Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:50, реферат
Педагогика это одна из самых древнейших наук о человеке (с греческого – детовождение, рабы водили детей в школу).
В 1623 году педагогика прозвучала впервые как наука, Френсис Бэкон издал трактат, в котором попытался классифицировал все известные ему науки.
Педагогика – это наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.
Объект педагогики – это исследования различного типа педагогических систем: отдельная личность, класс, группа, курс, университет и вся система образования.
Педагогика это одна из самых древнейших наук о человеке (с греческого – детовождение, рабы водили детей в школу).
В 1623 году педагогика прозвучала впервые как наука, Френсис Бэкон издал трактат, в котором попытался классифицировал все известные ему науки.
Педагогика – это наука о закономерностях процесса воспитания, обучения, образования, разрабатывающая теорию и методику организации и управления этим процессом.
Объект педагогики – это исследования различного типа педагогических систем: отдельная личность, класс, группа, курс, университет и вся система образования.
Предмет – это исследования закономерностей процесса воспитания, обучения и образования (педагогический процесс).
В настоящее время сложилась целая система педагогических наук: дошкольная педагогика, педагогика школы, высшей школы, отраслевые педагогики, народная педагогика, педагогика третьего возраста, история педагогики, специальная педагогика (дефектология, дети с различными отклонениями в своем развитии).
Педагогика высшей школы – это наука, которая изучает закономерности процесса обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в условиях ВУЗа. Это относительно молодая наука сформировалась в середине 20 столетия, когда стали появляться первые учебные пособия. Но, не смотря на свою «молодость» педагогика уже сложилась как система, и она делится на самостоятельные области (науки): Дидактика высшей школы, теория и методика воспитания в ВУЗе, вузоведение.
Объектом педагогики высшей школы можно назвать те системы, которые функционируют в пределах вуза: студент, академическая группа , курс, факультет, вуз, общественные организации, … .
Предмет педагогики высшей школы – процесс обучения, воспитания и проф. подготовки специалистов.
Задачи педагогики высшей школы:
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное понимание образования расширилось и включает как минимум четыре трактовки: это ценность личности (человек затрачивает более 15 лет своей жизни на получение образования, и, следуя новой парадигме образования «Образование через всю жизнь» - Lifelong learning /LLL/, оно сопровождает современного специалиста в течение всей жизни), и ценность общества (общество прошло около 8 тысяч лет исторического развития для того, чтобы сформировать современную систему образования); это система образования – социальный институт; это процесс обучения и воспитания; и лишь затем результат усвоения знаний.
Современные парадигмы образования
Парадигма определяется как «теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца в определенное время» (от греч. дословно Para – сверх, над, через, deigma - проявление, манифестация).
Знаниевая и культурологическая парадигмы образования. В Европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. В индустриальном обществе сложилась парадигма, ориентированная на ценность знания («знание – сила!»). В ней в качестве основных установок выступают принципы классической дидактики, методология, соответствующая рациональности. При таком подходе происходит управляемое движение ученика от «незнания к знанию», ученику отводится роль объекта. Парадигма отражалась в определении образовательных задач в соответствии с требованиями общества.
Культурологический подход смещает акцент со знаний на усвоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. Содержание образования наполняется культурными ценностями и смыслами. Человек культуры – это свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Цель образования проектируется как овладение культурой, причем выделяют умственную и физическую культуру, эстетическую, профессиональную, экологическую, экономическую, политическую и др. виды культур. С другой стороны, компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культура. Основные параметры культурологического подхода: образование – это феномен культуры, культуросообразность становится важнейшим принципом и условием развития образования, средством реализации гуманизации; цель высшего образования – человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру, где решающий фактор развития профессионально-личностные качества; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности данного научного подхода.
Технократическая и гуманистическая парадигмы образования. Технократическая парадигма присуща индустриальному обществу. Сущность технократической парадигмы в образовании проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого является примат средств над целью, задач образования над смыслом, технологий цивилизации над общечеловеческими ценностями, техники над ценностями. Процесс обучения и воспитания управляем, контролируем, технологически организован, воспроизводим. Угроза – манипуляция человеком.
Альтернатива данной парадигме – гуманистическая традиция. Процесс гуманизации – это усиление меры, степени гуманности системы образования. Человек – высшая ценность общества, чему должна способствовать система образования. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, на сопереживании, соучастии, сотрудничестве.
Основной задачей человечества признается совершенствование своего качества. Главной целью «удовлетворения человеческих потребностей» должна быть самореализация человека.
Гуманистическая парадигма реализуется в образовании через гуманитаризацию содержания образования, т.е. включение социально-гуманитарных дисциплин в образовательные программы всех специальностей; а также через реализацию личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие личности.
Социетарная и антропологическая парадигмы образования. Основанием социетарной парадигмы служит следующее положение: система образования ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности общества. Эталоном социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Они определяют цели и задачи воспитания и образования.
Социальный заказ на формирование конкурентоспособного специалиста находится в русле социетарной парадигмы современного образования. В современном казахстанском обществе можно предложить следующий образ-идеал «конкуренто-способного специалиста» - это многогранная личность, являющаяся компетентным специалистом, профессионалом своего дела, способным реализовать себя в жизни и профессии, патриот своей Родины, обладающего толерантностью, поликультурностью, высоким уровнем гражданственности, способного развивать национальную культуру Казахстана и представлять ее на мировом уровне.
