Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа
Поэтому целью данной работы является разработка рекомендаций для в начальных классах КРО по изучению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
Проанализировать учебную, справочную, методическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать статистику пожарных ситуаций с участием детей.
3. Дать характеристику детей классов КРО.
4. Провести занятия с детьми с использованием наглядного материала.
5. Провести педагогический, эксперимент.
5. Экспериментально проверить результаты работы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО
1.1 Исторический анализ изучения вопросов пожарной безопасности в России 1.2. Особенности пожарно-профилактической работы в начальной школе
1.3. Принцип наглядности в обучении
1.4. Общая психологическая характеристика младших школьников с особенностями в развитии
1.5 Особенности проведения уроков с детьми в начальных классах
1.6. Уроки ОБЖ в начальных классах КРО (Как научить школьника пожарной безопасности)
1.7. Выводы по I главе
Глава 2. Экспериментальное подтверждение теоретических аспектов изучения проблемы
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
2.4. Выводы по II главе
Заключение Список использованной литературы
Словарь
Словарь технических терминов
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Только
систематические, повседневные тренировки
с постоянным личным примером родителей,
начиная с дошкольного возраста - могут
создать у него привычки соблюдения пожарной
безопасности.
1.7 Выводы по первой главе
В теоретической
части нашего исследования была изучена
литература по проблеме пожарной безопасности
в учебной деятельности у учащихся классов
КРО при изучении образовательной области
«Основ Безопасности Жизнедеятельности
», мы пришли к следующим выводам:
На основании изучения специальной литературы
в теоретической части нашего исследования
были разработаны
уроки с использованием наглядного
материала, в начальных
классах КРО с навыками
наблюдения, на которых
будет осуществляться
знакомство с правилами
пожарной безопасности,
на которых будет осуществляться
обучение школьников
действиям в экстремальных
ситуациях. Приложение
№. 3
Глава 2. Практическая часть
Экспериментальная работа проводилась в апреле 2009г. на базе ГОУ Начальной школа - детский сад № 1643 Юго-Восточного округа города Москвы. Со школьниками «3» класса КРО.
В классе 13 учащихся, из них 10 мальчиков и 3 девочки, классный руководитель – Иванова Валентина Павловна. В данном классе обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоение учебного материала. Выраженное нарушение интеллекта отсутствует. 3 класс КРО имеет следующие особенности:
- повышенная жизнерадостность, любопытность;
- при выполнении учебных заданий, требующих умственного напряжения и волевых усилий у учащихся наступало быстрое утомление;
- любят фантазировать;
- неустойчивые, эмоционально возбудимые, склонны к демонстративному поведению;
- речевое недоразвитие;
- недостаточно сформировано восприятие, внимание, память, замедленное мышление.
С учетом выявленных особенностей мы проводили соответствующую работу по изучению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
В школе действуют, классы для детей с нарушением речи.
В классе хорошая обстановка. Для учащихся созданы благоприятные условия. С учащимся проводятся различные занятия, такие как ритмика, и другие.
В связи с особенностями этой школы, режим
работы образовательного учреждения направлен
на преодоление имеющихся у детей проблем.
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель констатирующего исследования: разработка уроков. Использование наглядного материала в начальных классах КРО с навыками наблюдения, на которых будет осуществляться знакомство с правилами пожарной безопасности и обучение школьников действиям в экстремальных ситуациях.
Для проведения эксперимента были специально разработаны тесты, определяющие степень развития познавательного интереса. Приложение №4.
Суть и цель констатирующего эксперимента: выявить у школьников степень развитости познавательного интереса и сформированости понятия с правилами пожарной безопасности.
Психологические тесты (Приложение №4), помогают определить степень развитости познавательных способностей.
В задания были включены правила пожарной безопасности:11.
- разрешающие,
-запрещающие.
После выполнения тестов учащимися был проведен анализ тестов учащихся, которые определили, что учащиеся обладают удовлетворительным уровнем познавательного интереса.
После
проведения теста были
составлены таблицы
и диаграммы для
итогов констатирующего
этапа.
Тест
№1.
№ | ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Ачкасов Коля | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
2 | Жуков Костя | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
3 | Казаков Денис | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
4 | Кудрявцев Игорь | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 |
5 | Магажанов Даурен | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
6 | Махова Ирина | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 |
7 | Моисеев Никита | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
8 | Николаев Артем | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 |
9 | Новиков Валера | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 5 |
10 | Ожигов Руслан | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
11 | Степанова Настя | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 |
12 | Ширяева Алина | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
13 | Шмелев Матвей | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 |
Учащиеся | |
0 | 9-10 |
0 | |
2 | |
11 |
Критерии подсчета:
9-10 баллов – выполненных верно
7-8 баллов есть недочеты
5-6 баллов – ошибки
2-4
баллов - неверно
или не выполнено
задание
Тест
№2.
№ | ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Ачкасов Коля | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 5 |
2 | Жуков Костя | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 |
3 | Казаков Денис | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 6 |
4 | Кудрявцев Игорь | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 |
5 | Магажанов Даурен | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 |
6 | Махова Ирина | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 6 |
7 | Моисеев Никита | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 8 | |
8 | Николаев Артем | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 |
9 | Новиков Валера | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 |
10 | Ожигов Руслан | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 |
11 | Степанова Настя | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 7 |
12 | Ширяева Алина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 |
13 | Шмелев Матвей | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 6 |
Учащиеся | |
1 | 9-10 |
4 | |
8 | |
0 |
Критерии подсчета:
9-10 баллов – выполненных верно
7-8 баллов есть недочеты
5-6 баллов – ошибки
2-4
баллов - неверно
или не выполнено
задание
Вывод: мы выявили, что учащиеся, имеющие психическое недоразвитие или просто отставание в учёбе, плохо знают правила пожарной безопасности, т.е., имеют удовлетворительный уровень развитости познавательного интереса. А так же нами были выявлена степень сформированости предоставления о понятиях правила пожарной безопасности.
Учащиеся
знают только самое
простое – что
огонь источник тепла.
2.2 Формирующий этап эксперимента
Для реализации выше указанного эксперимента было проведено в «3» классе, 3 урока, на которых были использованы познавательные материалы по правилам пожарной безопасности, игры и опасные ситуации огнём.
Цель формирующего эксперимента: Сформировать у учащихся познавательный интерес к правилам пожарной безопасности.
1-ый урок был составлен на основе беседы. Учащимся задавались вопросы по теме эксперимента, но задавались так, что подводило самих, же учащиеся к ответу. Данная беседа проводилась на основе 1 – го и 2 – го теста (Приложение №2).
На 2- ом уроке, учитель рассказывал ученикам о правилах поведения при пожаре. Урок проводился как сообщение, нежели как беседа.
На 3- ем уроке, учащиеся просмотрели видеофильм. При просмотре видеофильма они не только получали новую информацию, но и закрепляли раннее изученное (Приложение №3).
2.3 Контрольный этап эксперимента
Цель контрольного эксперимента: на этом этапе мы должны проверить, что изменилось в знаниях учащихся о правилах пожарной безопасности.
Для
этого им были предложены
те же тесты (Приложение
№ 4), что и ранее.
Тест
№1
№ | ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Ачкасов Коля | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
2 | Жуков Костя | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 |
3 | Казаков Денис | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 |
4 | Кудрявцев Игорь | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 5 |
5 | Магажанов Даурен | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
6 | Махова Ирина | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
7 | Моисеев Никита | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
8 | Николаев Артем | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 |
9 | Новиков Валера | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 |
10 | Ожигов Руслан | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 5 |
11 | Степанова Настя | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 3 |
12 | Ширяева Алина | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
13 | Шмелев Матвей | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Информация о работе Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО