Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Возникновение и короткая история с-х опытного дела.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований, современное состояние опытного дела, организация и сеть опытных учреждений в Украине.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 и 2.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Лекция № 1 по ОНИ

 

Введение.

  1. Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР.
  2. Задачи курса “ОНИ в растениеводстве”. Содержание, объем и порядок изучения дисциплины.
  3. Возникновение и короткая история с-х опытного дела.
  4. Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований, современное состояние опытного дела, организация и сеть опытных учреждений в Украине.

Рекомендуемая литература:

  1. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. – М.: Агропромиздат, 1985.-352с.
  2. Мойсейченко В.Ф.,Єщенко В.О. Основи наукових досліджень в агрономії: Підручник. – К.:Вища шк.,1994.-334с.
  3. Єщенко В.О., Копитко П.Г, Опришко В.П., Костогриз П.В. Основи наукових досліджень в агрономії: Підручник / За ред. В.О. Єщенко. – К.: Дія, 2005. – 288 с.
  4. Дранищев Н.И., Малыхин И.И., Барановский А.В. и др. Учебно- методическое пособие по курсу “Основы научных исследований“. - Луганск: ЛНАУ, 2004. – 57с.
  5. Загальне землеробство: Підручник/ За ред. В.О. Єщенка. – К.: Вища освіта, 2004. – 336 с. 

 

1. Роль опытного  дела в развитии с.-х. производства

  1. Студент не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который надо зажечь!
  2. В эпоху НТР каждый должен участвовать  в совершенствовании технологии, т.е. до некоторой степени быть научным работником.
  3. НИР вырабатывает у человека:

- пытливость;

- наблюдательность (исследователь видит то, чего не видят другие (яблоко Ньютона, Закон Архимеда); поразительные семейства животных, растений. Эйнштейн:…Все люди видят вещи какими  они есть – стена белая, а находятся чудаки, которые начинают в этом сомневаться и иногда делают научные открытия);

- трудолюбие, которое должно быть до самопожертвования (не         брезговать любой научно-исследовательской работой). Гений – это сгусток труда, терпения, энергии (Мичурин – в плодоводстве; Циолковский – в технике; Толстой – в литературе; Бах, Моцарт, Бетховен (был глухим а какие симфонии создал)– в музыке ...); Мария Склодовская-Кюри – в ядерной физике (дважды лауреат Нобелевской премии). Л.Н.Толстой свой 4-х томный роман «Война и мир» переписывал 20 раз.

- тщательность и аккуратность в работе (работа выполняется тщательно и  строго фиксируется; записи позволяют обозреть и проанализировать отдельные факты и выявить зависимости);

- добросовестность, исключающую обман;

- коллективизм, только коллективно делают глобальные открытия (ядерная физика и др.);

- критическое мышление (неприятие догм, все подвергать сомнению);

- объективность (главнейший критерий  для исследования- только

полученный в ходе эксперимента факт);

- способность анализировать и обобщать факты, делать логические сравнительные выводы (Менделеев – периодическая система элем.; Френсис Крик и Джон Уотсон- структура строения ДНК и РНК);

- личную ответственность и контроль (опыт нельзя передавать

другим, зачастую неквалифицированным и непосвященным в 

программу и методику проведения конкретных исследований).

4. Опытная работа в  агрономии позволяет привить  любовь к этой самой  

сложной, трудной и важной отрасли агропромышленного комплекса.

5. Это является конкретной  формой оказания помощи с-х  производству.

6. Многие открытия  сделаны в детском возрасте, так как у детей еще нет

консерватизма и догматизма при изучении явлений, объектов, фактов.

Основные звенья и направленность НИР в агрномии

  1. Самая тесная увязка работ исследователя с запросами с.-х. производства – важнейшая основа с.-х. опытного дела.
  2. Тщательное знакомство исследователя с почвенно-климатическими и ботаническими зонами страны, их подзонами и микрозонами, т.к. без учета конкретных естественно-исторических условий не может быть правильной методики, агротехники, селекции и т.д.
  3. Правильный подбор растений (культур, сортов и гибридов) для исследований (наиболее урожайных и типичных для данной зоны выращивания, имеющих одинаковый репродукционный состав семян, выращенных на высоком агрофоне в данных условиях).
  4. Изучение гидротермического и воздушного режимов среды, без которых невозможна правильная оценка опытных данных.
  5. Экономическая оценка как отдельных комплексных вариантов (севооборотов и т.д.), так и отдельных агроприёмов возделывания.
  6. Комплексная постановка опытов, т.е. проведение их в тесном сотрудничестве специалистов разных направлений: почвоведов, агрохимиков, агротехников, селекционеров, мелиораторов, физиологов, энтомологов, фитопатологов и др.
  7. В орошаемом земледелии изучение норм, способов, сроков полива в соответствии с типом почвы, характером года, видами культур.

Значение опытного дела

  1. Опытное дело дает обоснование эффективности новых приемов агротехники, удобрений, сортов и т.д., открывая тем самым пути повышения продуктивности земледелия.
  2. На основе его результатов в широкую практику внедряются все новые и новые агроприемы повышения урожайности с-х культур.
  3. Любой агротехнический прием, прежде чем его внедрить в широкую практику, должен быть тщательно изучен и проверен на опытных участках, в условиях полевого опыта.
  4. Недостаточное изучение отдельных агроприемов в конкретных почвенно-климатических условиях различных природных зон страны и преждевременное внедрение в практику может нанести огромный ущерб сельскому хозяйству. Пример: повсеместное внедрение травопольной системы земледелия, основанное на чисто теоретических рассуждениях академика В.Р.Вильямса и переоценки роли структуры почвы и недооценки роли минеральных удобрений…

Задача специалистов - быстрейшее внедрение в с.-х. производство достижений науки и передового опыта, как основного пути интенсификации агропромышленного комплекса страны и роста продуктивности земледелия.

Роль специалиста возрастает, если пропаганду достижений науки и передового опыта будет строить показом. Для этого в каждом хозяйстве  специалисты должны проводить экспериментальную работу, организовывать демонстрационно-показательные полигоны возделываемых культур, сортов...

Проведение опытов- важнейший раздел работы специалистов хозяйства.

В настоящее время имеется большой разрыв в НИР и внедрении ее результатов в производство. Накопилось много завершенных научных работ, позволяющих повысить уровень с-х производства, но они не внедрены.

Уметь вести сельское хозяйство в настоящее время - это прежде всего изучать и настойчиво внедрять в производство достижения аграрной науки и передового опыта, вести научную работу непосредственно на производстве.

Сейчас, как никогда производству нужны агрономы-экспериментаторы, хорошо владеющие достижениями науки и методики полевого эксперимента.

Согласно отраслевого стандарта  высшего образования Украины (Киев, 2005) по „Освітньо-професійній програмі підготовки бакалавра за напрямом підготовки 1301 „Агрономія”, Вы после окончания IV курса обучения получаете квалификацию 3212 «Технолог агрономии», а после окончания VI курса согласно «Освітньо-професійній програмі підготовки магістра» за специальністю 8.130102 «Агрономия» напряму підготовки 1301 «Агрономія» получаете квалификацию 2213.1 «Агроном-исследователь».

Однако, раньше широкого внедрения  не было, каждый разработанный агротехнический приём должен был пройти проверку в производстве, т.е. в производственных опытах, а затем рекомендоваться для всего региона.

Выполняя дипломную работу, студент в той или иной мере ведет НИР, проводит запланированные опыты, получает результаты, делает выводы …

Поэтому, ему необходимо хорошо знать не только методику опытного дела, но и основы математического обоснования достоверности результатов.

Без метода нет исследований, нет опытов, не может быть надежных, обоснованных и применимых выводов и рекомендаций.

Ч.Дарвин говорил, что в науке не столько опасна неправильная теория, сколько неправильно полученный факт, из которого возникает неправильная теория, а из нее - неверные выводы, приёмы, способы, элементы технологии и в целом рекомендации для животноводства и земледелия.

Правильная методика позволяет  провести эффективно исследования, избежать влияния ошибок, получить достоверные  данные.

       В последние годы резко возросло значение научно-исследовательской работы и произошло резкое ускорение НТП. Человек покорил энергию атома, проник в космос, освоил генную инженерию; произошла всеобщая компьютеризация человечества. К примеру взять компьютерную империю американского миллиардера Била Гейтса (род. в 1955 г.), которая образовалась (1975 г.) из 6 человек и развивалась в течение последних 30 - 34 лет, превратившись в крупнейшую (более 32 тыс. человек) корпорацию «Майкрософт», а личное состояние Б. Гейтса превысило 85 млрд. $.

Агрономия (греческое слово agros (поле), nomos (закон), т.е. «наука о законах полеводства») - это комплексная наука, которая занимается разработкой теоретических основ и агроприемов дальнейшего повышения продуктивности культурных растений и улучшения качества урожая.


Для этого необходимо постоянное расширение научных знаний, нахождение способов направленного изменения растений, выведение новых форм, сортов и гибридов с.-х. культур, наиболее адаптированных к конкретным условиям среды, и изменение условий жизни растений в соответствии с их потребностями. Этого можно достичь кропотливой НИР, изучением биологии культурных растений и приемов возделывания, поиском новых возможностей повышения продуктивности земледелия.

Научная агрономия развивалась под влиянием развития человеческого общества, и ростом запросов материального производства. Рост потребности в продуктах питания и уменьшении свободных для освоения земель потребовало совершенствования знаний по возделыванию с.-х. культур, т.е. переход от экстенсивного с.-х. производства (за счет расширения площади выращивания) к интенсивному (за счет повышения урожайности культур), для полного удовлетворения потребностей все возрастающего населения планеты в пищевых ресурсах. В этих условиях возникла необходимость более детального изучения растений и их отношения к условиям природной среды, нужны были научный метод изучения вопросов, интересующих земледельца, и люди, владеющие этим методом. Т.е. создались объективные условия зарождения научной агрономии и формирование ее в самостоятельную науку. Сначала агрономические эксперименты (опыты) закладывались на небольших полевых участках - опытных полях, потом возникли опытные станции, НИИ и др. научные с.-х. учреждения.

2. Задачи курса ОНИ в растениеводстве

  Дисциплина «ОНИ» раньше в нашем университете читалась как курс «Методика полевого опыта», т.е. это совокупность слагающих ее элементов: число вариантов, площадь делянок, их форма, направление, повторность, система размещения вариантов, повторений, делянок на территории, метод учета урожая, организация опыта во времени, а также метод статистического анализа опытных данных (методика закладки, проведения опыта, сопутствующих наблюдений, учетов, анализов, формулировка выводов, закономерностей и математическое обоснование достоверности результатов).

        Запланировано провести 7 лекций и 7 практических занятий по курсу. Курс лекций будет состоять из 3 разделов:

  1. Основы научных исследований.
  2. Методика наблюдений и учетов.
  3. Основы статистического анализа результатов исследований.

 

3. Опытное дело в агрономии зародилось от народного с.-х. опыта тех времен, когда первобытный человек перешел от кочевого образа жизни к оседлому, начал выращивать растения (не менее 10 тысяч лет назад). Народный опыт в земледелии продолжительное время был единственным источником аграрных знаний на Земле и передавался из поколения в поколение, совершенствуясь, постепенно перерастал в опытное дело.

Научная агрономия имеет  основной объект – культурное растение, а главный научный метод - полевой опыт.

С началом развития земледелия появился народный опыт (в приметах, пословицах, поговорках): - что посеешь – то и пожнешь;

 - сей хоть в золу, но в пору;

 - июнь – хоть сей, хоть плюнь;

- май холодный - год хлебородный;

- сей овес в грязь, будешь князь;

- апрель с водой, май с травой;

- март сухой да мокрый май – будет каша и каравай;

- сильный мороз,вёдро января- сухо,жарко  в апреле;

- хлеб по хлебу сеять –  ни молотить, ни веять…

В настоящее время  выделяют 4 самостоятельных  очага  сложения земледельческих культур:

    • I центр – Переднеазиатский (VII-VI тыс. лет до н.э., возделывали ячмень и пшеницу-однозернянку – в Египте и Юго-Восточной Европе;
    • II центр – Юго-Восточный (долины горного и Восточного Китая, особенно бассейн р.Хуанхе) – IV-III тыс. лет до н.э. оседлоземледельческая культура возделывали китайское просо (чумиза), рис, пшеницу, гаолян;
    • III центр – Мексиканский (V-IV-III тыс. лет до н.э.), где культивировали бобы, перец, агаву, а к III тыс. лет до н.э. и маис;
    • IV центр – Перуанский (III-II тыс. лет до н.э.), возделывали тыкву, перец, хлопок, бобы и клубни ачиры, а с II тыс. лет до н.э. появление культурного маиса.

Информация о работе Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР