Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2010 в 13:58, дипломная работа
Современные проблемы обеспечения административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности личности имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности личности безопасности в нашем государстве
Тема данной работы – Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, как одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в РФ.
Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов. Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц. В последние годы появились и другие негосударственные правоохранительные организации — третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях. Исходя из изложенного, правоохранительную систему в РФ составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.[14,с.18]
К государственным правоохранительным органам относятся:
- суд;
- прокуратура;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- органы обеспечения безопасности;
- органы юстиции.
К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:
- адвокатура;
- третейские суды;
- частные детективные и охранные предприятия;
- частные нотариусы ;
- союзы потребителей.
Предметом изучения дисциплины «Правоохранительные органы в Российской Федерации» является устройство правоохранительных органов, их организация, задачи и компетенция. Предмет курса определяет его содержание, которое имеет определенную систему. Условно курс можно разделить на общую и особенную части.
В общей части освещаются такие вопросы, как само понятие правоохранительной деятельности и правоохранительного органа, понятие судебной власти, законодательные источники.
В особенной части рассматриваются вопросы, касающиеся конкретной организации того или иного правоохранительного органа.
Нормативную базу курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» составляют:
- К РФ ;
- ФЗ;
- другие НПА;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные правовые акты;
-нормы международного права и договоры, заключенные РФ.[17,c.31]
К РФ обладает высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В К РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к гражданам, определены место и роль в государственном механизме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.[9,37]
В К РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако К РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах РФ.
Некоторые
нормы К РФ имеют прямое действие,
и ими непосредственно
По степени значимости после К РФ следуют ФЗ, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным К РФ.
При
защите диплома, я соответственно,
буду комментировать конкретный закон,
определяющий цели и задачи, стоящие перед
соответствующим правоохранительным
органом, его структуру и компетенцию.
В процессе организации деятельности правоохранительных органов при осуществлении ими своих предметных или основных функций большое значение имеют принципы организации их деятельности. Остальные функции являются обеспечивающими, с их помощью реализуются основные функции, в том числе и общие функции организации управления.
Принципы отражают
наиболее существенные стороны в
процессе образования, организации
деятельности правоохранительных органов,
их системы и закрепляются, как
правило, нормативными правовыми актами
и их использование имеет
Особое значение
имеет понятие принципа организации
и деятельности правоохранительных
органов в решении своих
Классификация принципов в литературе различна. Остановимся на классификации принципов в зависимости от конституционно-правовой и организационной деятельности правоохранительных органов. Данные принципы закреплены в К РФ, конституциях республик в составе РФ и детализированы в ФЗ субъектов Федерации.[21,c.84]
К данным принципам относятся:
1. Принцип народовластия
Этот принцип закреплен в К РФ [cт.1] означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, народ реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе и через правоохранительные органы. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов должен осуществляться как со стороны института президентства, органов представительной и су3дебной власти, так и непосредственно народом. При этом используются различные формы контроля и надзора за деятельностью правоохранительных органов и их должностных лиц.
Этот принцип закреплен в статьях 2 и 7 Конституции России и должен быть отражен в социальной политике государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако этот наиболее актуальный принцип пока остается труднодостижимым в обозримом будущем. Деятельность правоохранительных органов, направленная на защиту конституционного права граждан от посягательств на их жизнь, здоровье, собственность, права, свободы и законные интересы, корреспондируется с обязанностью уполномоченных на то органов, должностных лиц рассмотреть обращение и принять по нему необходимое решение. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ ”О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” регламентирует порядок обращений граждан в органы государственной власти и процедуру их рассмотрения. Однако ввиду отсутствия Федерального закона “Об административных процедурах” управленческие споры и конфликты, возникающие между властными субъектами управления и подвластными субъектами, пока осуществляются не на достаточном уровне.[19,с.21]
Этот принцип отражен в статьях 1, 3, 12, 18, 31, 32 и др. Конституции России. Реализация этого принципа осуществляется в двух основных формах:
- непосредственной (референдумы, свободные выборы, собрания, конференции, сходы граждан, и др.)
-
представительной (через выборные
органы государственной власти
и органы местного
Мера демократизма реально может быть измерена степенью отражения воли и интересов большинства граждан в законах страны,например, если законодательство не обеспечивает волю более 50% избирателей, то уместнее пока говорить о декларативном стремлении к демократическому состоянию общества и правового государства.
Этот
принцип закреплен в статье 4 Конституции
России и означает иерархическую
правовую систему в соответствии
с юридической значимостью
То есть функциональной самостоятельности ветвей государственной власти, ее баланса, который закреплен в статьях 10 и 11 Конституции РФ. В ст.10 К РФ определяется, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (т.е. существуют три ветви власти). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В ст.11 К РФ определяется, что государственную власть в РФ осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В главе 7 К РФ определено положение судебной власти. Остальные органы власти называются государственными органами, правовой статус которых неоднозначен. Модель разграничения предметов ведения закреплена в статьях 71-73 К РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”. Однако дальнейшего четкого законодательного разделения практически нет, в связи с этим в правоприменительной практике возникает множество проблем.
Этот принцип закреплен в ст.15 К РФ. В отличии от верховенства закона данный принцип означает, что органы государственной власти, в том числе и правоохранительные органы, их должностные лица, граждане и их объединения равны перед законом и обязаны соблюдать законы.[17,c.42]
Этот принцип закреплен в статьях 2 и 18 К РФ и является в деятельности правоохранительных органов наиболее актуальным. Для правового государства должно быть характерно то, что права личности являются высшей ценностью, а все государственные органы, и в первую очередь правоохранительные органы, несут ответственность за несоблюдение этих прав. Права человека и гражданина должны быть реально и надежно защищены от любого произвола органов государства, их должностных лиц, действий и решений негосударственных органов управления и их руководителей. Права и свободы определяю смысл, содержание и применения законов, а деятельность органов законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления обеспечивается правосудием.
Особое значение имеет правоохранительная функция защиты прав и свобод гражданина и человека в порядке уголовного судопроизводства.
Этот принцип тесно связан с принципом демократизма и характеризуется как оказание доверия и поддержки народом деятельности правоохранительных органов в соответствии со ст. 32 и 33 К РФ. Без осуществления этого принципа любые правоохранительные органы будут функционировать неэффективно, решая преимущественно задачи экономически господствующего куга лиц.
Предполагает не только открытость информации, и прежде всего правовой информации, но и доступность и подотчетность правоохранительных органов и должностных лиц по вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан. Однако на практике осуществить этот принцип пока что сложно. Например, отсутствие обнародованной информации об объеме частной, государственной и муниципальной собстве5нности в процентном соотношении создает проблемы для науки административного права в сфере государственного управления своим имуществом и правовым регулированием объектами иных форм собственности.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления.[10,c.183]