Информатика как учебный предмет в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:41, реферат

Описание работы

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Работа содержит 1 файл

информ..docx

— 17.69 Кб (Скачать)

Информатика как учебный предмет  в средней школе.

   Школьный  учебный предмет информатики  не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки  информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные  функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия  и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для  изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых  людей к будущей практической деятельности и жизни в современном  информационном обществе.

   Среди принципов формирования содержания общего образования современная  дидактика выделяет принцип единства и противоположности логики науки  и учебного предмета. Как отмечает в этой связи Б.Т.Лихачев, «идея  единства и противоположности логики науки и логики конструирования  учебного предмета обусловлена тем, что наука развивается в противоречиях. Она пробивает себе дорогу сквозь толщу предрассудков, совершает  скачки вперед, топчется на месте и  даже отступает.

   Педагогическая  логика содержания учебного предмета учитывает логику развития основных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем педагоги и психологи  руководствуются необходимостью учета  возрастных особенностей освоения материала  школьниками, организуют его на основе как восхождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному» [23, с. 378]. В связи с этим обстоятельством приходится констатировать, что на процессе формирования школьного учебного предмета информатики сказывается чрезвычайно малая временная дистанция между возникновением информатики как самостоятельной отрасли науки и включением в практику массовой общеобразовательной школы соответствующего ей нового учебного предмета — около 10—15 лет. По этой причине определение содержания школьного курса информатики является очень непростой задачей, на решении которой продолжает активно сказываться процесс становления самой базовой науки информатики. Проблема также и в том, что даже целесообразность введения в школу отдельного предмета информатики не является бесспорной — существуют аргументы (выдвигаемые как зарубежными, так и отечественными специалистами), которые показывают, что такой путь не является единственным и бесспорным (см., например, [29, 30, 35] и др.). Вопрос в конечном итоге заключается в следующем: чего в новом общеобразовательном знании больше — того, что должно составить отдельный учебный предмет для общеобразовательной школы, или того, что может (или должно) быть неразрывно связано с содержанием и технологией изучения всех школьных предметов? 42

   Для ответа на этот вопрос обратимся к  общедидактическому анализу проблемы развития содержания общего среднего образования, данному B.C. Ледневым [19, 20]. В результате длительного теоретического и экспериментального исследования, начатого еще в начале 60-х гг. прошлого века, было установлено, что фундаментальные основы кибернетического знания должны стать составной частью содержания общего школьного образования и что для решения этого вопроса требуется введение в систему школьных дисциплин отдельного учебного курса. Основываясь на общекибернетической природе нового знания, с самого начала своего исследования В.С.Леднев для наименования нового школьного предмета использует термин «кибернетика», однако, для данного рассмотрения это обстоятельство можно считать непринципиальным. Рассмотрим суть проблемы подробнее (см. также [18, 21, 22]).

   Появление кибернетики как науки, изучающей  общие закономерности информационных процессов управления, стало важнейшим  шагом в познании окружающего  мира. Как подчеркивал А. П. Ершов, «понимание единой природы информации вслед за установлением единой природы  вещества и энергии стало важнейшим  шагом к постижению материального  единства мира» [8, с. 30]. Основываясь  на этих же общенаучных представлениях о двух типах организации материальных систем — физическом (вещественно-энергетическом) и кибернетическом (антиэнтропийным) [20, с. 85], В.С.Леднев анализирует два ряда наук:

   • науки, изучающие вещественно-энергетическую организацию материи (химия, космология, физика);

   • науки, изучающие кибернетическую (антиэнтропийную) организацию материи (кибернетика, биология, комплекс антропологических  наук, обществознание, техникознание).

