Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных ор

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 13:58, дипломная работа

Описание работы

Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности личности безопасности в нашем государстве
Тема данной работы – Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в РФ.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!Хрулева.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     - некоторые руководители органов внутренних дел проявляют растерянность в складывающейся ситуации и действуют пассивно. Имеющиеся силы вводятся нерешительно, не проводится надлежащей разъяснительной работы, своевременно не устраняются субъективные причины конфликта, что приводит к резкому осложнению оперативной обстановки;

     - в некоторых случаях отсутствует надлежащее взаимодействие между различными подразделениями органов внутренних дел, недостаточно четко организован обмен информацией с местными властями и подразделениями службы безопасности;

     - личный состав был плохо подготовлен, непрофессионально применялось оружие и специальная техника в связи с отсутствием целенаправленного обучения на местах в соответствующих подразделениях;[12,c.310]

     Большое значение имеет правильная тактика  деятельности сотрудников милиции на начальном этапе возникновения группового нарушения общественного порядка. Таким правонарушениям, как правило, предшествует большое скопление людей на улицах и в общественных местах. Протест и возмущение граждан могут быть вызваны различными поводами, зачастую носящими справедливый характер. Поэтому прибывшим сотрудникам милиции прежде всего необходимо выяснить, по каким причинам и какая категория граждан собралась. Если поводом их сбора явилось случайное событие (дорожно-транспортное происшествие,производственная авария, несчастный случай), необходимо оперативно устранить причину, привлекающую внимание толпы, — это способствует снятию напряжения, разрядке ситуации, обеспечению безопасности собравшихся граждан. В противном случае бездействие милиции может привести к трагедиям. В качестве примера можно вспомнить аварию на Дмитровском шоссе в Москве, произошедшую несколько лет назад. В результате ДТП столкнулись троллейбус с пассажирами и бензовоз. Сразу собралась толпа любопытных, которые обсуждали происшествие и курили. Известно, что в результате начавшегося пожара погибло и пострадало много людей, в том числе и из числа любопытных. Но, как правило, подобные скопления людей нейтрализовать не представляет особой трудности. Сложнее обстоит дело, когда милиции приходится действовать в ходе массовых политических митингов или акций протеста. Они проводятся в накаленной психологической атмосфере, и неправильная тактика действий правоохранительных органов может привести к серьезным нарушениям общественного порядка.

     Во  всех случаях о зарождающемся  конфликте или возникшем инциденте  надо немедленно сообщить в дежурную часть, где собирается вся информация о групповых правонарушениях. Эта информация должна содержать следующие данные: характер инцидента и место его возникновения; на какой почве он возник или назревает; какие стороны в нем участвуют и количество участников; примерное количество пассивных наблюдателей и их отношение к происходящему; отношение собравшихся к присутствию милиции; тенденции развития конфликта и его возможный масштаб. При наличии угрозы возникновения серьезной конфликтной ситуации между участниками массовых выступлений и силами, обеспечивающими общественный порядок, сотрудники милиции должны предпринять все возможные меры, чтобы избежать прямой конфронтации и насильственных действий.

     На  практике в подобных случаях обычно применяется метод убеждения, который может выражаться в различных формах и средствах воздействия. Убеждение реализуется посредством диалога, обращения, разъяснения, переговоров, посредничества.

     Обращение заключается в устной просьбе, призыве  сотрудника милиции или иного представителя власти к собравшимся гражданам соблюдать правила поведения в общественных местах и установленный порядок проведения массовых акций.[14,c.281]

     Конструктивный  диалог, при внешнем проявлении желания  понять требования конфликтующей стороны, — это главное и самое предпочтительное оружие ненасильственных действий милиции. Когда противная сторона отказывается от диалога, необходимо непременно стараться восстановить его. Для более эффективного проведения диалога необходимо проявлять уважительное отношение к оппонентам, определить положительные моменты в их позиции и требованиях конфликтующей стороны (сторон) и быть готовым прямо и открыто сказать им об этом. Такое действие вызывает ответную симпатию, уменьшает предубеждение и частично сглаживает образ «врага» в лице правоохранительных органов.

     Посредством разъяснения представители милиции, используя средства звукоусиления, доводят до сведения собравшихся  о противоправном характере их действий, разъясняют требования действующего законодательства, призывают присутствующих воздержаться от противоправных и насильственных действий, предупреждают о возможном применении силы, если после неодно кратных законных требований сотрудников милиции собравшиеся не разойдутся, объявляют маршруты рассредоточения толпы и пути эвакуации. При этом важно эти пути и маршруты определить заранее и освободить их от техники и нарядов милиции. Выполнение указанных требований чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвратить панику и свалки, которые могут произойти в результате беспорядочного поиска людьми выхода из опасной зоны в случае применения милицией силы, в том числе спецсредств. В случае если метод убеждения не достигает цели, а также во время неорганизованных, стихийных выступлений, носящих агрессивный характер, сопряженный с угрозой насильственных действий со стороны толпы, тактика действий органов внутренних дел должна быть иной. В подобной ситуации оправдано применение различных мер принудительного воздействия в рамках действующего законодательства. При этом главным условием деятельности субъектов правовой охраны должны быть активность, перехват инициативы, наступательность при соблюдении принципа причинения минимального физического, морального и материального ущерба.[18,c.205]

     На  случай возникновения массовых беспорядков в подразделениях органов внутренних дел имеются специальные планы по их пресечению и ликвидации.

     Основным  органом управления силами и средствами при возникновении особых условий, в соответствии с планом, является оперативный штаб. В его состав входят руководители различных подразделений органов внутренних дел соответствующих уровней.

     Основными задачами штаба являются:

     — организация предупреждения массовых беспорядков;

     — сбор, обобщение и оценка данных об оперативной обстановке, прогнозирование и разработка возможных сценариев ее развития;

     — разработка и организация профилактических мероприятий с использованием возможностей средств массовой информации, трудовых коллективов, общественности;

     — информирование органов представительной и исполнительной власти о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, иных эксцессов, внесение предложений по их устранению;

     — постановка задач силам органов  внутренних дел по локализации массовых беспорядков, контроль за их выполнением и оказание необходимой помощи;

     — обеспечение готовности сил и  средств к действиям при массовых беспорядках.

     Радикальным средством борьбы с массовыми  беспорядками является проведение специальной  операции. Специальная операция - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечении виновных к ответственности.[10,c.121]

     Основными тактическими действиями при проведении специальной операции являются оцепление места массовых беспорядков, документирование активных действий участников путем гласной и негласной фото- и видеосъемки, применение различных специальных средств, введение нарядов и соответствующих групп в зону оцепления, расчленение и выдавливание толпы, задержание организаторов и активных участников беспорядков, оказание доврачебной помощи пострадавшим и др.

     После проведения специальной операции и  восстановления нарушенного общественного  порядка оперативный штаб обязан:

     - создать условия для объективного  расследования преступлений'

     - разработать и организовать выполнение  профилактических мероприятий по  недопущению повторения массовых  беспорядков;

     - подготовить подробную информацию  в органы исполнительной власти;

     - обеспечить ликвидацию последствий  массовых беспорядков;

     - проанализировать опыт действий  сил органов внутренних

     дел с целью выявления ошибок и  просчетов для недопущения их впредь.

     Результаты  работы специальной аналитической  группы при штабе обсуждаются на оперативном совещании у начальника соответствующего органа внутренних дел и докладываются обобщенной информацией в органы исполнительной власти, вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру. В информации указываются также меры по укреплению общественного порядка и безопасности и вносятся предложения по недопущению повторения массовых беспорядков.[19,c.37] 
 

2.1 Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий

 
 

     Массовые мероприятия, представляющие собой организованные действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах, являются одной из важнейших форм общественной активности граждан. Количество проводимых в стране массовых мероприятий из года в год растет. В то же время при их проведении существенно возрастает угроза нарушения общественного порядка, а также совершения террористических актов и иных посягательств на общественную безопасность, что требует привлечения значительных сил и средств для обеспечения правопорядка.

     Необходимым условием обеспечения общественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий является четкое правовое регулирование порядка их организации и проведения, а также действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц.

     На  практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам. Рассмотрим особенности их организации и проведения.

     К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, необходимое финансирование и техническая и рекламная поддержка. Для граждан, поддерживающих различные партии, движения и принимающих участие в подобных мероприятиях, характерны общность интересов в достижении поставленных целей, а также относительная схожесть мотивов и стереотипов поведения.[16,c.35] В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями. Они, как правило, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам поведения в общественных местах, хотя имеются и исключения.[12,с.216]

     В Москве существует несколько популярных мест проведения указанных массовых мероприятий, где могут собираться представители различных политических партий, течений и общественных организаций. По данным ГУВД Москвы, при проведении различных митингов, исходя из плотности толпы 2—3 человека на квадратный метр, около Парка культуры могут собираться 7—8 тыс., на Пушкинской площади - 2—3 тыс., на Манежной площади до ее реконструкции собиралось более 50 тыс. человек.

     К административной ответственности  за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий  могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного правонарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.

     Следующим распространенным видом массовых мероприятий  являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся: выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные представления, фестивали, ярмарки, концерты и др. С точки зрения охраны общественного порядка, для указанных мероприятий присущи различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и  духовные потребности.

           Спортивно-зрелищные  мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового  досуга населения в нашей стране. В зависимости от масштаба и степени значимости они классифицируются как международные, всероссийские, областные, городские и местные. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность для его охраны представляет проведение спортивных игр, таких, как футбол, хоккей и др. Эти спортивно-зрелищные мероприятия проводятся, как правило, на стадионах и других спортивных сооружениях. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие на футбольных и хоккейных матчах определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма. В Москве, например, существуют спортивные общества болельщиков команд «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Торпедо» и других популярных клубов. К сожалению, отдельные противоборствующие группировки болельщиков в ходе проведения спортивных матчей совершают серьезные правонарушения, создают конфликтные ситуации, нарушают правила поведения посетителей спортивных сооружений. Иногда это приводит к трагедиям.

Информация о работе Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных ор