- Логика процесса
закрепления знаний:
- Актуализация
опорных знаний и их коррекция.
- Определение
границ (возможностей) применения этих
знаний: что с их помощью можно определить,
где применить?
- Пробное применение
знаний
- Упражнения
по образцу и в сходных условиях с целью
выработки умений безошибочного применения
знаний.
- Упражнения
с переносом знаний в новые условия.
- Урок комплексного
применения ЗУН учащихся. Вид учебных
занятий: практикум, лабораторная работа,
семинар. Цель - усвоение умений самостоятельно
в комплексе применять знания, умения
и навыки, осуществлять их перенос в новые
условия.
- Логика - процесса
комплексного применения ЗУН:
- Актуализация
ЗУН, необходимых для творческого применения
знаний.
- Обобщение
и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение
образца комплексного применения ЗУН.
- Применение
обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль
и самоконтроль знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения
и систематизации знаний. Вид учебных
занятий: семинар, конференция, круглый
стол. Цель - усвоение знаний в системе.
Обобщение
единичных знаний в систему.
- Подготовка
учащихся: сообщение заранее темы (проблемы),
вопросов, литературы.
- Вооружение
учащихся во время обобщающей деятельности
на уроке необходимым материалом: таблицами,
справочниками, наглядными пособиями,
обобщающими схемами, фрагментами фильмов.
Самое главное в методике обобщения - включение
части в целое.
- Обобщение
единичных знаний в систему (самими учащимися)
- Подведение
итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
VII.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся. Вид учебных знаний: контрольная
работа, зачет, коллоквиум, общественный
смотр знаний. Цель - определение уровня
овладения знаниями. Коррекция знаний,
умений, навыков. В процессе учебно-познавательной
деятельности учащихся лежит деятельность,
направленная на выполнение постепенно
усложняющихся заданий за счет комплексного
охвата знаний, применения их на разных
уровнях:
- Уровень осознанно
воспринятого и зафиксированного в памяти
знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
- Уровень готовности
применять знания по образцу и в сходных
условиях. Это значит: понял, запомнил,
воспроизвел, применил по образцу и в измененных
условиях, где нужно узнать образец.
- Уровень готовности
к творческому применению знаний. Это
значит: овладел знаниями на 2 уровне и
научился переносить в новые условия.
1.
Организационный этап
2.
Этап проверки домашнего задания
3
. Этап всесторонней проверки
знаний
4.
Этап подготовки учащихся к
активному сознательному усвоению
нового материала
5.
Этап усвоения новых знаний
6.
Этап закрепления знаний
7.
Этап информации учащихся о домашнем
задании и инструктаж по его выполнению
Возможны
другие типы уроков в зависимости
от частно-дидактических задач. Особенность
урока как формы обучения состоит
в том, что существует возможность
преобразования его в другие, близкие,
смежные, формы.
- Общая
схема методов
обучения, используемых
на уроках ОБЖ.
Метод
обучения - это система регулятивных
принципов и правил организации
педагогически целесообразного
взаимодействия педагога и учащихся,
применяемая для определенного
круга задач обучения, развития и
воспитания.
Поскольку
методы обучения многочисленны и
имеют множественную характеристику,
то их можно классифицировать по нескольким
основаниям.
- По источникам
передачи и характеру восприятия информации
- система традиционных методов (Е.Я.Голант,
И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные
методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
наглядные (показ, демонстрация и пр.);
практические (лабораторные работы, сочинения
и пр.).
- По характеру
взаимной деятельности учителя и учащихся
- система методов обучения И.Я.Лернера
- М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный
метод, репродуктивный метод, метод проблемного
изложения, частично-поисковый, или эвристический,
метод, исследовательский метод.
- По основным
компонентам деятельности учителя - система
методов Ю.К. Бабанского, включающая три
большие группы методов обучения: а) методы
организации и осуществления учебной
деятельности (словесные, наглядные, практические,
репродуктивные и проблемные, индуктивные
и дедуктивные, самостоятельной работы
и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации
учения (методы формирования интереса
- познавательные игры, анализ жизненных
ситуаций, создание ситуаций успеха; методы
формирования долга и ответственности
в учении - разъяснение общественной и
личностной значимости учения, предъявление
педагогических требований); в) методы
контроля и самоконтроля (устный и письменный
контроль, лабораторные и практические
работы, машинный и безмашинный программированный
контроль, фронтальный и дифференцированный,
текущий и итоговый).
- По сочетанию
внешнего и внутреннего в деятельности
учителя и учащегося - система методов
М.И. Махмутова включает систему методов
проблемно-развивающего обучения (монологический,
показательный, диалогический, эвристический,
исследовательский, алгоритмический и
программированный).
Вопросы
выбора наиболее адекватного в данной
учебной ситуации метода обучения,
оптимального для данных условий
его применения, составляют важнейшую
сторону деятельности учителя. Поэтому
педагогика и уделяет им особое внимание.
Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова
и др. показали, что при выборе и сочетании
методов обучения необходимо руководствоваться
следующими критериями:
- соответствие
целям и задачам обучения и развития;
- соответствие
содержанию темы урока;
- соответствие
реальным учебным возможностям школьников:
возрастным (физическим, психическим),
уровню подготовленности (обученности,
развитости, воспитанности), особенностям
класса;
- соответствие
имеющимся условиям и отведенному для
обучения времени;
- соответствие
возможностям самих учителей. Эти возможности
определяются их предшествующим опытом,
методической подготовленностью, уровнем
психолого-педагогической подготовки.
Цель
урока всегда соотносится с возможностями
средств ее достижения, а к ним
относятся содержание и методы обучения.
Но при разном содержании методы могут
быть разными, поэтому при выборе методов
учитываются сразу все названные критерии.
Для этого требуется комплексный анализ
содержания учебного материала и выявление
его доступности для усвоения учащимися.
Поэтому особенности учебного материала
(его трудность, сложность, противоречивость,
соотношение опорных и новых понятий)
соотносятся с возрастными особенностями
школьников.
- Методические
рекомендации по оцениванию
учащихся на уроках
ОБЖ.
Одной
из составляющих образовательного процесса
по курсу ОБЖ является система оценивания
и регистрации достижений учащихся. Именно
она является наиболее основным средством
диагностики проблем обучения и осуществления
обратной связи, а также наиболее ясно
воплощает в себе принципы, которые положены
в основу образовательного процесса в
целом. При этом под системой оценивания
понимается не только та шкала, которая
используется при выставлении отметок
и моменты, в которые отметки принято выставлять,
но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической
связи между учителем, учеником и родителями
по поводу успешности образовательного
процесса по предмету, равно как и осуществления
самостоятельного определения таковой
учащимся. В общем, система оценивания
и самооценивания – это естественный
механизм саморегуляции образовательного
процесса по курсу ОБЖ, что определяет
его исключительную важность.
Система
оценивания выполняет три функции:
- Нормативная
функция, которая включает в себя, с одной
стороны, фиксирование достижений конкретного
учащегося относительно утвержденного
государством эталона с тем, чтобы для
него наступили все правовые последствия,
соответствующие успешности его обучения
и окончания им учебного заведения, а с
другой стороны - административное отслеживание
успеваемости отдельных учеников, школьных
классов, уровня их подготовки и качества
работы учителя.
- Информативно-диагностическая
функция, включающая основополагающие
моменты содержательной связи между всеми
участниками образовательного процесса,
содержательную и эмоциональную рефлексию
учащихся, а также педагогическую рефлексию
учителей.
- Карательно-поощрительная
функция, связанная с мотивацией деятельности
учащихся.
Опираясь
на перечисленные функции, Положение
об аттестации обучающихся можно
сформулировать следующие требования
к системе оценивания учащихся:
- система оценивания
должна давать возможность определить,
насколько успешно усвоен тот или иной
учебный материал, сформирован тот или
иной практический навык, то есть, другими
словами, - возможность сверить достигнутый
учащимся уровень с определенным минимумом
требований, заложенных в учебный курс
ОБЖ. При этом представляется целесообразным
брать за точку отсчета именно обязательный
минимум, поскольку лишь он может быть
более или менее четко определен.
