Сергеевна говорит, что было еще одно волшебное стихотворение о белом цвете. Рукопись, по-видимому, пропала. Несколько строк М.С. знает на память.
Дама, которая "через
плечо поглядела", - это так
называется "Бяка" [Вера Артуровна]25,
тогда подруга жизни С.Ю.
В Воронеже Осип дружил с Наташей Штемпель. Легенда о его увлечении Анной Радловой26 ни на чем не основана.
Архистратиг вошел в иконостас...
В ночной тиши запахло валерьяном [Намек на Валерьяна Адольфовича Чудовского27
Архистратиг мне задает вопросы - верного рыцаря Радловой]
К чему тебе... косы
И плеч твоих сияющий атлас...
т. е. пародию на стихи Радловой он сочинил из веселого злорадства, а не раr depit [по злобе (фр.).] и с притворным ужасом, где-то в гостях, шепнул мне: "Архистратиг дошел", т. е. Радловой кто-то сообщил об этом стихотворении28.
Десятые годы - время очень важное в творческом пути Мандельштама, и об этом еще будут много думать и писать (Виллон, Чаадаев, католичество...)29. О его контакте с группой "Гилея" см. воспоминания Зенкевича (не напечатано?).
Как воспоминание о
пребывании Осипа в Петербурге
в 1920 году, кроме изумительных
стихов к О. Арбениной в "Тrist
Все старые петербургские
вывески были еще на своих
местах, но за ними, кроме пыли,
мрака и зияющей пустоты,
В Царском, тогда -
"Детское, имение тов.
[Царское в 20-х годах
представляло собою нечто