Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:36, реферат
Возникновение и короткая история с-х опытного дела.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований, современное состояние опытного дела, организация и сеть опытных учреждений в Украине.
Лекция № 1 по ОНИ
Введение.
Рекомендуемая литература:
1. Роль опытного
дела в развитии с.-х.
- пытливость;
- наблюдательность (исследователь видит то, чего не видят другие (яблоко Ньютона, Закон Архимеда); поразительные семейства животных, растений. Эйнштейн:…Все люди видят вещи какими они есть – стена белая, а находятся чудаки, которые начинают в этом сомневаться и иногда делают научные открытия);
- трудолюбие, которое должно быть до самопожертвования (не брезговать любой научно-исследовательской работой). Гений – это сгусток труда, терпения, энергии (Мичурин – в плодоводстве; Циолковский – в технике; Толстой – в литературе; Бах, Моцарт, Бетховен (был глухим а какие симфонии создал)– в музыке ...); Мария Склодовская-Кюри – в ядерной физике (дважды лауреат Нобелевской премии). Л.Н.Толстой свой 4-х томный роман «Война и мир» переписывал 20 раз.
- тщательность и аккуратность в работе (работа выполняется тщательно и строго фиксируется; записи позволяют обозреть и проанализировать отдельные факты и выявить зависимости);
- добросовестность, исключающую обман;
- коллективизм, только коллективно делают глобальные открытия (ядерная физика и др.);
- критическое мышление (неприятие догм, все подвергать сомнению);
- объективность (главнейший критерий для исследования- только
полученный в ходе эксперимента факт);
- способность анализировать и обобщать факты, делать логические сравнительные выводы (Менделеев – периодическая система элем.; Френсис Крик и Джон Уотсон- структура строения ДНК и РНК);
- личную ответственность и контроль (опыт нельзя передавать
другим, зачастую неквалифицированным и непосвященным в
программу и методику проведения конкретных исследований).
4. Опытная работа в агрономии позволяет привить любовь к этой самой
сложной, трудной и важной отрасли агропромышленного комплекса.
5. Это является конкретной формой оказания помощи с-х производству.
6. Многие открытия сделаны в детском возрасте, так как у детей еще нет
консерватизма и догматизма при изучении явлений, объектов, фактов.
Основные звенья и направленность НИР в агрномии
Значение опытного дела
Задача специалистов - быстрейшее внедрение в с.-х. производство достижений науки и передового опыта, как основного пути интенсификации агропромышленного комплекса страны и роста продуктивности земледелия.
Роль специалиста возрастает, если пропаганду достижений науки и передового опыта будет строить показом. Для этого в каждом хозяйстве специалисты должны проводить экспериментальную работу, организовывать демонстрационно-показательные полигоны возделываемых культур, сортов...
Проведение опытов- важнейший раздел работы специалистов хозяйства.
В настоящее время имеется большой разрыв в НИР и внедрении ее результатов в производство. Накопилось много завершенных научных работ, позволяющих повысить уровень с-х производства, но они не внедрены.
Уметь вести сельское хозяйство в настоящее время - это прежде всего изучать и настойчиво внедрять в производство достижения аграрной науки и передового опыта, вести научную работу непосредственно на производстве.
Сейчас, как никогда производству нужны агрономы-экспериментаторы, хорошо владеющие достижениями науки и методики полевого эксперимента.
Согласно отраслевого
Однако, раньше широкого внедрения не было, каждый разработанный агротехнический приём должен был пройти проверку в производстве, т.е. в производственных опытах, а затем рекомендоваться для всего региона.
Выполняя дипломную работу, студент в той или иной мере ведет НИР, проводит запланированные опыты, получает результаты, делает выводы …
Поэтому, ему необходимо хорошо знать не только методику опытного дела, но и основы математического обоснования достоверности результатов.
Без метода нет исследований, нет опытов, не может быть надежных, обоснованных и применимых выводов и рекомендаций.
Ч.Дарвин говорил, что в науке не столько опасна неправильная теория, сколько неправильно полученный факт, из которого возникает неправильная теория, а из нее - неверные выводы, приёмы, способы, элементы технологии и в целом рекомендации для животноводства и земледелия.
