Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Возникновение и короткая история с-х опытного дела.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований, современное состояние опытного дела, организация и сеть опытных учреждений в Украине.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 и 2.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Семена культурной пшеницы, которые найдены в Египетских пирамидах имеют возраст около 5 тыс. лет; кукурузы - в Южной Америке около 7 тыс. лет; известна земледельческая культура государств Двуречья долин рек Тигра и Евфрата еще в конце VI и в V тысячелетии до н.э., где в последствии (Шумера, Ассирия, Вавилон) возникли колоссальные ирригационные системы, т.е. орошаемое земледелие; рыхление почвы, применение навоза, агротехника применительно к почвам и культурам были известны в в VI-IV вв. до н.э. в Древней Греции (Гесиод, Ксенофонт, Эмпедокл, Аристотель…), а позднее в Древнем Риме (Катон, Варрон, Сазерны, Плиний, Палладий, Вергилий, Гай, Сенека, Аврелий, Колумелла) около 200 - 300 лет до н.э.

На месте ДК студентов  ЛНАУ был скифский курган с захоронениями древних воинов (давность захоронений 4 тыс. лет). Там кроме наконечников копий и стрел был найден скелет рабочего вола, что говорит о том, что уже в те далёкие времена было развито земледелие и животноводство.

Выдающийся русский советский ученый академик Н.И.Вавилов (1965) установил 7 основных самостоятельных очагов (центров) происхождения культурных растений и очагов самостоятельного возникновения земледельческой культуры (юго-западноазиатский, индийский, центральный и восточный горный Китай, средиземноморский, горный восточноафриканский, южномексиканский, перуанский). В начале, в каждой конкретной почвенно-климатической зоне определялись для выращивания наилучшие по урожайности и потребности как продукты питания культуры, выводились народные сорта, совершенствовались технологии возделывания.

 Обобщение опыта земледелия  отмечено в работах древних римских агрономов (Мегон, Катон, Варрон, Калумелла, Плиний, Вергилий). Для повышения плодородия почв и урожайности с.-х. культур доказана эффективность применения навоза, золы, вопросы сжигания стерни и т.д.

В Украине огромное влияние на развитие опытного дела в агрономии имела Киево-Могилянская академия (основана в XVI в.). Много ее выпускников занимали ведущие должности в учебных заведениях Европы. Огромный вклад в развитие научной агрономии оказал ботаник академии Иоаникий Галятовский.

Своеобразными зачатками научных  опытных учреждений стали аптекарские огороды, созданные в 1629г. под Москвой, а в 1721г.- в Украине (г.Лубны). По специальной агротехнике на этих огородах выращивали наряду с дикорастущими также культурные растения.

В 1765г. (в год смерти Ломоносова) образуется вольное экономическое общество, которое возглавляло опытную работу в России на протяжении многих десятилетий.

В Украине опытное дело было начато М.Г.Ливановым в 1790 году в селе Богоявленском (поблизости от г. Николаева).

За рубежом первые опытные результаты научных исследований были опубликованы французским ученым Ж.Б. Буссенго в 1835 г. (Его изречение -

«Спросить мнение самого растения»). Он впервые осуществил закладку и проведение полевых и вегетационных опытов с наблюдениями и учетом урожаев с.-х. культур).

         Первый опытный хутор – Бутырский (под Москвой) был основан в 20-е годы Х1Х века, а первое опытное поле – Горы-Горецкий земельный институт (ныне Белорусская с.-х. академия) – в 1840 году.

         В 1843 - 1852 годы была образована  в Англии Ротамстедская опытная станция (Д.Лооз, Д.Гильберт). В России (г.Москва, Тимирязевская с.-х. академия) был заложен опыт по бессменному выращиванию с.-х. культур.

Выдающийся русский  ученый М.В.Ломоносов говорил, что  «Один опыт - выше и важнее тысячи мнений».

Знаменитый русский ученый – Д.И.Менделеев организовал сеть полевых опытов с удобрениями в различных почвенно-климатических зонах России (1866г.). Он ввел повторности в опытах и математическую обработку экспериментальных данных.

Великий русский ученый физиолог К.А.Тимирязев (1843 – 1920гг.) – впервые организовал проведение исследований в вегетационных домиках.

В 1852г. появилась I опытная станция в Германии (г. Меккерн возле Лейпцига).

Активными организаторами научных учреждений и выдающимися  русскими учеными в области агрономии были А.В.Советов, А.Н.Сабинин, В.В.Докучаев, П.А.Костычев, К.А.Тимирязев, И.А.Стебут, А.Е.Зайкевич, А.А.Измаильский, Д.Н.Прянишников, А.Н.Энгельгард, В.Р.Вильямс и др.

Академик В.Р.Вильямс (1863-1939) создал травопольную систему  земледелия, осуждал упрощенчество в агрономической  науке и практике, указывал, что «без эксперимента агрономическая наука невозможна».

Огромный вклад в  развитие опытного дела в агрономии сделал А.Г.Дояренко. В 1907 году он впервые в России читал курс лекций по данной дисциплине в Тимирязевской с.-х. академии, а в 1918-1921 гг. организовывал Всероссийские съезды по с.-х. опытному делу.

   Начиная с 30-х годов ХХ века в СССР создаются научно-исследовательские

институты: Центральный НИИСХ (г.Москва), Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур (г. Ленинград), первым президентом которой был Н.И.Вавилов. ВАСХНИЛ руководила всей сетью НИР по сельскому хозяйству СССР.

В 80-е годы ХХ века, до развала СССР, существовала целая сеть научно- исследовательских учреждений по сельскому хозяйству.

1. МСХ СССР, которому  подчинены

А. ВАСХНИЛ со своей сетью

          1. Головные институты (ВИР, ВИК, ВСГИ, ВНИС, ВНИИМЭМК, ВИЖ, ВИМ, Институт акклиматизации животных Аск. Н., Никитский ботанический сад, Мичуринская генетическая лаборатория и др.)

           2. Опытные станции и опытные  поля, опорные пункты.

Б. Республиканские МСХ.

            1. Республиканские академии с.-х.  наук с сетью институтов и  опытных полей (УкрНИИ растениеводства,  селекции и генетики, УкрНИИ почвоведения  и агрохимии, овощеводства и бахчеводства, лесоводства и др).

            2. Зональные институты и их  сеть (Нечерноземной полосы, ЦЧ зоны, Сибирский институт зернового  хозяйства Юго-Востока и др.).

            3. Областные управления сельского  хозяйства с областными с.-х. опытными станциями и сетью опытно-показательных хозяйств в каждом районе.

            4. Сельскохозяйственные вузы с  опытными полями.

            5. Областные агрохимические лаборатории.

            6. Государственные селекционные  станции (Зерноградская…).

В. Инспекция по сортоиспытанию с сетью Государственных сортоучастков (в Луганской области 3 сортоучастка: Славяносербский, Старобельский, Антрацитовский).

Кроме того, определенную научно-исследовательскую работу ведут:

    1. Другие ВУЗы (педагогические, университеты, медицинские…).
    2. Сельскохозяйственные техникумы.
    3. Средние общеобразовательные школы.
    4. Сельскохозяйственные выставки (общереспубликанские, областные, районные, в отдельных передовых хозяйствах …).

Перед началом 90-х годов, в бывшем СССР работали 215 научно-исследовательских институтов, 322 отраслевых и государственных селекционных станции, 88 областных и зональных комплексных станций, 9 ботанических садов и плодопитомников, 260 опорных пунктов и опытных полей. Первая кафедра методики опытного дела была организована П.М.Константиновым, который в 1952 году написал фундаментальный труд «Основы сельскохозяйственного опытного дела».

В 1965 году в СССР был  издан первый учебник «Методика полевого опыта», который переиздавался много раз (автор – Б.А.Доспехов).

В настоящее время на Украине всей научно-исследовательской работой в агрономии руководит Украинская академия аграрных наук (УААН) с сетью областных, отраслевых и зональных научно-исследовательских учреждений, областных институтов агропромышленного производства). Большая научная работа проводится в аграрных и других ВУЗах и университетах страны, в техникумах (колледжах), а также на сортоиспытательных участках.

Структура научных  учреждений на Украине:

    • Элементарной единицей среди научных учреждений является научная лаборатория, которая входит в состав отдела учреждения или кафедры ВУЗа (проблемные и отраслевые лаборатории).
    • Опорный пункт – это подразделение опытной станции или НИИ, также их организовывают и на производстве (проверка и уточнение земледельческих разработок опытных станций и НИИ для конкретных хозяйств, методическая и организационная помощь хозяйствам по внедрению разработок, расчеты экономической эффективности внедренных рекомендаций.
    • Опытное поле – предназначено для проведения многолетних стационарных полевых опытов по изучению технологии выращивания с.-х. культур в конкретных почвенно-климатических условиях (изучают эффективность удобрений, типы севооборотов, способы борьбы с эрозией почв, агротехнику районированных культур и т.д.; способствуют внедрению в производство достижений аграрной науки.
    • Научный отдел – структурная часть опытной станции или института, в которую входят научные лаборатории, работающие на конкретной части опытного поля (существуют отделы земледелия, агрохимии, селекции, семеноводства,экономики и т.д.
    • Опытные станции (сейчас в основном переименованы в институты АПП) – это НИУ, которые разрабатывают и рекомендуют производству агротехнические, организационно-хозяйственные и другие мероприятия применительно к конкретным природно-экономическим условиям, подчиняются УААН. Есть отраслевые опытные станции, подчиненные отраслевым институтам или Министерству АПК, и государственные комплексные станции.
    • Институты – учреждения, разрабатывающие теоретические проблемы с.-х. науки и практические рекомендации по развитию конкретных отраслей агрономии в соответствии с направлением свое работы (отраслевые). Они отвечают за уровень НИР и разработку рекомендаций по  внедрению достижений науки и передовой практики в производство. Научно-техническое руководство институтами осуществляет УААН (это институты: научные центры – НИИПА, НИИЗХ, НИИР, НИИЗ, НИИСС, НИИССП, СГИ, НИИОБ и другие).

