Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 13:58, дипломная работа
Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности личности безопасности в нашем государстве
Тема данной работы – Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в РФ.
- некоторые руководители органов внутренних дел проявляют растерянность в складывающейся ситуации и действуют пассивно. Имеющиеся силы вводятся нерешительно, не проводится надлежащей разъяснительной работы, своевременно не устраняются субъективные причины конфликта, что приводит к резкому осложнению оперативной обстановки;
- в некоторых случаях отсутствует надлежащее взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, недостаточно четко организован обмен информацией с местными властями и подразделениями службы безопасности;
- личный состав был плохо подготовлен, непрофессионально применялось оружие и специальная техника в связи с отсутствием целенаправленного обучения на местах в соответствующих подразделениях;[12,c.310]
Большое значение имеет правильная тактика деятельности сотрудников милиции на начальном этапе возникновения группового нарушения общественного порядка. Таким правонарушениям, как правило, предшествует большое скопление людей на улицах и в общественных местах. Протест и возмущение граждан могут быть вызваны различными поводами, зачастую носящими справедливый характер. Поэтому прибывшим сотрудникам милиции прежде всего необходимо выяснить, по каким причинам и какая категория граждан собралась. Если поводом их сбора явилось случайное событие (дорожно-транспортное происшествие,производственная авария, несчастный случай), необходимо оперативно устранить причину, привлекающую внимание толпы, — это способствует снятию напряжения, разрядке ситуации, обеспечению безопасности собравшихся граждан. В противном случае бездействие милиции может привести к трагедиям. В качестве примера можно вспомнить аварию на Дмитровском шоссе в Москве, произошедшую несколько лет назад. В результате ДТП столкнулись троллейбус с пассажирами и бензовоз. Сразу собралась толпа любопытных, которые обсуждали происшествие и курили. Известно, что в результате начавшегося пожара погибло и пострадало много людей, в том числе и из числа любопытных. Но, как правило, подобные скопления людей нейтрализовать не представляет особой трудности. Сложнее обстоит дело, когда милиции приходится действовать в ходе массовых политических митингов или акций протеста. Они проводятся в накаленной психологической атмосфере, и неправильная тактика действий правоохранительных органов может привести к серьезным нарушениям общественного порядка.
Во
всех случаях о зарождающемся
конфликте или возникшем
На практике в подобных случаях обычно применяется метод убеждения, который может выражаться в различных формах и средствах воздействия. Убеждение реализуется посредством диалога, обращения, разъяснения, переговоров, посредничества.
Обращение заключается в устной просьбе, призыве сотрудника милиции или иного представителя власти к собравшимся гражданам соблюдать правила поведения в общественных местах и установленный порядок проведения массовых акций.[14,c.281]
Конструктивный диалог, при внешнем проявлении желания понять требования конфликтующей стороны, — это главное и самое предпочтительное оружие ненасильственных действий милиции. Когда противная сторона отказывается от диалога, необходимо непременно стараться восстановить его. Для более эффективного проведения диалога необходимо проявлять уважительное отношение к оппонентам, определить положительные моменты в их позиции и требованиях конфликтующей стороны (сторон) и быть готовым прямо и открыто сказать им об этом. Такое действие вызывает ответную симпатию, уменьшает предубеждение и частично сглаживает образ «врага» в лице правоохранительных органов.
Посредством
разъяснения представители
На случай возникновения массовых беспорядков в подразделениях органов внутренних дел имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации.
Основным органом управления силами и средствами при возникновении особых условий, в соответствии с планом, является оперативный штаб. В его состав входят руководители различных подразделений органов внутренних дел соответствующих уровней.
Основными задачами штаба являются:
— организация предупреждения массовых беспорядков;
— сбор, обобщение и оценка данных об оперативной обстановке, прогнозирование и разработка возможных сценариев ее развития;
— разработка и организация профилактических мероприятий с использованием возможностей средств массовой информации, трудовых коллективов, общественности;
— информирование органов представительной и исполнительной власти о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, иных эксцессов, внесение предложений по их устранению;
— постановка задач силам органов внутренних дел по локализации массовых беспорядков, контроль за их выполнением и оказание необходимой помощи;
—
обеспечение готовности сил и
средств к действиям при
Радикальным средством борьбы с массовыми беспорядками является проведение специальной операции. Специальная операция - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечении виновных к ответственности.[10,c.121]
Основными тактическими действиями при проведении специальной операции являются оцепление места массовых беспорядков, документирование активных действий участников путем гласной и негласной фото- и видеосъемки, применение различных специальных средств, введение нарядов и соответствующих групп в зону оцепления, расчленение и выдавливание толпы, задержание организаторов и активных участников беспорядков, оказание доврачебной помощи пострадавшим и др.
После проведения специальной операции и восстановления нарушенного общественного порядка оперативный штаб обязан:
-
создать условия для
-
разработать и организовать
-
подготовить подробную
-
обеспечить ликвидацию
-
проанализировать опыт
дел с целью выявления ошибок и просчетов для недопущения их впредь.
Результаты
работы специальной аналитической
группы при штабе обсуждаются на
оперативном совещании у начальника соответствующего
органа внутренних дел и докладываются
обобщенной информацией в органы исполнительной
власти, вышестоящий орган внутренних
дел, прокуратуру. В информации указываются
также меры по укреплению общественного
порядка и безопасности и вносятся предложения
по недопущению повторения массовых беспорядков.[19,c.37]
Массовые мероприятия, представляющие собой организованные действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах, являются одной из важнейших форм общественной активности граждан. Количество проводимых в стране массовых мероприятий из года в год растет. В то же время при их проведении существенно возрастает угроза нарушения общественного порядка, а также совершения террористических актов и иных посягательств на общественную безопасность, что требует привлечения значительных сил и средств для обеспечения правопорядка.
Необходимым условием обеспечения общественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий является четкое правовое регулирование порядка их организации и проведения, а также действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц.
На практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам. Рассмотрим особенности их организации и проведения.
К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, необходимое финансирование и техническая и рекламная поддержка. Для граждан, поддерживающих различные партии, движения и принимающих участие в подобных мероприятиях, характерны общность интересов в достижении поставленных целей, а также относительная схожесть мотивов и стереотипов поведения.[16,c.35] В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями. Они, как правило, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам поведения в общественных местах, хотя имеются и исключения.[12,с.216]
В Москве существует несколько популярных мест проведения указанных массовых мероприятий, где могут собираться представители различных политических партий, течений и общественных организаций. По данным ГУВД Москвы, при проведении различных митингов, исходя из плотности толпы 2—3 человека на квадратный метр, около Парка культуры могут собираться 7—8 тыс., на Пушкинской площади - 2—3 тыс., на Манежной площади до ее реконструкции собиралось более 50 тыс. человек.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного правонарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.
Следующим распространенным видом массовых мероприятий являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся: выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные представления, фестивали, ярмарки, концерты и др. С точки зрения охраны общественного порядка, для указанных мероприятий присущи различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности.
Спортивно-