Предмет "ОБЖ" в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - программа ОБЖ.

Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.

Цель курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с учащимися старших классов по темам и разделам программы курса ОБЖ.

Из поставленной цели вытекает ряд частных задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе

2. Изучить методику проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе…………………5

1.1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе…..………5

1.2. Целеполагание на уроках ОБЖ в старших классах………………….6


2. Методика проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ………………………………………………………………….……8

2.1. Урок, как основная форма проведения занятий по курсу ОБЖ в школе………………………………………………………………………….….8

2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11

2.3.Методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ……………………………………………………………………………13

2.4. Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ………………………………………………17

2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19

Заключение……………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………24

Приложение……………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Kursovaq_popedagogike.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      Организуя выполнение самостоятельной работы, преподаватель приучает детей к определённому порядку, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для выполнения, к четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенности и систематичности; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

      При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо учитывать  следующее: уровень общеучебных  умений и навыков учащихся; уровень  навыков самостоятельной деятельности; возрастные и индивидуальные особенности детей[11].

      Целью самостоятельной работы в курсе  ОБЖ является именно самостоятельное  получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ таковы:

  • содержание и характер ее определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная);
  • важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей;
  • содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребенку; характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками;
  • самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя умений и навыков, постепенно расширяющихся и усложняющихся;
  • самостоятельная работа по курсу ОБЖ, кроме работ контрольного характера, требует непосредственного или опосредованного (с помощью памяток, указаний, предписаний) руководства.
  • самостоятельная работа завершается проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем.

      Планируя  самостоятельную работу, учитель  определяет:

  • на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна;
  • что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом;
  • какими должны быть характер и форма задания;
  • какие трудности могут возникнуть у школьника, и как их можно преодолеть;
  • какова продолжительность работы;
  • каков способ проверки ее выполнения. [11]
 
    1. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного  развития учащихся разного  возраста.
 

      Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

      На  уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной  работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный  процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

      Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

      Нетрадиционные  уроки направлены на привлечение  ребят к самостоятельной познавательной деятельности, формирование личностного  интереса к решению каких-либо познавательных задач, возможности применения детьми полученных знаний. Целью нетрадиционных уроков является, участие в усвоении знаний, умений, навыков всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.). Для повышения познавательной активности учащихся, преподавателю ОБЖ предлагается множество видов нетрадиционных уроков, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности.

      К характерным особенностям проблемного  урока относится выдвижение в  ходе него спорных положений, различных  вариантов решения той или иной задачи, а также вовлечение школьников в активное обсуждение поставленных проблем и принятие совместных решений. Последнее представляется крайне важным. Задача проблемного урока – отвлечь учащихся от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе урока проблемные вопросы не объяснялись тут же самими преподавателями, а их решение определялось в процессе обсуждения, и к выводам каждый ученик пришёл самостоятельно. Целесообразно также, чтобы даже в недостаточно чётком решении ребенка преподаватель находил рациональное звено, акцентировал на нём внимание и, тем самым, поощрял обучаемого к дальнейшей активности. Успешность достижения цели проблемного урока обеспечивается совместными усилиями преподавателя и учащихся. Основная цель учителя состоит не столько в передаче информации, сколько в формировании познавательного интереса к содержанию учебного предмета. Успешность достижения цели проблемного урока обеспечивается взаимодействием преподавателя и учеников.

      Урок  – визуализация является результатом нового использования принципа наглядности. Он способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемного урока, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые бы не только дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащихся.

      Подготовка  данного урока преподавателем состоит  в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме учебного занятия в визуальную форму для представления ученикам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и дите, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

      Урок-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Этот урок предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество урока-беседы состоит в том, что он позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей учеников.

      Урок-дискуссия. В отличие от урока-беседы здесь  преподаватель при изложении  учебного материала не только использует ответы учащихся на свои вопросы, но и  организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

      Урок  с разбором конкретных ситуаций. Данный урок по форме похож на урок-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель  ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.

      Использование нетрадиционных уроков позволяет:

      1)  подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

      2)  обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных;

      3)  установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Итак, прежде всего методика преподавания ОБЖ должна отвечать на вопрос: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Значит, она должна исследовать и разрабатывать цели обучения ОБЖ в школе в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития учащихся с учетом особенностей содержания курса. Изучение курса призвано: сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; привить основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

    Методика преподавания ОБЖ должна отвечать также на вопрос: чему учить? Таким образом, она должна определить содержание учебного материала по ОБЖ в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построение предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

    1. Анцибор  М.М.  Активные  формы   и   методы  обучения.-  Научно-методическое пособие. -Тула, 1993.

    2. Бершадский    М.Е.    В    каких    значениях    используется    понятие «технология» в педагогической  литературе // Школьные технологии.- 2002.- № 1.

    3. Беспалько   В.П.   Слагаемые   педагогической   технологии.  М: Педагогика. - 1988.

    4. Боклагова    С.Г.    Здоровьесберегающие    технологии    на   уроках

    естественнонаучного цикла.- Ставрополь, 2006.

    5. Доклад о состоянии здоровья  детей в Российской Федерации  (по

    итогам  Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета.- 2003.- №30.

    6. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений.- М.: Издательский  центр «Академия», 2001.

    7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы,  методы,  опыт применения / Под ред.  М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.

    8. Колбанов В.В. Формирование здоровья  детей  в образовательном учреждении. Валеология: диагностика,    средства    практика    обеспечения здоровьяя. Вып. 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.

    9. Кушнир А.М. Методический плюрализм   и научная  педагогика // Народное  образование. №1. 2001.

    10.   Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

    11. Методические   рекомендации    по .педагогической   практике    по основам безопасности жизнедеятельности / Сост. Боклагова С.Г., Повесина В.Н., Ситак Л.А., Шиловская Г.Е.- Железноводск, 2002. 

    12. Новый сборник законов Российской Федерации с изменениями и дополнениями//Дом Славянской книги. – 2010.

    13. Подласый     И.П. Учитель,     рынок,     технология     //Школьные технологии.- 2003.- № 2.

    14.  Селевко  Г.К.,  Современные   образовательные  технологии. М:  Народное образование, 1998.

    15. Сериков   В.В.   Личностный    подход   в   обучении:    концепции   и технология. - Волгоград: «Перемена», 1998. .

    16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие  образовательные технологии и  психология здоровья в школе. - М.: АРКИ, 2005.

    17. Смирнов С.А. Технология как  средство    обучения    второго поколения // Школьные технологии.- 2001.- № 1.

    18. Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1981.

    19. Соловьев Г.М. Основы здорового   образа жизни и методика оздоровительной  физической культуры: Уч. пособие.  Ч. 1,2 .- Ставрополь: Издательство СГУ. 1997.

    20. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в Концепции  национальной безопасности России. - М., 1998.

    21. Шмелькова  Л.В. Цель  проективно-технологическая  компетентность педагога //Школьные  технологии.- 2002.- № 4. 

 

      Приложение

     Конспект урока ОБЖ. 

     Тема: «Ориентирование на местности».

Информация о работе Предмет "ОБЖ" в школе