Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных ор

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности личности безопасности в нашем государстве
Тема данной работы – Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в РФ.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!Хрулева.doc

— 254.50 Кб (Скачать)
    1. Принцип федеративного устройства РФ

         Этот  принцип закреплен в ст.1 и 5 К  РФ и предполагает государственную  целостность, единство государственной  власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе и правоохранительных органов.

    1. Принцип сочетания централизации и децентрализации

         Необходимость централизации вытекает из единства системы правоохранительных органов, когда объем функций и полномочий каждого правоохранительного органа четко закреплен законодательством.

     Принцип централизации в настоящее время  имеет большое значение, ибо в  нашем многонациональном государстве  система правоохранительных органов, закрепленная Конституцией РФ, законами и указами Президента России, является важнейшей гарантией против участившихся явлений сепаратизма и нарушения К РФ.

           Принцип децентрализации  касается только предметов ведения  и полномочий субъектов Федерации (ст.73 К РФ). Однако остаточный принцип децентрализации создает много проблем на практике, когда органы власти субъектов Федерации осуществляют законотворческую деятельность в противоречии с К РФ и федерального законодательства или осуществляют правоприменительную практику с нарушение прав и законных интересов граждан.

    1. Принцип объективного учета национальных особенностей

     Этот  принцип в государственном управлении в РФ в настоящее время является одним из наиболее актуальных. Многочисленные межнациональные конфликты требуют внимательного изучения этого принципа и учета организации деятельности правоохранительных органов.

     Все выше перечисленные принципы, жизненно необходимы для организации и деятельности правоохранительных органов, я считаю, что зная все принципы, а главное их понимая, мы, люди, сможем побороться с преступностью, обеспечить порядок и безопасность в нашей стране.[10,187] 

Глава 2 Деятельность органов  внутренних дел по предупреждению и  пресечению групповых  нарушений общественного  порядка и массовых беспорядков

 

     Происходящие  в нашей стране активные и масштабные социальные, политические и экономические процессы, связанные с проводимыми реформами, привели к значительному расслоению общества и обострению социально-политической обстановки. Обострились межнациональные конфликты, возникли «горячие точки» в Чечне, Северной Осетии и других местах. Во много раз усилилась миграция населения в более спокойные регионы страны, — преимущественно в Москву и другие крупные города. Обнищание основной части населения России одновременно привело к возникновению прослойки очень богатых людей, так называемых «новых русских», многие из которых объединились в различные мафиозные структуры. Раздел государственной собственности и первоначальное накопление капитала, при резком ослаблении государственного начала в условиях «демократизации» общества, привели к всплеску организованной преступности. Статистика и оценки различных экспертов свидетельствуют, что по уровню социальных конфликтов, преступности и неустойчивости экономического положения Россия занимает одно из ведущих мест в мире.[22,c.47]

     Все это, безусловно, отражается в массовой психологии людей — одни отчаянно пытаются отстоять свои права, другие цинично и агрессивно защищают свои интересы. В реальной жизни это, с  одной стороны, трансформируется в проведение митингов протеста рабочих крупных заводов, которых довели до остановки и банкротства (например, ЗИЛ, АЗЛК в Москве), организацию пикетов обманутых вкладчиков многочисленных коммерческих структур, постоянные забастовки профсоюзов горняков, учителей, научных работников, авиадиспетчеров, работающих в невыносимых условиях, требования миллионов безработных и пенсионеров, которым не выплачивают пособия и пенсии, акции протеста матерей солдат, погибающих в Чечне и Таджикистане. А с другой, это проявляется в росте преступности, повсеместной спекуляции привозным товаром, постоянных разборках между конкурирующими мафиозными группировками, в незаконной приватизации, дележе сфер влияния между преступными и коррумпированными кланами, террористических актах и захватах заложников, например, в Буденовске в 1995 г., появлении сотен тысяч бомжей и нищих, заполнивших города России.

     Указанные процессы происходят на фоне правового  нигилизма, бесконтрольного распространения оружия, возросшей дерзости, враждебности и агрессивности не только по отношению друг к другу, но и к государственным и правоохранительным органам в целом. В этих условиях, когда под реальной угрозой оказались безопасность личности и многие институты государства, одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел становится предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Групповые нарушения общественного порядка при определенных условиях могут перерастать в массовые беспорядки. К распространенным групповым нарушениям можно отнести нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций (ст.1661 КоАП РФ), нарушение спортивными и рок-фанатами установленных правил поведения, групповую езду (рокеров) на мотоциклах с нарушением правил дорожного движения (ч.З ст. 115 КоАП РФ), групповые хулиганские действия и другие деликты. Массовые беспорядки образуют, как правило, состав преступления и могут выражаться в форме террористических актов, захвата заложников, погромов, поджогов, попытках захвата зданий органов внутренних дел, нападения на представителей власти, оказания вооруженного сопротивления и иных подобных действиях. Указанные преступления охватываются Уголовным кодексом Российской Федерации и влекут уголовную ответственность. Подробно эти и другие преступления рассматриваются в рамках курса Уголовного права.[20,c.162]

     Что касается рассматриваемых правонарушений, то к основным признакам их следует отнести:

     — групповой характер совершенного деяния, складывающийся из совокупности поведенческих актов;

     — общность интересов и целей, объединенных единым умыслом;

     — противоправную направленность групповых  действий;

     — сосредоточение субъектов группового правонарушения в определенном месте;

     — динамизм и повышенную общественную опасность действий толпы;

     — присутствие эффектов анонимности  в массе и психологического заражения толпы, что при определенных условиях может привести к геометрической эскалации конфликта;

     — высокую степень вероятности  наступления негативных последствий и принятия ответных репрессивных мер;

     — наличие организованного и стихийного моментов в действиях участников;

     — агрессивность, неконтролируемость и  жестокость действий участников групповых  нарушений и массовых беспорядков.[15,c.221]

     В соответствии с Постановлением Пленума  Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5 хулиганские действия в большинстве  случаев совершаются на почве пьянства. Судам при назначении наказания лицам, совершившим хулиганство в состоянии опьянения, надлежит обсуждать вопрос о признании этого факта обстоятельством, отягчающим ответственность.

     Согласно  указанному Постановлению в своей  практике судам не следует допускать расширительного толкования понятия «уголовно наказуемое хулиганство», с тем чтобы были исключены случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в мелком хулиганстве либо в незначительных правонарушениях, влекущих административную ответственность или применение мер общественного воздействия. Судьи не должны допускать случаев привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки преступлений (самоуправство, оскорбление, нанесение побоев, легких телесных повреждений и т.п.) или проступков, не являющихся мелким хулиганством, но влекущих по закону административную ответственность (появление в пьяном виде в общественных местах, нарушение правил движения по улицам и дорогам и т.п.) [25].

     Общим объектом посягательства для указанных  преступлений и правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность. Это следует понимать как обусловленную потребностями общества и урегулированную правовыми и иными социальными нормами систему публичных отношений, складывающихся в общественных местах и обеспечивающих личную безопасность, спокойствие и социальную защищенность граждан, защиту установленного конституционного строя, гарантированную принудительной силой государства в целях обеспечения необходимых условий для нормальной жизнедеятельности в городах и населенных пунктах страны.

     Правовую  основу для урегулирования рассматриваемых  конфликтов составляют законы и иные нормативные акты. К ним относятся: К РФ, ФЗ «О милиции», «О безопасности» 2008 г., «О чрезвычайном положении» 2000 г.Кодекс РФ “Об административных правонарушениях”, УК РФ и другие.

     Одним из главных субъектов борьбы с  групповыми правонарушениями и массовыми беспорядками являются органы внутренних дел. Основными задачами их деятельности в рассматриваемых условиях являются:

     — получение объективной и своевременной информации 6 групповых нарушениях;

     — предупреждение разрастания группового правонарушения в массовые беспорядки;

     — пресечение группового правонарушения;

     — документирование противоправных действий участников;

     — выявление организаторов и конкретных исполнителей противоправных деяний;

     — раскрытие преступлений по горячим следам и привлечение виновных к ответственности;

       — усиление охраны особо важных объектов;

         — выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию конфликта, в рамках своей компетенции.

     Остановимся более подробно на объективных причинах и условиях, способствующих возникновению групповых правонарушений и массовых беспорядков. Эти условия могут быть инициированы различными причинами. Доминирующими из них являются: политическая и экономическая нестабильность в стране, социальная несправедливость и незащищенность основной части населения, рост коррупции и организованной преступности, отсутствие официальной государственной идеологии и консолидирующей силы в стране, способной объединить различные слои населения для организации активной созидательной деятельности во благо России.[13,c.251]

     На  уровне индивидуального правосознания  следует отметить следующие факторы, способствующие совершению групповых  правонарушений: восприятие демократии отдельными лицами как анархии и вседозволенности, массовое игнорирование требований законодательства, низкий уровень культуры и правопослушности граждан, высокий уровень влияния преступных авторитетов и различных антирусски настроенных провокаторов, наличие большого количества асоциальных элементов и маргиналов, особенно в Москве и других крупных городах страны. Практике известны неединичные случаи, когда групповые нарушения общественного порядка происходили из-за нераспорядительности и халатности администрации спортивно-зрелищных сооружений, бюрократизма и безразличного отношения к нуждам и запросам людей со сто роны ответственных должностных лиц, массового обмана вкладчиков со стороны коммерческих банков и финансовых структур, низкого профессионального уровня и нарушения законности со стороны сотрудников милиции.

     Необходимо  отметить, что сами по себе названные  причины и условия необязательно  всегда приводят к возникновению  групповых нарушений общественного порядка и тем более — к массовым беспорядкам. Непосредственное их возникновение обусловлено стечением целого ряда обстоятельств в каждой конкретной ситуации.

     Анализ  ведомственной статистики, материалов служебных проверок по чрезвычайным происшествиям, обобщение оперативных сводок, поступивших в МВД России, показывает, что начиная со второй половины 80-х годов и по настоящее время в стране произошел резкий рост различных групповых нарушений общественного порядка. При этом их характерными чертами являются проявление агрессивности, дерзости, жестокости правонарушителей по отношению как к гражданам, так и сотрудникам милиции.[17,c.151]

     Практика  показывает, что главными ошибками и недостатками ОВД являются :

     - недостаточно четко организован сбор и прохождение информации о возникновении групповых правонарушений, весьма низок уровень осведомленности милиции;

     - при принятии решения на расстановку сил и средств начальники соответствующих органов внутренних дел из-за некомплекта часто игнорируют вероятность возникновения групповых правонарушений и не выставляют посты в криминогенных в данном отношении местах;

     - служебные наряды и оперативные дежурные не всегда объективно оценивают и адекватно реагируют на опасность возникшей ситуации, связанной с групповым правонарушением, особенно на начальном этапе его развития, в связи с чем утрачивалась инициатива;

Информация о работе Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных ор