Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является разработка рекомендаций для в начальных классах КРО по изучению правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ.

Задачи исследования:
Проанализировать учебную, справочную, методическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать статистику пожарных ситуаций с участием детей.

3. Дать характеристику детей классов КРО.

4. Провести занятия с детьми с использованием наглядного материала.

5. Провести педагогический, эксперимент.

5. Экспериментально проверить результаты работы.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО

1.1 Исторический анализ изучения вопросов пожарной безопасности в России 1.2. Особенности пожарно-профилактической работы в начальной школе

1.3. Принцип наглядности в обучении

1.4. Общая психологическая характеристика младших школьников с особенностями в развитии

1.5 Особенности проведения уроков с детьми в начальных классах

1.6. Уроки ОБЖ в начальных классах КРО (Как научить школьника пожарной безопасности)

1.7. Выводы по I главе

Глава 2. Экспериментальное подтверждение теоретических аспектов изучения проблемы

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

2.4. Выводы по II главе

Заключение Список использованной литературы

Словарь

Словарь технических терминов

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Работа содержит 1 файл

Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     Педагогу  необходимо всячески поддерживать имеющееся  у ребенка на первых порах положительное  отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов  в учебной деятельности и критиковать  за не вполне адекватное поведение. Иногда надо побуждать ребенка к выполнению предложенных заданий на основе игровой мотивации деятельности. 

     1. 5. Особенности проведения занятия с детьми в классах КРО

     Каждый  педагог, начиная реализовывать  свою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать, или представить материал, чтобы дети заинтересовались ей, чтоб продолжили свое образование по этой программе именно у данного педагога. Успех может принести удачно проведенное занятие.

     Следует начать с введения. Само понятие "введение" означает:

     -Включить  во что-нибудь, сделать действующим. 

     -Помочь  освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо. 9

     Определение понятия "введение в образовательную  программу" можно использовать из справочника по педагогическим инновациям. Введение в образовательную программу - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время "погружения" обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

     Психологические особенности вводного занятия:

     - преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от  незнания (педагога, группы, формы общения).

     - определение ориентации на данную  группу обучающихся, на их интересы;

     - предъявление норм взаимоотношений  между обучающимися в группе, стиля общения;

     - создание атмосферы быстрого  знакомства. Организационные особенности.

     - быстрое включение детей в  деятельность;

     - использование процедур быстрого  знакомства (игры, визитки, анкеты).

     Варианты  проведения вводного занятия:

     Первый  вариант. Коррекция ожиданий.

     Ход занятия: Участникам предлагается коротко  сформулировать свои ожидания от занятия  на карточках одного цвета, а свои ожидания от всего курса на карточках  другого цвета (например: цвета - желтый, красный). В основной части занятия дети последовательно включаются в наиболее типичные для данного курса виды деятельности (в форме игры-путешествия, соревнования групп и т.д.). В заключительной части занятия участникам предлагается:

     а) в ходе обсуждения высказать свое отношение к ожиданиям от занятия на карточках желтого цвета, сбылись или не сбылись их ожидания;

     б) на карточках красного цвета, - каковы теперь их ожидания, что они ждут от всего курса.

     Второй  вариант. Эмоциональное заражение.

     Ход занятия: На занятии моделируется типичная для данного курса проблемно-поисковая  ситуация, по мере разворачивания которой  педагог постепенно вводит все более эмоционально-окрашенные процедуры.

     В кульминационный момент занятия  проблемно-поисковая ситуация разрешается, в заключительной части педагог организует комплекс процедур, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций, формирование радостных ожиданий от следующего занятия.

     Третий  вариант Закладка информационных оснований.

     Ход занятия: Во вводной части педагог  в доверительной беседе выясняет у обучающихся начальный уровень знаний о предмете курса, характер уровня мотивации. Представляется сам и формирует первое представление о группе. В основной части в ходе размеренного диалога с закрепляющими игровыми, игро - технических и иных дидактических упражнений, приемов, развертывает перед обучающимися перспективу их занятий в коллективе, снабжая необходимой организационной и иной информацией. В заключительной части педагог отвечает на вопросы детей (возможно, стимулируя их появление при помощи специальных приемов).

     Карточки  с началом вопросов. Обучающиеся  разбиваются на группы ...   

     Педагог еще раз акцентирует внимание на главном и конкретных указаниях по подготовке к следующему занятию.

     Четвертый вариант. Образец.

     Ход занятия: В начале занятия педагог  проводит короткую эмоциональную настройку обучающихся, побуждая их ответить на вопрос, готовы ли они отдать все силы на выполнение, освоение программы. В основной части проводится интенсивный комплекс упражнений, требующих от обучающихся значительных физических, эмоциональных затрат. В заключительной части проводится беседа, в ходе которой обучающиеся отвечают на вопросы типа: Что было самым трудным? Как вы это преодолевали? Готовы ли вы к новым трудностям? Каких результатов хотите добиться? Дается установка на следующее занятие.

     Возможны  и другие варианты проведения вводного занятия и педагогически обоснованные комбинации элементов, изложенных выше.

     Некоторые приемы оптимизации занятия:

     В опыте работы педагогов, в научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игро - технических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.

     Назовем лишь некоторые:

     1. При рассказе о коллективе  можно предложить детям сделать творческое выступление, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

     2. Чтобы сделать очевидной логику  занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы и т.п.

     3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

     4. Для удовлетворения детей в  двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например: прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

     5. Для облегчения освоения детьми  субъективной позиции могут использоваться  ролевые и организационно - деятельностные игры или их элементы.

     6. При организации занятий с  детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовёнок, зайчики, мишка.

     Основания выбора методики вводного занятия:

     Важнейшим основанием вводного занятия является их прогнозируемая эффективность, которая в свою очередь определяется:

     -возрастно-психологическими, половыми, национальными и др. характеристиками детей,

     - степенью готовности детей к  освоению программы;

     -степенью  владения педагогом профессиональными  методами и приемами;

     - соответствием содержания занятия, избираемым для его выражения способам и приемам.

     О чем необходимо помнить при проведении занятия

     Ошибки  несоответствия:

     - Несоответствие деятельности первого  занятия основной деятельности  курса программы.

     - Несоответствие формы первого  занятия наиболее применяемым формам последующих.

     - Несоответствие формы, метода  и содержания, выбранных для первого  занятия, возрастным, психологическим  особенностям детей. Ошибки необеспеченности.

     - У педагога недостаточно развиты  навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.

     - Отсутствуют необходимые технические,  материальные, финансовые, информационные  ресурсы избранной формы.

     - Недостаток, неверный расчет времени.

     - Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.

     Методические  ошибки проведения занятия:

     - Концентрация внимания на аспектах, интересных, скорее, для педагога, чем для детей.

     - Размытое или искаженное предъявление  норм поведения и деятельности.

     - Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

     - Незавершенность, отсутствие видимого  детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

     Для вводного занятия могут быть типичны  также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.

     Приведем  наиболее удачные моменты данных занятий, которые можно использовать педагогам дополнительного образования:

     1. Использование игровой формы  "путешествия", "экспедиции", "походы" помогает заинтересовать детей процессом познания нового, неизвестного, а в дальнейшем при использовании разнообразных игровых форм и методов позволяет развить интерес к познавательной деятельности в данном коллективе по определенному направлению.

     2. Выстраивая этап целеполагания на занятии, можно использовать прием "проблемного задания", где дети испытывают интеллектуальное затруднение, с которым не могут справиться, путь решения данной ситуации предлагает педагог, приглашая отправиться вместе с ней в экспедицию. На этапе целееполагания обозначается круг вопросов, на которые обучающиеся должны ответить в ходе занятия (куда? зачем? что нового? что будет в конце?), тем самым связав в логическую цепочку начало и конец занятия, представив целостность занятия.

     3. Предложив ребятам заполнить  маршрутные листы, педагог помогает  обучающимся систематизировать  информацию, полученную на первом  занятии, увидеть целостность занятия. Благодаря маршрутным листам педагог сможет провести занятие согласно намеченному заранее алгоритму, тем самым обеспечить выстроенность занятия.10 

     1.6. Уроки ОБЖ в начальных классах КРО.

     ( Как научить школьника  пожарной безопасности) 

     Надежное  поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформулировать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не  играй с огнем ».

     Беседы об огне должны проводится с применением красочных противопожарных плакатов, тематических буклетов, слайдов, диафильмов, фильмов.

     На  огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось у нас от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом.

     Огонь стал могучим помощником человека в  борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода; огню поклонялись как божеству; о нем рассказывали легенды. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становился бешеным врагом, уничтожавшим порой целые города. Чтобы окончательно подчинить себе огонь, нужно было узнать его секреты.

     После того как школьники ознакомили с тем, какую пользу приносит огонь и какой он причиняет вред, приступают к непосредственному изучению правил пожарной безопасности. Формы проведения этой работы самые различные. Это может быть беседа с показом фотоматериалов и слайдов, снятых после пожара по вине школьников, комментированный документальный или игровой фильм. Эффективны в проведении работы по изучению и закреплению знаний пожарной безопасности тематические обучающие игры.

     Основной  задачей в работе с младшими школьниками  является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае возникновения пожара. Дети младшего школьного возраста чаще всего сами становятся причиной пожара, получают тяжелые ожоги и травмы из-за того, что вовремя не получили знаний об опасности игры с огнем. Формы работы могут быть самые разнообразные: беседы, тематические обучающие игры, тематические классные часы, противопожарные конкурсы, кукольные и драматические спектакли, экскурсии в пожарные части и пожарно-технические центры. Организатору нужно постараться, чтобы школьники включились в проведение мероприятий, рассказывали о пожарах, которые они видели или произошли по их вине, давали оценку поступкам, делали выводы.

Информация о работе Изучение правил пожарной безопасности на уроках ОБЖ в начальных классах КРО