Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является разработка рекомендаций для в начальных классах КРО по изучению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ.

Задачи исследования:
Проанализировать учебную, справочную, методическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать статистику пожарных ситуаций с участием детей.

3. Дать характеристику детей классов КРО.

4. Провести занятия с детьми с использованием наглядного материала.

5. Провести педагогический, эксперимент.

5. Экспериментально проверить результаты работы.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО

1.1 Исторический анализ изучения вопросов пожарной безопасности в России 1.2. Особенности пожарно-профилактической работы в начальной школе

1.3. Принцип наглядности в обучении

1.4. Общая психологическая характеристика младших школьников с особенностями в развитии

1.5 Особенности проведения уроков с детьми в начальных классах

1.6. Уроки ОБЖ в начальных классах КРО (Как научить школьника пожарной безопасности)

1.7. Выводы по I главе

Глава 2. Экспериментальное подтверждение теоретических аспектов изучения проблемы

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

2.4. Выводы по II главе

Заключение Список использованной литературы

Словарь

Словарь технических терминов

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Работа содержит 1 файл

Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     С 1928 года был прекращен ввоз пожарных автомобилей, за исключением автомеханических лестниц, и начата работа по выпуску различного рода пожарно-технического вооружения непосредственно в России. В 1931-1932 годах вступили в строй Московский и Горьковский автомобильные заводы. Пожарные машины стали выпускать на отечественных шасси. Наряду с техническим оснащением пожарных частей и команд, как в городе Горьком, так и в районах области, налаживалось обеспечение средствами связи и извещения о пожаре. В 1936 году было уже 6 пожарных частей, практически в каждом районе города была своя пожарная часть.

     22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз, и горьковские пожарные на призыв правительства откликнулись своими боевыми делами. 3а короткий срок была перестроена служба и профилактическая работа. Личный состав был переведен на казарменное положение. Трехсменное дежурство заменено двухсменным, что дало возможность ввести в боевые расчеты резервные автомашины и увеличить число постов и дозоров, которые стали крайне необходимы для усиления охраны от пожаров, в первую очередь, промышленных объектов.

     В мае 1943 года газета "Правда" писала о том, что много подвигов, самоотверженности проявили бойцы огненного фронта, они сражались на совесть. Они, молча, хоронили своих убитых. Перевязывали раненых, не зная отдыха. Работая день и ночь.

     Вечной  памятью останутся в наших сердцах сотрудники, погибшие при исполнении служебного долга, которые в момент бомбардировки 12 мая 1943 года спасли ценой своей жизни цеха завода им. Свердлова в городе Дзержинске. Это начальник ВПК-1 техник-лейтенант И. В. Малков, начальник караула П. В. Смолюшок, командир отделения И. Г. Дубков, пожарные Н. И. Кочнев, П. Н. Кудрявцев, Н. И. Майоров, В. Н. Фролов, Г. П. Филиппов, С. Г. Венецков. Они были награждены орденами Красной 3везды и Красного 3намени посмертно. При тушении пожаров от вражеских бомб погибли работники ВПК по охране ГА3 П. Н. Ванин, М. П. Кулагин, И. А. Ганин, А И. Кешкин, А.Н. Синицын, К. И. Шаталин. Их имена занесены в исторические формуляры частей навечно.5

     3а  мужество и героизм, проявленные  в годы Великой Отечественной  Войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.

     Отгремели последние бои, народ вернулся к  мирной жизни. Восстали из пепла города, села, затянулись раны. Пожарные, потушив  последние военные пожары, остались на боевой вахте, зорко охраняя от огня народное добро.

     Пожарная  охрана все больше осваивала новые  технические средства, с помощью которых можно было вести борьбу с самыми сложными пожарами.

     В 1947 году в составе пожарной охраны были созданы специальные подразделения  для защиты предприятий атомного строительства. В 1970 голу в составе нижегородской пожарной охраны был организован отряд технической службы (в настоящее время Производственно-технический центр), который специализировался на ремонте и обслуживании пожарной техники.

     Однако  основной работой пожарной охраны осталось предупреждение и тушение пожаров, а их в Нижнем Новгороде происходило  по несколько тысяч в год. Некоторые из них имели тяжелые последствия.

     Так, в 1977 году произошла трагедия на нефтеналивном танкере ТН-602, в процессе тушения которого погибло 24 пожарных. На месте гибели установлен Памятный знак, на котором выбиты имена погибших, и проходящие по Волге суда салютуют гудками героям. Их имена навечно останутся в сердцах людей. С тех пор ежегодно 1 августа противопожарная служба отмечает День памяти погибших товарищей.

     10 ноября 1978 года открыла свои двери пожарно-техническая выставка. Ныне - это Центр противопожарной пропаганды и общественных связей, которому в 2007 году исполниться 29 лет. 3а эти годы с экспозициями Центра ознакомились 250 тысяч человек.

     На базе Учебного пункта был открыт прекрасный спортивно-тренировочный комплекс, не имеющий аналогов в России. В его стенах тренируются не только спортсмены пожарно-прикладного спорта, но и набираются опыта молодые сотрудники противопожарной службы. В марте 1998 года именно здесь проводился 3имний Чемпионат МВД России по пожарно-прикладному спорту.

     Оценивая  пройденный 80-летний этап, можно с  гордостью отметить, что пожарная охрана динамично развивается, являясь неотъемлемой частью системы обеспечения безопасной жизнедеятельности нашего общества.

     3а  2006г. подразделения противопожарной службы совершили более 18 тысяч боевых выездов. Пожарные профессионалы готовы к выполнению самых серьезных задач. В 2006 году решительными и умелыми действиями пожарных было спасено 1083 человека, на сотни миллиардов рублей материальных ценностей. Кроме тушения пожаров личный состав принимает участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. По итогам работы за 2006 год Управлению государственной противопожарной службы был вручен Штандарт Президента РФ.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что какие бы перемены ни готовила нам жизнь, противопожарная служба всегда будет четко и оперативно решать поставленные задачи. 

1.2. Особенности пожарно-профилактической работы в начальной школе

Пожарно-профилактическая работа в начальной школе строится на основе уроков ОБЖ, которые проводятся учителем класса еженедельно в интегрированном  курсе «Ознакомление с окружающим миром», а также в форме тематических праздников, утренников, участия в конкурсах противопожарного творчества, агитбригадах.

Кроме того, задачи противопожарного воспитания должны по возможности закладываться  и реализовываться в качестве воспитательных задач при планировании урока, там, где позволяет, разумеется, учебный материал. Это легко осуществить, если привлекать в качестве вариативного учебного материала (тексты рабочих диктантов, предложения для разбора, сюжеты для математических задач, темы рисунков и поделок) материал по пожарной тематике. Например, на уроке ИЗО, выполняется рисунок «Пожарные на учении», «Шалость с огнем приводит к беде» и т.д.

На уроке  математики решается задача:

«для  тушения пожара сначала прислали 3 пожарные машины, а затем еще 2. Сколько всего пожарных работало на пожаре, если в каждой машине было по 6 человек?

Решение:

1) 3 + 2 =5 (машин) — приехало на пожар;

2) 5 х. 6 = 30 (чел) работало на пожаре;

Ответ: на пожаре работало 30 пожарных».

       Внеклассная работа оставляет широкое поле для творчества в области противопожарного воспитания.

       УГПС г. Москвы регулярно проводит конкурсы противопожарного творчества в округах, процесс подготовки к которым вливается в месяц-другой насыщенной разнообразной работы. Поясним на конкретных примерах: для участия в окружном конкурсе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы необходимо провести этап конкурса, подготовить и провести общешкольный конкурс с награждением победителей и выявлением работ, которые будут направлены на окружной этап конкурса. При подготовке программы, для конкурса художественной самодеятельности задействованной оказывается не только группа школьников, которые непосредственно поют и танцуют, но и организовывается изготовление костюмов и декораций.6

        Для учащихся начальной школы приемлемой формой выступления является инсценировка известных стихотворений детских поэтов с костюмами и музыкальным сопровождением: С.Я. Маршак «Пожар», фрагмент стихотворения К.И. Чуковского «Путаница» («...а лисички взяли спички...») и т.д., хоровое исполнение песен противопожарной тематики. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов при подборе репертуара, т.к. много песен, стихотворений по данной тематике носит очень серьезный, взрослый характер, и, например, Гимн Российских Пожарных А. Ковалевского будет звучать неуместно в исполнении хора второклассников, но более живая и динамичная песня пожарных Западного округа г. Москвы того же автора может быть исполнена учащимися 3—4 классов.