Правильная методика позволяет провести эффективно исследования, избежать влияния ошибок, получить достоверные данные.
В последние годы резко возросло значение научно-исследовательской работы и произошло резкое ускорение НТП. Человек покорил энергию атома, проник в космос, освоил генную инженерию; произошла всеобщая компьютеризация человечества. К примеру взять компьютерную империю американского миллиардера Била Гейтса (род. в 1955 г.), которая образовалась (1975 г.) из 6 человек и развивалась в течение последних 30 - 34 лет, превратившись в крупнейшую (более 32 тыс. человек) корпорацию «Майкрософт», а личное состояние Б. Гейтса превысило 85 млрд. $.
Агрономия (греческое слово agros (поле), nomos (закон), т.е. «наука о законах полеводства») - это комплексная наука, которая занимается разработкой теоретических основ и агроприемов дальнейшего повышения продуктивности культурных растений и улучшения качества урожая. |
Для этого необходимо постоянное расширение научных знаний, нахождение способов направленного изменения растений, выведение новых форм, сортов и гибридов с.-х. культур, наиболее адаптированных к конкретным условиям среды, и изменение условий жизни растений в соответствии с их потребностями. Этого можно достичь кропотливой НИР, изучением биологии культурных растений и приемов возделывания, поиском новых возможностей повышения продуктивности земледелия.
Научная агрономия развивалась под влиянием развития человеческого общества, и ростом запросов материального производства. Рост потребности в продуктах питания и уменьшении свободных для освоения земель потребовало совершенствования знаний по возделыванию с.-х. культур, т.е. переход от экстенсивного с.-х. производства (за счет расширения площади выращивания) к интенсивному (за счет повышения урожайности культур), для полного удовлетворения потребностей все возрастающего населения планеты в пищевых ресурсах. В этих условиях возникла необходимость более детального изучения растений и их отношения к условиям природной среды, нужны были научный метод изучения вопросов, интересующих земледельца, и люди, владеющие этим методом. Т.е. создались объективные условия зарождения научной агрономии и формирование ее в самостоятельную науку. Сначала агрономические эксперименты (опыты) закладывались на небольших полевых участках - опытных полях, потом возникли опытные станции, НИИ и др. научные с.-х. учреждения.
2. Задачи курса ОНИ в растениеводстве
Дисциплина «ОНИ» раньше в нашем университете читалась как курс «Методика полевого опыта», т.е. это совокупность слагающих ее элементов: число вариантов, площадь делянок, их форма, направление, повторность, система размещения вариантов, повторений, делянок на территории, метод учета урожая, организация опыта во времени, а также метод статистического анализа опытных данных (методика закладки, проведения опыта, сопутствующих наблюдений, учетов, анализов, формулировка выводов, закономерностей и математическое обоснование достоверности результатов).
Запланировано провести 7 лекций и 7 практических занятий по курсу. Курс лекций будет состоять из 3 разделов:
3. Опытное дело в агрономии зародилось от народного с.-х. опыта тех времен, когда первобытный человек перешел от кочевого образа жизни к оседлому, начал выращивать растения (не менее 10 тысяч лет назад). Народный опыт в земледелии продолжительное время был единственным источником аграрных знаний на Земле и передавался из поколения в поколение, совершенствуясь, постепенно перерастал в опытное дело.
Научная агрономия имеет основной объект – культурное растение, а главный научный метод - полевой опыт.
С началом развития земледелия появился народный опыт (в приметах, пословицах, поговорках): - что посеешь – то и пожнешь;
- сей хоть в золу, но в пору;
- июнь – хоть сей, хоть плюнь;
- май холодный - год хлебородный;
- сей овес в грязь, будешь князь;
- апрель с водой, май с травой;
- март сухой да мокрый май – будет каша и каравай;
- сильный мороз,вёдро января- сухо,жарко в апреле;
- хлеб по хлебу сеять – ни молотить, ни веять…
В настоящее время выделяют 4 самостоятельных очага сложения земледельческих культур: