Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:25, курсовая работа
Объект исследования - программа ОБЖ.
Предмет исследования - методика проведения занятий по курсу ОБЖ в 10 классе общеобразовательной школы.
Цель курсовой работы: рассмотрение основных методик проведения занятий с учащимися старших классов по темам и разделам программы курса ОБЖ.
Из поставленной цели вытекает ряд частных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе
2. Изучить методику проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты преподавания ОБЖ в школе…………………5
1.1. Нормативно-правовая база преподавания ОБЖ в школе…..………5
1.2. Целеполагание на уроках ОБЖ в старших классах………………….6
2. Методика проведения занятий с учащимися старших классов по курсу ОБЖ………………………………………………………………….……8
2.1. Урок, как основная форма проведения занятий по курсу ОБЖ в школе………………………………………………………………………….….8
2.2. Общая схема методов обучения, используемых на уроках ОБЖ….11
2.3.Методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ……………………………………………………………………………13
2.4. Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ………………………………………………17
2.5. Специфика нетрадиционных уроков и их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста………………….19
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………24
Приложение……………………………………………………………26
Организуя выполнение самостоятельной работы, преподаватель приучает детей к определённому порядку, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для выполнения, к четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенности и систематичности; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При
организации самостоятельной
Целью самостоятельной работы в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ таковы:
Планируя самостоятельную работу, учитель определяет:
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Нетрадиционные
уроки направлены на привлечение
ребят к самостоятельной
К характерным особенностям проблемного урока относится выдвижение в ходе него спорных положений, различных вариантов решения той или иной задачи, а также вовлечение школьников в активное обсуждение поставленных проблем и принятие совместных решений. Последнее представляется крайне важным. Задача проблемного урока – отвлечь учащихся от механического конспектирования излагаемого материала и привлечь их к активной познавательной деятельности. Поэтому целесообразно, чтобы поставленные в процессе урока проблемные вопросы не объяснялись тут же самими преподавателями, а их решение определялось в процессе обсуждения, и к выводам каждый ученик пришёл самостоятельно. Целесообразно также, чтобы даже в недостаточно чётком решении ребенка преподаватель находил рациональное звено, акцентировал на нём внимание и, тем самым, поощрял обучаемого к дальнейшей активности. Успешность достижения цели проблемного урока обеспечивается совместными усилиями преподавателя и учащихся. Основная цель учителя состоит не столько в передаче информации, сколько в формировании познавательного интереса к содержанию учебного предмета. Успешность достижения цели проблемного урока обеспечивается взаимодействием преподавателя и учеников.
Урок – визуализация является результатом нового использования принципа наглядности. Он способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемного урока, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые бы не только дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности учащихся.
Подготовка данного урока преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме учебного занятия в визуальную форму для представления ученикам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и дите, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Урок-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения учащихся в учебный процесс. Этот урок предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество урока-беседы состоит в том, что он позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей учеников.
Урок с разбором конкретных ситуаций. Данный урок по форме похож на урок-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
Использование нетрадиционных уроков позволяет:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учеников, так и не подготовленных;
3)
установить непрерывный контроль за процессом
усвоения учебного материала.
Заключение
Итак, прежде всего методика преподавания ОБЖ должна отвечать на вопрос: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Значит, она должна исследовать и разрабатывать цели обучения ОБЖ в школе в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития учащихся с учетом особенностей содержания курса. Изучение курса призвано: сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; привить основополагающие знания и умения распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.
Методика
преподавания ОБЖ должна отвечать также
на вопрос: чему учить? Таким образом, она
должна определить содержание учебного
материала по ОБЖ в школе, его идеи, принципы
отбора фактов и построение предмета.
Литература
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.- Научно-методическое пособие. -Тула, 1993.
2.
Бершадский М.Е. В
каких значениях используется
понятие «технология» в
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика. - 1988.
4. Боклагова С.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках
естественнонаучного цикла.- Ставрополь, 2006.
5. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по
итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета.- 2003.- №30.
6.
Загвязинский В.И. Теория
7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002.
8.
Колбанов В.В. Формирование
9.
Кушнир А.М. Методический
10.
Маслоу А. Мотивация и
11.
Методические рекомендации
по .педагогической практике
по основам безопасности жизнедеятельности
/ Сост. Боклагова С.Г., Повесина В.Н., Ситак
Л.А., Шиловская Г.Е.- Железноводск, 2002.
12. Новый сборник законов Российской Федерации с изменениями и дополнениями//Дом Славянской книги. – 2010.
13. Подласый И.П. Учитель, рынок, технология //Школьные технологии.- 2003.- № 2.
14. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998.
15. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. - Волгоград: «Перемена», 1998. .
16.
Смирнов Н.К.
17. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения // Школьные технологии.- 2001.- № 1.
18.
Советский энциклопедический
19.
Соловьев Г.М. Основы
20.
Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в
21.
Шмелькова Л.В. Цель проективно-технологическая
компетентность педагога //Школьные
технологии.- 2002.- № 4.
Приложение
Конспект
урока ОБЖ.
Тема: «Ориентирование на местности».