Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа
Объект исследования - программа ОБЖ.
Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с учащимися старших классов по темам и разделам программы курса ОБЖ.
Из поставленной цели вытекает ряд частных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе
2. Изучить методику проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе…………………5
1.1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе…..………5
1.2. Целеполагание на уроках ОБЖ в старших классах………………….6
2. Методика проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ………………………………………………………………….……8
2.1. Урок, как основная форма проведения занятий по курсу ОБЖ в школе………………………………………………………………………….….8
2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11
2.3.Методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ……………………………………………………………………………13
2.4. Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ………………………………………………17
2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………24
Приложение……………………………………………………………26
Введение…………………………………………
1. Теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе…………………5
1.1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе…..………5
1.2.
Целеполагание на
уроках ОБЖ в
старших классах………………….6
2.
Методика проведения
занятий с учащимися
старших классов
по курсу ОБЖ………………………………………………
2.1.
Урок, как основная
форма проведения занятий
по курсу ОБЖ в школе…………………………………………………………………
2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11
2.3.Методические
рекомендации по
оцениванию учащихся
на уроках ОБЖ……………………………………………
2.4. Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ………………………………………………17
2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19
Заключение……………………………………
Список использованной литературы………………………………24
Приложение……………………………………
Введение
В современных условиях проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной. Ее решение не может сводиться только к формированию знаний и умений, необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе развитие у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, регионе, муниципальном образовании, меры по развитию культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Обеспечение
безопасности должно стать приоритетной
целью и внутренней потребностью
человека, социальных групп, общества.
Для этого необходимо развивать
новое мировоззрение, позволяющее
ориентироваться в самой
Преподавание
ОБЖ необходимо совершенствовать, отражая
повышение внимания к проблемам
безопасности. Необходимость системного
представления о новой ситуации
в мире, стране, регионе, направленного
на выполнение главного условия выживания
и дальнейшего устойчивого развития цивилизации,
требует решительного шага в развитии
содержания образования. Всестороннее
рассмотрение вопросов безопасности личности,
общества, государства, а также безопасности
конкретного места проживания, затрагивающее
все направления человеческой жизнедеятельности
- от принципов здорового образа жизни
и стимулов деятельности до философии
бытия.
Обязательными
условиями эффективности
К одной из нерешенных проблем повышения качества обучения по курсу ОБЖ является отсутствие учебной базы в государственных общеобразовательных учебных заведениях или ее плохое состояние. Объясняется это многими причинами; но самое главное, это отсутствие должного финансирования. Хотелось бы, прежде всего, при рассмотрении вопроса об учебной базе остановиться на самом важном - кабинете основ безопасности жизнедеятельности, так как он предназначен для проведения занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также проведения работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки.
Объект исследования - программа ОБЖ.
Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с учащимися старших классов по темам и разделам программы курса ОБЖ.
Из поставленной цели вытекает ряд частных задач:
1.
Рассмотреть теоретические
2.
Изучить методику проведения
занятий с учащимися старших
классов по курсу ОБЖ.
1.
Теоретические аспекты
преподавания ОБЖ
в школе
Достижение
высоких результатов в
Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.
При
планировании учебного процесса изучаются
действующие нормативно-
Различают
следующие документы
При
организации изучения учебного предмета
ОБЖ, выборе учебников и учебно-
1.2. Целеполагание на
уроках ОБЖ в старших
классах
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих целей:
– воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
– развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
– освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
– формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
2.
Методика проведения
занятий с учащимися
старших классов
по курсу ОБЖ.
2.1
Урок, как основная формой
проведения занятий
по курсу ОБЖ в школе.
При
систематизации уроков разные авторы
берут за основу различные признаки
урока (применяемые на уроке методы,
способы организации
1 тип - урок изучения нового материала;
2
тип - урок применения и
3
тип - урок обобщения и
4 тип - урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
5 тип - комбинированный урок;
Организация начала урока: