Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа
Поэтому целью данной работы является разработка рекомендаций для в начальных классах КРО по изучению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
Проанализировать учебную, справочную, методическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать статистику пожарных ситуаций с участием детей.
3. Дать характеристику детей классов КРО.
4. Провести занятия с детьми с использованием наглядного материала.
5. Провести педагогический, эксперимент.
5. Экспериментально проверить результаты работы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО
1.1 Исторический анализ изучения вопросов пожарной безопасности в России 1.2. Особенности пожарно-профилактической работы в начальной школе
1.3. Принцип наглядности в обучении
1.4. Общая психологическая характеристика младших школьников с особенностями в развитии
1.5 Особенности проведения уроков с детьми в начальных классах
1.6. Уроки ОБЖ в начальных классах КРО (Как научить школьника пожарной безопасности)
1.7. Выводы по I главе
Глава 2. Экспериментальное подтверждение теоретических аспектов изучения проблемы
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
2.4. Выводы по II главе
Заключение Список использованной литературы
Словарь
Словарь технических терминов
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
• хорошо чувствовать цвет.
Такие свойства можно развивать в процессе обучения:
• использовать при обучении необходимое количество наглядного материала;
• придумывать разные схемы, символы;
• рисовать картины, диаграммы;
• зрительно представлять изучаемый предмет, объект, явление;
• использовать пантомиму;
• делать цветные пометки;
• использовать компьютерную графику.
Кроме перечисленных приемов лицам с визуально-пространственным восприятием необходимо развивать профессиональную направленность в качестве конструкторов-модельеров, штурманов, космонавтов, пилотов, изобретателей, закройщиков, корреспондентов, водителей и т.п. Так, например, на занятиях по ориентированию на местности преподаватель выбирает полуоткрытый участок местности, чтобы на нем было как можно больше предметов, по признакам которых определяют стороны горизонта, что способствует развитию наблюдательности.
Показывая двигательные действия, преподаватель предлагает попробовать выполнить их. В этом смысле к наглядным средствам могут быть отнесены подготовительные упражнения, дающие мускульно-двигательные ощущения, необходимые для создания представления о динамике освоения приема, движения.
Любое восприятие оказывается осознанным, если у обучаемого возник вопрос, появилось стремление понять. Роль преподавателя заключается в том, что он создает у обучаемых ясные конкретные представления об изучаемых предметах, явлениях и учит их видеть то, что они наблюдают.
При наблюдении с оборудованного места и определении расстояний до отдельных предметов на местности обучаемые составляют простейшую схему ориентиров с указанием сторон света и расстоянием до ориентиров. После того как обучаемые изучат местность в секторе наблюдений, руководитель начинает показ целей. Обнаруженные цели учащиеся наносят на схему.
Принцип наглядности реализуется при условии, если он сочетается со словом и чувственным восприятием.
Используя средства наглядности, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
• сложное по содержанию и использованию изображение должно готовиться заранее. Если оно легко выполнимо и доступно в восприятии, то лучше рисовать непосредственно во время объяснения. Это помогает обучаемым следить за рассуждениями педагога и обобщать содержание в целом;
• перед
применением средств
• во время демонстрации средств наглядности темп объяснения замедлить, чтобы дать возможность обучаемым лучше осмыслить содержание понятия или действия;
• по ходу занятий руководитель должен обобщить знания, полученные в результате восприятия или действия;
• на занятиях следует сочетать различные средства наглядности: макеты, муляжи, тренажеры, модели, приборы, оборудованные окопы, траншеи, технику и вооружение;
• фильмы,
предназначенные для
• использовать фильм как средство знакомства обучаемых со своей мыслью, с целью раскрытия ее, доказательства;
• фильм не должен занимать часть времени занятия, заменять преподавателя;
• на практических занятиях, при изучении вооружения и боевой техники, кроме организационных мероприятий необходимо продумать меры безопасности на занятиях, разработать задания для учащихся, которые они будут выполнять: на что обратить особое внимание, как вести записи, на какие вопросы получить ответы и пр.
В плане занятий следует определить: цель и задачи, этапы работы и их длительность, перечень объектов показа, учебные места, группировку учащихся в ходе занятия, основные вопросы в беседе с учащимися, порядок подведения итогов.
Цель занятия будет достигнута в том случае, если учащиеся увидят боевые свойства оружия и техники в действии.
Для достижения взаимопонимания и уважительного отношения к интересам учащихся необходимо ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме. Речь преподавателя должна отличаться внутренней силой и убежденностью. У учащихся должна появиться заинтересованность в том, что говорит руководитель. Сам же руководитель должен владеть способностью эмоционально-волевого воздействия на учащихся, уметь при необходимости предъявлять требования и добиваться их выполнения.
Внешний вид, аккуратность, подтянутость, четкость выполняемых приемов и действий, убежденность в своих знаниях, доказательность, чувство юмора, уважительное отношения к мнению других зачастую определяют жизненный путь юношей, которые хотят стать похожими на своих преподавателей.
Использование принципа наглядности с учетом возможностей и интереса юношей, доступности изложения преподавателем являются определяющими условиями эффективности педагогического процесса.
Обобщая, делаем вывод, что по характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
— натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);
— изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки);
— символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, диаграммы).
Различные
виды наглядности выполняют
Применение наглядных пособий подчинено следующим правилам:
• ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета;
• привлекать внимание учащихся на самые важные, существенные его признаки;
• предоставлять учащимся возможность самостоятельного рассмотрения и обсуждения наглядных пособий.
В этой
связи можно сказать, что применение
наглядности полностью зависит
от преподавателя, так как именно
он решает, когда, в какой мере применять
ее в учебном процессе.
1.4. Общая психологическая характеристика младших школьников с особенностями в развитии
Детям, обучающимся в классах КРО, присущ ряд специфических особенностей. У них не сформирована готовность к школьному обучению.
Умения, навыки и знания, нужные для усвоения программного материала, у них недостаточно сформированы. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться с одного задания на другое по указанию учителя. Учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в отставании развития познавательных процессов. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.
Было установлено, что свойственные этим детям снижения работоспособности, неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания, внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
Многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как показано в исследованиях В.Л. Подобеда, у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.8
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности. Это особенно ярко проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Затруднения, испытываемые детьми связаны, прежде всего, с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Например, при списании имевшего, по крайней мере, 20 признаков объекта дети назвали в среднем 6, 5 признаков.
Нормально развивающиеся дети выделили при этом 12 признаков. Но положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимая им помощь (объяснение принципа решения, выполнение аналогичного задания под руководством учителя). После такой помощи учащиеся выделили при повторном выполнении первого задания 10, 5 признаков. Аналогичная картина наблюдается и при выполнении заданий на обобщение различных объектов, а также на абстрагирование какого-либо заданного признака предметов.
Наиболее частыми ошибками таких детей являются подмена сравнения одного объекта со всеми остальными по парным сравнением (что не дает подлинного основания для обобщения) или обобщение по несущественными признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий.
Дети с особенностями в развитии располагают большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.
Одна из психологических особенностей таких детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.
Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления.
Особенно трудно этим детям оперировать в уме частями образов.
Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, в классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием наглядно-образного и словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.
Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития. Психологические исследования подтвердили это лишь частично.
Действительно, в ситуации игры в школу предлагавшаяся детям деятельность стала выполняться лучше и быстрее под влиянием игровой мотивации. Однако сама игровая деятельность детей рассматриваемой группы несет на себе печать своеобразия. Так, например, к школьному возрасту у них оказывается несформированной высшая форма игровой деятельности – ролевая игра. Это игра со сложными правилами, которая по существу подготавливает ребенка к выполнению учебной деятельности. Дети с задержкой психического развития оказываются не в состоянии выполнять взятую на себя роль. Они переходят из одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивные действия. В условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.
Информация о работе Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО