Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Земельное право".
1. Правовая характеристика вещных прав на землю.
Вещное право — субъективное гражданское право, объектом которого является вещь. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определённым действиям, содействию других обязанных лиц. Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению в пределах, установленных законом. Вещные права можно разделить на 2 группы: на право собственности и на ограниченные вещные права.
Кроме того, под вещным правом понимают также совокупность норм, регулирующих субъективное право собственности и иные субъективные вещные права. В российском праве большинство таких норм сосредоточены в Разделе II Гражданского кодекса РФ. Вещное право - подотрасль гражданского права.
Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.
Право собственности в субъективном смысле состоит из следующих правомочий собственника:
Право владения — возможность осуществления фактического господства над вещью.
Право пользования — это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы.
Право распоряжения — возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи.
Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Граждане имеют право
свободно, без каких-либо разрешений
находиться на не закрытых для общего
доступа земельных участках, находящихся
в государственной или
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Земельные участки могут
предоставляться их собственниками
другим лицам на условиях и в порядке,
которые предусмотрены
Лицо, не являющееся собственником
земельного участка, осуществляет принадлежащие
ему права владения и пользования
участком на условиях и в пределах,
установленных законом или
Кроме права собственности, обладатель которого имеет неограниченные возможности в управлении вещью (за исключением случаев, когда правомочия собственника ограничены законом), существуют иные вещные права, которые можно назвать ограниченными. Они предоставляют ограниченный комплекс прав в отношении имущества. Чаще всего это выражается в невозможности определять юридическую судьбу вещи (распоряжаться ею).
Общие признаки:
1. это право на чужое имущество;
2. это право следования,
то есть смена собственника
не влечет для носителя
3. носитель — только титульный владелец;
4. предоставляется та же защита, что и праву собственности.
Право пожизненного наследуемого владения
В наст.момент на таком праве зу не предоставляются. До вступления в силу ЗК зу на таком праве предоставлялись только гражданам. Данный титул предусматривает использование и владение зу бессрочно и пожизненно, с правом передачи зу по наследству. Те граждане, кот.в наст.момент обладают зу на таком праве могут сохранить этот титул или переоформить его в собственность.
Право постоянного (бессрочного) пользования
владения + пользования. Предоставляется госуд.и муницип учреждениям, органам госуд.власти и органам МС (юр л кроме казенных обязаны переоформить в аренду либо выкупить). Гражданам не предоставляется с 2001 г (принят ЗК), но полученное ранее право сохраняется.
Аренда – это сделка, при кот арендодатель обязуется предоставить в фактическое пользование арендатору ЗУ, а арендатор обязуется принять этот ЗУ в пользование по целевому назначению и выплачивать арендную плату, предусмотренную договором
Аренда возмездна, т.е выплачивается арендн плата
Аренда срочна, т.е определен ее срок Аренда возвратна,т.е ЗУ по истечении срока возвращается собст-ку. Обязательно сост-ся договор.
Ар=влад+польз+частично распоряж (субаренда)
Безвозм сроч пользование= влад+польз ЗУ в теч опр.срока бесплатно.
ЗУ госуд. и муницип соб-ти предоставляются госуд. и муницип учреждениям, казенным предприятиям, органам гос.власти и органам МС сроком до 1 года.ЗУ соб-ти юр.лиц и граждан могут предосталяться на основании договора любым лицам.Собств-ть предприятия м перед-ся работникам в виде служеб надела на срок работы
Сервитут – ограниченное право пользования чужим з.у. Установление сервитута является обременением для з.у.
Виды: - публичный – устанавливается законом или иным норм.-прав. актом любого уровня, если это необходимо для обеспечения интересов государства, МС, местного населения. Установление публ.серв. производится с учётом результатов публичных слушаний.
- частный – устанавливается на основании гражд. закон-ва (на основе договора или решения суда).
Могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через ЗУ; использ-я ЗУ в целях ремонта ком-х, инж, электрич и сетей, а также объектов трансп инфр-ры; размещения межевых и геодез знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды; прогона скота, сенокошения, выпаса ; использования ЗУ в целях охоты и рыболовства; врем пользования в целях проведения изыскательских, исслед и др работ; свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитуты могут быть срочными и бессрочными (постоянные).
Собств-к ЗУ, обремен- частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.
В случаях, если установление
публичного сервитута приводит к
невозможности использования
Сервитуты подлежат ГР в соответствии с ФЗ "О ГРП на недв им-во и сделок с ним".
Порядок установления и снятия сервитута регулируется ст.274-277 Гражд.К
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
2. Право собственности на землю.
Включает в себя 3 правомочия (ст.36 Конституции):
1. Владение – фактическое обладание предметом;
2. Пользование – извлечение из предмета полезных свойств и качеств;
3. Распоряжение – это
осуществление необратимых
Согласно ст. 9 Конституции в РФ сущ. формы собственность:
1. Государственная:
2. Муниципальная - это собственность органов местн. самоуправления.;
3. Частная собственность:
- индивидуальная – ЗУ находится в соб-ти 1 субъекта;
- общая – ЗУ находится в соб-ти у 2 и более субъектов.
Общая совм соб-ть – 1 док-т на право соб-ти на всех. Доли неизвестны.
Общая долевая соб-ть – размер доли каждого соб-ка в общем имущ-ве определен. При этом кажд собст-ку выдается правоустанавливающий документ, в кот указана его доля и прописаны остальные собственники.
3. Юридическая ответственность за земельные правонарушения
Виды:
1. Уголовная;
2. Административная;
3. Дисциплинарная;
4. Гражданско-правовая.
Административная - правовая ответственность за нарушение зем законодательства. На основании КоАП прим-ся в форме предупреждения; денежного штрафа; возмездного изъятия или конфискации орудия или объекта противоправных действий; лишение спец права, дисквалификации; приостановления деят-ти предприятий, отрицательно влияющих на состояние земель К адм. отв. м.б. привлечены как физ, так и юр лица.
Возникает в следствии:
- Бесхозяйственное
- Порча с/х и других земель.
- Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, приг для исп-я по назначению.
- Уничтожение межевых знаков.
Уголовная от-ть за нарушение зем зак-ва на основании УК РФ. К уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие противозаконные действия физ лиц, к-ые представляют собой обществ опасность.
Виды зем преступлений:
1) рег-ция заведомо незакон сделок с землей, искажение учетных данных ГЗК, умышленное занижение размеров платежей за землю;
2) отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хоз деятельности;
3) нарушение режима
К уг отв-ти могут привлекаться только физ.лица, граждане и должностное лицо.
Санкции: штраф до 500 МРОТ, лишение права занимать определённую должность, ограничение свободы или лишение свободы. Налагаются только уголовными судами.
Дисциплинарная от-ть налагается на основании ТК и локальных актов на предприятии. Виды наказаний: предупреждение, выговор, увольнение, лишение премии. Дисципл.ответственность м.б.:
- общая (ответс-сть работника, совершившго противоправное действие в раб.время) ;
- специальная (отв-сть должностного лица, наделённого правами и обязанностями).
Гражданско-правовая от-ть - особый вид отв-ти, связс необходимостью возмещения матер вреда, как следствия правонарушения.
Наступает в рез-те причинения ущерба совершением противоправ-действий в области землепольз-я или в рез-те неисполнения в срок условий договора. Ущерб включает в себя: прямые убытки, косвенные (включая упущенную выгоду), моральный ущерб.
На основании решения суда привлекают к ответственности.
1) суд общей юрисдикцией,
если истец и ответчик
2) Арбитражным судом, если,
хотя бы 1 сторона – юр.л. или
предприниматель без
4. Государственный земельный контроль.
Виды: государств.; муницип.; обществ.; производств.
Государств.к. осуществл. спец. уполномоч. органами. Напр.: Фед. Агент. кадастра об.недв., Федер. Служба по надзору в сфере природопольз., Фед. Служба по ветеринар и фитосанитран надзору
Земельный контроль осущ в соответ. С Положением о госуд. зем. контроле. Гос контроль осущ. В виде проверок.
Виды проверок: плановые (осущ в соот с установ планом органов контроля, не чаще 1раз/2года); внеплан. (2 случая: 1) проверка исполнения предписан об устранен правонаруш.; 2) поступ. достовер. инф-я о правонаруш. (анонимные сообщения не рассм., т.е. д.б. подпись) Гос. к. осущ. инспекторами.
Задачи гос. контроля: профилактика правонаруш.; предотвращ. правонар.; устранение правнар.; привлечение к ответств. правонарушителя.
Муницип.к. осущ. ОМС (чаще муницип. службы) Данные муницип. службы не имеют права привлекать к ответ-ти, только могут составить акт проверки, который далее передают в гос. органы. Муницип. к. носит информативный характер, т.е. сбор и передача инф-ии в гос. органы.
Обществ.к. осущ. обществ. некоммерческ. экологич. орг-циями, в уставе которых предусм. д. вид деятельности (напр. Гринпис, в РФ-«Кедр», «Партия зеленых»), а такж граждане и их объединения. Обществ. к. носит информационный харак-р.