Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 13:58, дипломная работа
Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности личности безопасности в нашем государстве
Тема данной работы – Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в РФ.
Особую категорию чрезвычайных ситуаций, парализующих нормальный процесс жизнедеятельности общества и серьезно осложняющих охрану общественного порядка и безопасности, составляют чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением стихийных бедствий, аварий и катастроф на крупных промышленных и транспортных объектах, а также чрезвычайные происшествия в санитарно-эпидемиологической сфере. Они часто сопровождаются человеческими жертвами, огромным материальным ущербом и серьезными социально-экологическими последствиями.[6,с.301]
Стихийные бедствия — это наступление, опасных для человека и среды его обитания событий, вызванных силами природы, не зависящих от воли и деятельности людей. Территория России подвержена воздействию практически всего спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического, происхождения. К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, селевые оползни, лесные пожары, песчаные бури, град и другие.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения по видам источников за 1992—1995 гг. распределяются следующим образом:
наводнение, лавины, гололед, оползни, обвалы, подтопления, карстовые провалы, землетрясения, сильные морозы и заморозки в вегетативный период, сильные или особо затяжные дожди, извержения вулканов, сильные снегопады и метели, ураганы, тайфуны, смерчи, засухи. Именно с этими процессами часто связан огромный социально-экономический ущерб, расчет которого осложняется необходимостью оценки прямых и косвенных составляющих. Но даже если учитывать только прямой ущерб от воздействия перечисленных процессов за последние годы, он составил сотни триллионов рублей. К наиболее опасным по силе разрушения и тяжести последствий относятся землетрясения и наводнения.
Землетрясения происходят из-за колебаний почвы, вызываемых тектоническими процессами, происходящими в земной коре, связанными с извержением вулканов или подвижками литосферных плит. Результатом землетрясений, как правило, является полное или частичное разрушение населенных пунктов, городских коммуникаций, дорог, мостов, магистральных нефтегазопроводов, линий электропередач и т.д.
Катастрофическим по своим последствиям было землетрясение, обрушившееся на город Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. За несколько минут город был буквально стерт с лица земли, все здания были разрушены, а большая часть населения погибла или получила увечья. Несколько недель бригады спасателей из МЧС России совместно с работниками органов внутренних дел и добровольцами спасали людей из-под завалов и хоронили в общих могилах трупы погибших.
По
тяжести последствий и
Научно-технический прогресс не только способствует повышению и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем, что связано с увеличением их количества и сложности, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных объектах. В эпоху атомной энергетики, наличия вредных производств с замкнутым циклом работы, развития химической промышленности, широкого применения токсически и взрывоопасных материалов и веществ в производственных технологиях резко возросла опасность возникновения техногенных аварий и катастроф на военных и промышленных объектах, а также на транспорте и магистральных газонефтепроводах. В современных технологиях в крупных городах широко применяются такие опасные вещества, как аммиак, хлор, бензол, фосфор, сероуглерод, сернистый ангидрид, фосген, тиофос, бромистый метил, различные сильнодействующие кислоты и другие яды, а также радиоактивные вещества.[7,с.317]
По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации чрезвычайную ситуацию в том или ином регионе влекут: пожары, взрывы, крупные катастрофы на автодорогах, аварийные ситуации на железнодорожном транспорте, аварийные ситуации с отравляющими и радиоактивными веществами, авиакатастрофы, аварии на магистральных трубопроводах, аварии в системах жизнеобеспечения, аварии на судах.
В Москве, например, расположено б официально признанных особо опасных объектов, в том числе 9 атомных реакторов. Возникновение аварийных и чрезвычайных происшествий на подобных объектах влечет за собой большие жертвы, наносит непоправимый социальный, экономический и экологический ущерб.
В качестве наиболее ярких примеров производственных и транспортных аварий можно привести катастрофу, происшедшую на Чернобыльской АЭС, аварию газопровода высокого давления в Башкирии, около железной дороги, где в результате взрыва разлившегося газового конденсата погибло 433 пассажира и более 800 получили травмы и ожоги, трагедию с пассажирским самолетом, разбившимся под Хабаровском, унесшую жизни 97 человек, взрывы боеприпасов на станции Арзамас и на военных складах Тихоокеанского флота, повлекшие многочисленные жертвы и большой материальный ущерб, пожар, уничтоживший завод двигателей на КАМАЗе. Перечень аварий и катастроф, связанных с утечкой радиоактивных и сильнодействующих веществ, взрывов на предприятиях, сильных пожаров и транспортных аварий можно продолжить. Если к вышеизложенному добавить высокую степень изношенности оборудования на объектах, представляющих опасность для населения, и постоянные угрозы совершения террористических актов.[9,с.112]
Серьезную угрозу для жизни и здоровья населения представляют чрезвычайные ситуации, вызванные явлениями биологического характера. Наиболее распространенными и опасными из них являются эпидемии и эпизоотии. Под эпидемиями понимают массовое заражение людей различными опасными инфекционными заболеваниями, вызывающими летальный исход и поражающими определенную местность. К таким заболеваниям относятся чума, черная оспа, холера, сибирская язва, сыпной тиф и др.
Стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, эпидемии и другие экологические и биологические бедствия подвергают реальной угрозе жизнь и здоровье многих людей, уничтожают огромные материальные ценности, создают чрезвычайные условия для охраны общественного порядка и безопасности специального правового режима.
При наступлении подобных условий в соответствии со ст.5б Конституции Российской Федерации и федеральным законом «О чрезвычайном положении» может быть введен особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан, а также юридических лиц. Введение чрезвычайного положения в отдельных местностях или на территории всей страны является временной мерой.[24,с.116]
Одним из главных субъектов охраны общественного порядка и безопасности являются органы внутренних дел, задачи которых в рассматриваемых условиях конкретизированы в Законе «О милиции» в разделе, посвященном обязанностям и правам милиции. В законе, в частности, указывается, что помимо исполнения своих основных задач милиция обязана при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах принимать неотложные меры по спасению людей и оказанию им необходимой помощи, охранять имущество собственников всех категорий, которое осталось без присмотра, участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении правого режима чрезвычайного положения, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Кроме того, милиция должна производить по решению соответствующего начальника или его заместителя оцепление или блокирование участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционированию хозяйственных и иных объектов в данной местности.
Для реализации указанных задач подразделениям Министерства внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения предоставлены соответствующие полномочия, которыми они должны пользоваться строго в рамках закона. Они могут применять государственно-властные принудительные меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, угрожающих непосредственно гражданам либо общественной безопасности в целом. К ним относятся: право входа в жилые и служебные помещения, проверка документов, использование государственного, общественного и личного транспорта, применение оружия и спецсредств, право задерживать правонарушителей и др.[21,c.41]
В системе правовых мер, направленных на защиту охраняемых общественных отношений в условиях чрезвычайных ситуаций, наряду с нормами уголовного и гражданского права большое значение имеют административно-правовые нормы.
Наиболее часто применяются следующие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях:
—
нарушение санитарно-
— нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте (ст.43);
— нарушение правил охраны водных ресурсов (ст.57);
— нарушение правил по карантину животных и других вете-ринарно-санитарных правил (ст. 101);
— злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника (ст. 165);
— нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности (ст. 169).
Условно деятельность подразделений органов внутренних дел в рассматриваемой ситуации можно подразделить на три взаимосвязанных группы: 1) проведение организационных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций; 2) непосредственное осуществление охраны общественного порядка и безопасности при их наступлении с использованием комплекса мер правового регулирования и воздействия, предусмотренных законодательством; 3) оказание помощи населению и соответствующим должностным лицам предприятий и учреждений по спасению людей и охране бесхозного имущества, а при необходимости — непосредственное участие в этой работе.
Основной объем работы по выполнению этих задач приходится на милицию общественной безопасности и службу охраны общественного порядка в целом. В ее оперативном подчинении находятся все остальные службы и подразделения внутренних дел. Таким образом, служба охраны общественного порядка является одной из основных организационно-аналитических и координационных служб органов внутренних дел в особых условиях.
В целях достижения четкой и эффективной деятельности по охране общественного порядка и безопасности в условиях стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий и других бедствий службы охраны общественного порядка различных уровней, учитывая местные условия и обстановку, осуществляют ряд важных подготовительных мероприятий.[13,с.215] Они включают в себя разработку и корректирование специальных планов охраны общественного порядка и безопасности в соответствующих условиях (землетрясение, наводнение, ураган, авария на химическом производстве и др.), причем обязательно учитываются различные варианты степени сложности, различные по тяжести последствия и т.д. Постоянно проводятся подготовка всех категорий личного состава к действиям в особых условиях, комплексные учения типа «Вулкан», «Набат», «Гром», а также тренировки должностных лиц и репетиции нарядов на местах. Создаются специальные органы управления (штабы, пункты управления), основные и запасные, отрабатываются их действия, доведение команд до нарядов, контроль исполнения, надежность связи, подготавливаются оперативно-поисковые группы, необходимое ресурсное обеспечение и т.д.
Управление всеми задействованными силами и средствами в экстремальных условиях предполагает слаженность и четкость действий всех служб органов внутренних дел по быстрому и эффективному реагированию на возникшую ситуацию. Практика свидетельствует, что пассивность и растерянность милиции в подобных ситуациях оказывает большое деморализующее воздействие на население, что усугубляет и без того сложную обстановку. Поэтому каждый работник органов внутренних дел должен знать как общую задачу, так и свои непосредственные функциональные обязанности, действия его должны быть профессионально грамотными и основанными на законе.[22,с.51]
Руководит всей подготовительной работой начальник органа внутренних дел либо его заместитель по службе, который одновременно может являться руководителем оперативного штаба.
При оценке местности руководитель изучает:
—• возможные районы бедствия и вероятность его наступления;
— прогнозируемый масштаб событий (вероятные разрушения, парализация жизненно важных объектов, потери населения и др.). В выводах из оценки местности определяются:
— границы оперативных зон;
— основные задачи, количество сил и средств;