Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике 9
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса 14
1.3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса 17
Глава 2 Средние предприятия 23
2.1 Структура средних предприятий 24
2.2 Роль и место среднего бизнеса в экономике 26
Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 111.25 Кб (Скачать)

ПЛАН

стр.

Введение 3

Глава 1 Малый бизнес – сущность и его роль в экономике 5

1.1 Понятие малого  бизнеса 7

1.2 Роль и функции  малого бизнеса  в рыночной экономике 9

1.3 Проблемы и перспективы  развития малого  бизнеса 14

    1.3.1 Система государственной  поддержки малого  бизнеса 17

Глава 2 Средние предприятия 23

2.1 Структура средних  предприятий 24

2.2 Роль и место  среднего бизнеса  в экономике 26

Глава 3 Малый и средний бизнес в условиях кризиса 28

Заключение 32

Список  использованной литературы 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Экономическая эффективность любого государства  определяется, прежде всего, объемом  валового продукта на душу населения; уровнем инфляции, безработицы; развитием  инновационных технологий; устойчивостью к возможным мировым экономическим кризисам. Методов и способов влияющих на достижение роста экономики и рациональное использование ресурсов страны множество. Одним из сегментов оказывающим существенное влияние на экономическое развитие в целом является малый бизнес. В мировой экономике малые предприятия являются базисом. Для стран Евросоюза, развитых азиатских стран и США доля валового внутреннего продукта (ВВП) страны, производимого на малых и средних предприятиях составляет от 40 до 70%, в России этот показатель на уровне 20-30%.

     Актуальность  выбранной темы объясняется важностью  малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. С каждым годом роль малого бизнеса усиливается. Он создает новые рабочие места, способствует внедрению инноваций, развитию отраслей, уменьшению кризисных «ударов», и положительной динамике роста экономических показателей.

     Сектор  малого бизнеса России остается одним  из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем - это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Мировой финансовый кризис ускорил развитие государственной поддержки малого бизнеса и изменил отношение к предпринимательству в России.

     При написании работы мной поставлена следующая цель - исследовать мелкий и средний бизнес в России, и попытаться найти пути решения проблем тормозящих его развитие. А так же проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в условиях мирового кризиса. Кроме того задачей исследования является определение сущности малого бизнеса, анализ роли и место мелкого и среднего бизнеса в экономике, выделение среднего бизнеса как отдельного сегмента сектора малого и среднего предпринимательства. А также определить ключевые потребности малого и среднего бизнеса, оценить востребованность и доступность различных форм поддержки, проанализировать тенденций развития.  
 
 

1 Малый бизнес – сущность и  его роль в экономике

     Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый  бизнес все больше признается как  созидательная сила экономики.

     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. В начале XIX в. собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Все более увеличивается разрыв между малым и крупным бизнесом.

     Наибольшее  развитие предпринимательства в России относится к годам правления Петра I. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьезным стимулом развития стала реформа 1861 года. Началось строительство железных дорог, реорганизовывалась тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник, несмотря на то, что влияние иностранного капитала и государства остается значительным1.

     В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

     В российской истории малого бизнеса  только в 90х годах прошлого века предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В этот период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. В 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны. В 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест2.

     Так на протяжении последних 15-20 лет многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней.

1.1 Понятие малого бизнеса

     Существует  немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес». Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности. Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

     Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином3.

     В ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

  • численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
  • размер уставного капитала предприятия;
  • финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
  • вид деятельности.

     Прежде  всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели  стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

     Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса. Главным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» во всем мире по-прежнему остается численность занятых на них сотрудников. Однако, по мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), этот подход не является в полной мере объективным. В странах ОЭСР (более 30 государств с наиболее развитой экономикой, представляющих в основном Европейский Союз), к малому и среднему предпринимательству относятся независимые фирмы, в штате которых определенное количество сотрудников. Предельная численность персонала зависит от законодательства конкретного государства. Наиболее распространенное пороговое значение, определенное для большинства государств-членов Евросоюза – 250 человек. Однако в некоторых странах оно составляет 200 человек. В США к малому бизнесу относятся предприятия с количеством сотрудников до 500, в Японии и Южной Корее – до 300 человек. При этом в странах ЕС малыми считаются организации, численность сотрудников которых не превышает 50 человек, тогда как на микропредприятиях количество занятых ограничивается 5-10 работниками. Дополнительным критерием для определения предприятия в качестве малого и среднего предпринимательства в странах ЕС служит ежегодный товарооборот, который не должен превышать 40 млн евро4.

     В соответствии с основным федеральным  законом РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства, №209-ФЗ "О  поддержке малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия  и выручка. Так, фирма, на которой  занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и от 400 млн. рублей до 1 млрд руб – к средним предприятиям.

     В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной  налоговой службы в России осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1 374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год); 227 744 малых компаний; 18 012 средних компаний; 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

1.2 Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике

     Главными  особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом.

     Сфера деятельности малого и среднего бизнеса  весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Отраслевое распределение малых и средних предприятий России (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, число которых составило по итогам 2009 года 662,5 тыс. или 41% от всех юридических лиц (в 2008 году – 42%). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малого бизнеса (3,5 млн. человек). Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа малых и средних предприятий). В указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек. Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе малого предпринимательства). На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, их роль в развитии экономики