   При этом физика и кибернетика (каждая из них в своей группе) относятся  к категории аспектных наук, т.е. наук, исследующих наиболее общие  закономерности соответственно вещественно-энергетического  и кибернетического подходов к исследованию действительности. На этой же основе складывается и концепция структуры содержания общего среднего образования. Согласно этой концепции, в частности, выделяются две группы общеобразовательных  учебных дисциплин, которые изучают  два основных аспекта организации  окружающего мира: вещественно-энергетический и кибернетико-информационный. Каждая их этих групп предметов является системой со своим системообразующим элементом. В случае вещественно-энергетического аспекта таким системообразующим предметом является физика, в случае кибернетико-ин-формационного аспекта — кибернетика (информатика). Киберне-тико-информационная картина мира формируется практически всеми школьными предметами, однако только курс кибернетики (информатики) способен подытожить и обобщить полученные учащимися знания, т.е. выступить в качестве системообразующего фактора [22].

   Таким образом, основываясь на описанной  выше концепции научной картины  мира и исходя из того, что набор  обязательных учебных предметов  предопределяется двумя факторами  — обобщенной структурой деятельности и структурой объекта изучения [20, с. 108 —109], В.С.Леднев делает основополагающий вывод об обязательном перечне учебных общеобразовательных предметов, в число которых включается и кибернетика. При этом указанные выше два фактора носят объективный характер, что объясняет стабильность структуры общего среднего образования. Появление в этой структуре новых устойчивых учебных предметов может быть вызвано лишь существенными изменениями в научной картине мира и сменой доминирующего вида деятельности. Весьма примечательно, что курс кибернетики (информатики)— единственный новый общеобразовательный учебный предмет, родившийся в XX веке, все остальные учебные предметы для сферы общего образования — продукт XIX века.

   Важным  в рассматриваемой проблеме является вопрос о том, как изучать информатику  в общеобразовательной школе  — в отдельном учебном курсе, как дисциплину в составе одного из уже имеющихся курсов или целесообразнее рассредоточить учебный материал по информатике среди ряда учебных  дисциплин. Рассматривая этот же вопрос применительно к общеобразовательному курсу кибернетики, В.С.Леднев приводит следующие аргументы в пользу отдельного учебного курса [19, с. 213].

   «Если учебный материал по кибернетике  распределить между различными учебными курсами, то в этом случае сведения об области действительности, изучаемой  кибернетикой и не входящей составной  частью в предметы других наук, будут  систематизированы не по основным признакам, по которым они систематизируются  в науке, а по второстепенным, так  как будут излагаться в логике другого учебного курса. Это неизбежно влечет за собой формирование у учащихся неполных и даже искаженных представлений по области действительности, изучаемой кибернетикой. Более того, такой путь исключает возможность формирования основных, фундаментальных понятий кибернетики в рамках и логике понятийного и методического аппарата, выработанного этой наукой, что является эффективным дидактическим средством формирования понятий. Понятия кибернетики, изучаемые в логике других учебных курсов, оказываются инородными в их понятийной системе и будут восприняты учащимися как второстепенные, не имеющие принципиального значения. Поэтому наиболее целесообразным решением вопроса о путях изучения кибернетики в средней школе является выделение для ее изучения отдельного учебного курса.... Разумеется, в разумных пределах сведения из кибернетики могут и должны быть включены в смежные учебные предметы: математику, биологию и курс трудового обучения. Появление в содержании общего среднего образования нового учебного предмета влечет за собой необходимость определенного переосмысления роли тесно связанных с ним учебных предметов и даже некоторой корректировки их содержания. Эти изменения не могут не отразиться на характере и структуре межпредметных связей» [3, с. 213]. Развивая эти выводы, авторы статьи [21] обосновывают положение учебного предмета «Информатика» в структуре школьных учебных вполне определенно: «Общее кибернетическое образование является базовым компонентом содержания общего образования. Это значит, что на него распространяется следующая дидактическая формула: всякий базовый компонент общего образования включается в содержание образования двояко — в виде особого учебного предмета (сегодня это курс информатики) и в виде «вкраплений» во все другие учебные предметы».

Информация о работе Информатика как учебный предмет в средней школе