 

    1. Основные задачи агрономической науки
  1. Разработка теории и практики повышения плодородия почв.
  1. Усиление исследований в борьбе с эрозией и засолением почв.
  2. Агроклиматическое обоснование размещения с.-х. культур в разных природных зонах страны.
  3. Разратотка рациональных структур посевных площадей и севооборотов в соответствии со специализацией хозяйств.
  4. Создание высокопродуктивных сортов и гибридов с.-х. растений, устойчивых к вредитеям, болезням, к аномальным и стрессовым проявлениям погодных факторов.
  5. Изучение вопросов химизации и мелиорации при поддержании экологической безопасности (минимализация и биологизация земледелия при стремлении к сокращению использования средств химизации).
  6. Разработка теории и практики программирования урожаев.
  7. Постоянное совершенствование методики опытного дела как основы эффективности научных исследований.

 

 

 

Лекция № 2 по ОНИ

 

  1. Характеристика и этапы научных исследований.
  2. Приёмы и методы исследований.
  3. Основные принципы полевого метода исследований.

 

Научное исследование – это изучение конкретного объекта, явления или элемента технологии с целью выявления закономерностей его возникновения и развития, что является основой развития новых знаний. В основе научных исследований лежат объективность, воспроизводимость результатов, их высокая достоверность и точность.


Этапы научных  исследований: 1) предварительный анализ существующей информации по изучаемому вопросу; 2) изучение условий и методов решения задач; 3) формулирование исходных гипотез и их теоретический анализ; 4) планирование, организация опыта (эксперимента) и его проведение; 5) анализ и обобщение результатов; 6) проверка исходных гипотез на основе исследованных факторов, окончательное формулирование новых закономерностей и законов, объяснение и научное предвидение; 7) внедрение предложений в производство (для прикладных исследований).

       Источником теоретических исследований служит наблюдение, опыт, а обобщение экспериментальных данных развивает теорию. В основном

эксперимент является единственно надежным способом решения поставленной задачи и контроля правильности теоретических выводов, основой познания и критерием истины.


Приёмы научных  исследований - это выбор рабочей или конкурирую-щих гипотез, проведение наблюдений и эксперимента, разработка новой или усовершенствование существующей теории.

Метод исследования – это спланированная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. Существуют общенаучные и специальные методы научных исследований.

Общенаучные методы – это диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, конкретизации, абстракции, формализации, инверсии, обобщения и другие.

       Специальные агрономические исследования – это исследования, проводимые с помощью лабораторных, вегетационных, лизиметрических, полевых и производственных опытов (экспериментов), а также экспедиционных обследований. Главный методом научной агрономии – полевой опыт, связывающий теоретические исследования с практикой.

       Агрономия, при разработке теоретических основ и новых практических приемов повышения продуктивности растений пользуется общепринятыми приемами научного исследования - наблюдением и экспериментом (опытом), которые соответственно своеобразию объекта научной агрономии имеют специфику и проводятся по определенной методике.

Наблюдения - это количественная или качественная регистрация интересующих исследователя  сторон развития явления, констатация наличия того или иного его состояния, признака или свойства.


 Для этого используют разнообразные средства измерений. Наблюдения проводят на метеостанциях; в поле наблюдают засоренность посевов, подсчитывают густоту растений, проводят фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, определение питательных веществ и влаги в почве, морозостойкость и засухоустойчивость сортов, работу с.-х. машин…

Наблюдение в агрономии составляет важную часть более сложного метода исследования- эксперимента, который иногда называют активным наблюдением.

Эксперимент, опыт - такое изучение, при котором исследователь искусственно вызывает явления или изменяет условия так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и явлений.


С точки зрения познания наблюдение отражает внешний мир, идет извне в наш мозг, оно фиксирует факты, а эксперимент идет из нашего сознания, из мышления, это гипотеза, ищущая проверки фактами, практикой.

Опыт - ведущий метод исследования, включающий наблюдения, корреляции, строгий учет измененных условий и учет результатов. Характерная черта и главная особенность любого точного научного опыта - его воспроизводимость (результаты в опыте должны воспроизводиться в аналогичных условиях в производстве).

Информация о работе Роль науки в развитии с-х производства и необходимость постоянного усовершенствования условий НИР