- система оценивания
должна фиксировать как изменения общего
уровня подготовленности каждого учащегося,
так и динамику его успехов в различных
сферах познавательной деятельности (усвоение
информации, обработка информации, творческое
представление своих мыслей и образов
и т.д.), что позволяет получить более рельефную
картину успехов и неудач учащихся на
пути получения образования. При этом
желательно, чтобы фиксация данной информации
была стандартизирована и не требовала
от преподавателя больших затрат времени,
т. е. не была вербальной. Иначе затраты
времени на ее реализацию рискуют превысить
все разумно допустимые пределы, что на
практике будет означать, скорее всего,
выборочное отслеживание такой информации
применительно лишь к избранным учащимся.
- в механизме
выставления отметок была должна быть
заложена возможность адекватной интерпретации
заложенной в них информации, для чего
система оценивания должна быть совершенно
прозрачной в смысле способов выставления
текущих и итоговых отметок, а также целей,
для достижения которых эти отметки ставятся.
В противном случае, на первый план вместо
информативно-диагностической выходит
карательно-поощрительная функция оценивания.
- в систему
оценивания должен быть заложен механизм,
поощряющий и развивающий самооценивание
учащимся своих достижений, а также рефлексию
происходящего с ним в ходе учебного процесса.
При этом учащийся, производящий самооценивание,
должен иметь возможность сопоставить
результаты, к которым он пришел, с оценкой
учителя. Собственно, полная прозрачность
системы оценивания уже является фактором,
подталкивающим к самооцениванию, но это,
конечно, только одно из условий.
- система оценивания
должна предусматривать и обеспечивать
постоянный контакт между учителем, учеником,
родителями, классным руководителем, а
также администрацией и педагогическим
коллективом школы. Без такой связи едва
ли возможен системный подход к формированию
учебного процесса, а значит и обеспечение
его целостности.
- система оценивания
должна быть единой применительно к конкретному
школьному классу. Другими словами, невозможно
эффективное существование на различных
уроках систем оценивания, основанных
на разных принципах. Различия принципиального
характера в системе оценивания возможны
только между возрастными группами учащихся,
но никак не между группами предметов.
- система оценивания
должна быть выстроена таким образом,
чтобы как можно бережнее относиться к
психике учащихся, избегать травмирующих
ее ситуаций. Как представляется, основной
путь для достижения этого - внедрение
в сознание всех участников учебного процесса
отношения к системе оценивания как к
инструменту, необходимому для успешного
получения образования, для осуществления
обратной связи и не более того.
Ориентация
образовательного процесса современной
школы на личностное развитие, создание
условий для самореализации и
самопознания учащихся предполагает выполнение
следующих методических рекомендаций
по оценке образовательных достижений
современных школьников в курсе ОБЖ:
- отказ от
преимущественной ориентации контрольных
проверок на оценку результатов зазубривания,
на проверку алгоритмических знаний, переход
к оценке уровня владения компетентностями,
к интегральным многомерным оценкам, характеризующим
способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;
- ориентация
не на абсолютные, фиксированные оценки,
а на относительные показатели детской
успешности, на сравнение сегодняшних
достижений ребенка с его собственными
вчерашними достижениями;
- дифференциация
оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание,
максимальная объективация оценивания,
открытость критериев для учащихся. Отказ
от привычной ориентации на «среднего
ученика» и переход к индивидуализированным
методам, формам и средствам контроля;
- изменение
практики разовых выборочных проверок
на отслеживание динамики изменения личностных
достижений каждого ученика, на оценку
комплекса работ, выполненных за определенный
период.
- Требования
к организации
самостоятельной
работы учащихся в процессе
изучения курса ОБЖ.
По
определению Б. П. Есипова, самостоятельная
работа – это такая работа, которая
выполняется без непосредственного участия
учителя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при
этом учащиеся сознательно стремятся
достигнуть поставленной в задании цели,
проявляя свои усилия и выражая в той или
иной форме результаты своих умственных
и физических (или тех и других вместе)
действий.
Л.
В. Жарова формулирует следующие
характеристики самостоятельной деятельности
учащихся:
- активное
отношение ученика и наличие цели предстоящей
работы;
- наличие определенной
мотивации и осознании значимости выполняемой
работы;
- большая концентрация
внимания, напряженная сосредоточенность
и активная мыслительная деятельность;
- самостоятельные
предметные действия, которые ученик выполняет
без помощи учителя;
- процессы
саморегуляции, одним из характерных проявлений
которых является самоконтроль;
- самостоятельная
деятельность всегда завершается каким-либо
результатом.