Согласно антропологической, или человеко-ориентированной парадигме человек является непреходящей ценностью. Здесь учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и родителей, так и педагогов. Сущность воспитания заключается в создании благоприятной среды для развития и саморазвития человека. Педагогу необходимо программировать процесс развития личности, чтобы сохранить человеческое в обучаемом, помочь в саморазвитии, творчестве, обретении духовного богатства, проявлении индивидуальности.
Педоцентристская и детоцентристская парадигмы образования. Педоцентристская и детоцентристская парадигмы детерминируются в зависимости от центра внимания. Педоцентристская парадигма рассматривает процесс воспитания, образования и развития ребенка, где главная роль отводится педагогу. Методика, новаторство, творчество и инновации педагога, определяющие при анализе процессов обучения, воспитания, образования. Личностные качества, индивидуальные особенности учащихся учитываются недостаточно.
Детоцентристская парадигма ориентируется на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В некоторой педагогической учебной литературе педацентриская парадигма трактуется как детоцентристская парадигма.
Современные концепции высшего образования
Меритократическая теория. Согласно меритократической концепции (от англ. merit - достоинство) реальная власть в обществе будет принадлежать не бизнесменам и индустриальным корпорациям, а корпорациям исследований и развития, индустриальным лабораториям, экспериментальным станциям и университетам. Основными учреждениями будут интеллектуальные институты, осуществляющие поиск и отбор талантов и их развитие. Следствием развития супертехники станет истинная демократизация политической системы общества.
Социальной основой будет научная интеллигенция, а правящей элитой общества – менеджеры, политическое устройство получит название «меритократия» - система господства обладателей специальных знаний и интеллектуальных талантов.
В основе лежит идея о врожденных способностях человека, раскрываемых в процессе обучения, в частности в вузе. Приоритетом здесь является индивидуализация образования, достигаемая за счет гибкого планирования и структуризации содержания образования, а также обязательным использованием новых технических средств обучения. Сфера высшего образования, должна стать инструментом, который приведет к власти лучшую часть общества, и в конечном счете приведет страну к благоденствию. Теория меритократии тиражирует цепочку: «личное усилие – лучшее образование – хорошая работа – материальный достаток – социальный успех – общественное уважение». Однако у детей из семей, принадлежащих элитным кругам, выведены за рамки этой системы конкурентного отбора и у них заранее лучший старт.
Элитарная концепция образования близка к меритократической, однако исключает широкую демократизацию. Основой организации образования является развитие сети элитарных вузов, проведение политики «экономического стимулирования высших достижений элиты». Примером таких элитных вузов могут служить американские вузы, «овитые плющом». Они ориентируют студентов, выпускников на определенную систему идейных и моральных ценностей господствующей элиты, воспитывает у студентов чувство принадлежности к ней. В элитарных вузах используются современные подходы к организации содержания образования и новейшие обучающие технологии, которые предусмотрены для избранных. Элита привлекается образованием более высокого качества и эксклюзивными услугами, предполагающими наличие имущественного барьера. Большинство элитарных образовательных заведений – частные.
Следует различать элитное образование как открытую систему подготовки интеллектуальных элит и элитарное образование – систему воспроизводства элит как относительно закрытых социальных групп.
Консъюмеристская или маркетинговая концепция образования. Основоположники консъюмеристского или маркетингового подхода (от англ. – consumer - потребитель) считают, что реалии современного мира втянули образование в рыночные отношения. Важным для образования феноменом становятся образовательные услуги. В основе концепции – идеи прагматизма.
Конкуренция между вузами
приведет к улучшению качества преподавания,
увеличит разнообразие и гибкость содержания
образования и образовательных
технологий. Каждый сектор будет приобретать
у высшего образования то, что
его интересует: правительство –
научные сведения, промышленность –
возможность внедрения в
Концепция университетов. Исследовательский, интеллектуальный, инновационный университет. Гумбольдтовский университет имеет два фундаментальных принципа: академическая свобода и ответственность; единство преподавания и исследования. Этот тип университета называют университетом научно-исследовательского типа или «исследовательским университетом». Ее девизом стала фраза В. Гумбольдта «Исследуя обучаю, обучая исследую». В современных исследовательских университетах соединены образовательная деятельность и научные исследования. Традиции исследовательских университетов сильны в мире. Например, в классификации Карнеги вузов США, первое место занимают исследовательские университеты. В исследовательском университете научная работа преподавателей занимает такой же временной объем, как и учебная деятельность. Университеты с развитыми научными центрами являются образцами академической культуры. Действующие в них исследовательские кружки и центры функционируют как альтернатива традиционным лекционным и семинарским занятиям, повышают заинтересованность студентов в активном освоении учебного материала, нередко выходящего за рамки учебной программы. В исследовательских вузах доля неформального общения преподавателя со студентами с обсуждением вопросов карьеры, личной жизни, а также оценка активности обучения, научных публикаций выше, чем в других вузах.
Информация о работе Педагогика высшей школы, предмет и задачи