       Особенно успешной формой работы в начальной школе являются проводимые МРО ВДПО ЗАО г. Москвы совместно с УГПС ЗЛО г. Москвы праздники день пожарной безопасности, которые также предусматривают предварительную подготовку ребят для участия в этапе «Сценка», где в коротком пятиминутном исполнении учащиеся должны разыграть сценку на заданную тему: «Загорелся телевизор», «Забытый утюга и т.д.. Кроме того, в рамках праздника дети участвуют в конкурсах на знание правил пожарной безопасности, в эстафетах, связанных с правилами поведения при пожаре, в массовых играх. Особенным украшением праздника служит эстафета «Одень пожарного», когда у ребят появляется возможность покрасоваться в настоящей боевой одежде пожарного. Эта форма работы заслуживает особого внимания и достойна того, чтобы применяться повсеместно. Единственный нюанс, — какой же детский праздник без призов и подарков? В нашем случае решение этого вопроса берут на себя УГПС и МРО ВДПО ЗАО г. Москвы, но и на местах, в принципе, вопрос-то решаемый.

      Отдельно необходимо остановиться на проблеме работы по противопожарной безопасности на уроках ОБЖ. Нами разработана общешкольная система подготовки и проведения объектовых тренировок по действиям при пожаре. В целях подготовки младших школьников к участию в учебной эвакуации мы проводим предварительные беседы с отработкой некоторых практических навыков: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, порядок эвакуации учащихся в окна первого этажа. На таких занятиях школьники знакомятся с работой огнетушителя, с оснащением пожарного крана. (Приложение №1)

      Целесообразно обращение к такой форме проведения занятий, когда девушки старших классов из числа наиболее подготовленных и ответственных проводят фрагмент урока с младшими школьниками, например, краткая беседа по первой медицинской помощи с показом 1—2 повязок. Также вызывает интерес у младших школьников и имеет большое воспитательное значение участие юношей старших классов в проведении учебной эвакуации, когда малышей принимают из окон первого этажа на руки ребята из школьной дружины юных пожарных, прошедшие подготовку на базе 28 СПЧ УГПС МЧС ЗАО г. Москвы.

      Все эти виды и формы работы по противопожарному воспитанию способствуют достижению следующих целей: учащиеся получают основы знаний по пожарной безопасности, вырабатывают понятие «безопасного поведения», учатся видеть источники пожарной опасности. 

1.3. Принцип наглядности в обучении

      Теоретическое обоснование наглядности как принципа дидактики было сформулировано еще Я.А. Коменским. Он выдвинул «золотое правило» — все, что можно предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требования, что бы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, сыграло положительную роль в развитии процесса обучения. Заметное развитие этого принципа мы находим в трудах Г. Песталоцци, который считал, что органы чувств дают беспорядочные сведения об окружающем мире и именно обучение должно систематизировать наши наблюдения, разграничить предметы, а однородные и близкие среди них соединить в целях формирования у учащихся четких научных понятий.

      Великий русский педагог К.Д.  Ушинский считал, что наглядность  отвечает психологическим особенностям  детей, мыслящих формами, звуками,  красками, ощущениями. Наглядное обучение  — это конкретные образы, непосредственно воспринимаемые ребенком.7 Так, в преподавании родного языка наглядность является лучшим средством развития речи, так как строится не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Наглядность делает обучение более доступным, более конкретным, развивает наблюдательность и мышление. В результате наблюдений у учащихся формируются соответствующие временные связи, или, выражаясь психологическим языком, формируются новые представления. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления. Однако характер и степень использования этого принципа различны на разных ступенях обучения. Излишнее увлечение наглядностью может привести к нежелательным результатам. Если в младших классах наглядность является исходным моментом в обучении, то в старших пре подаватель должен постепенно использовать индуктивный метод пополнения знаний, от наблюдения частных факторов, от экспериментальных данных переходить к установлению общих положений, принципов и законов. Однако многое зависит от содержания науки. Так в преподавании курса ОБЖ принцип наглядности является одним из важнейших условий успешности обучения. Здесь наглядность реализуется, по крайней мере, дважды: как иллюстрация состояния предмета и как современное его состояние.

       Принцип наглядности исходит из того факта, что успешным оказывается восприятие, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Принцип наглядности доносит идею быстрее, понятнее и ярче, чем любой другой способ познания. То, что человек воспринимает зрительно, он воспринимает более полно, чем то, что он воспринимает на слух. Наглядность повышает интерес обучаемых к знаниям и делает процесс усвоения более доступным и понятным.

       Для лиц выраженной визуальности восприятия важно развивать пространственное восприятие, которое характерно для военнослужащих любых специальностей. Их вероятные особенности:

• мыслить  в картинках;

• создавать зрительные образы;

• чувствовать  форму и объем;

• любить искусство: графику, живопись; легко  читать карты, таблицы, диаграммы; запоминать с помощью картинок;

Информация о работе Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО