Роль науки и техники в истории человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:21, реферат

Описание работы

Ни для кого не секрет, что наука и техника играют главную, решающую роль в современном обществе. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика как на занятие простолюдинов, недостойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Тертуллиан, один из отцов христианской церкви, утверждал, что после Евангелия, ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени.

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.docx

— 19.91 Кб (Скачать)

     РОЛЬ  НАУКИ И ТЕХНИКИ В ИСТОРИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 
 

     Ни  для кого не секрет, что наука  и техника играют главную, решающую роль в современном обществе. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика как на занятие простолюдинов, недостойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Тертуллиан, один из отцов христианской церкви, утверждал, что после Евангелия, ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени.

     В XVII в., в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и  сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям. Так например, в 1579 г. в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей.

     Понимание роли науки пришло лишь в эпоху  Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства. Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе. Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму «героям-физикам», «новым аргонавтам» науки.     

     Философы XVIII в. - Э. Б. Кордильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе - воспевали культ Разума и создали «теорию прогресса». До этого времени никто не знал, что такое «прогресс». В начале XIX в. «теория прогресса» породила позитивизм – философию науки. Эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, промышленная революция резко изменила жизнь людей. На смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество. Удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведет человечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем.

     Таким образом, история человечества делится  на два неравных периода, первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период – это период после  промышленной революции, «индустриальное  общество». В «индустриальном обществе»  роль науки и техники более  очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного  общества, в конечном счете, также  определяется развитием техники.

     Роль  техники в истории человечества изучается в рамках группы социологических  теорий, которые носят общее название диффузионизма. Наиболее популярной в диффузионизме считается так называемая «теория культурных кругов». Создателем этой теории является немецкий историк и этнограф Фриц Гребнер, в 1911 г. систематизировавший элементы своего научного подхода в книге «Метод в этнологии». Ф. Гребнер утверждал, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра. Последователи Гребнера полагают, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте в результате великих, фундаментальных открытий. В общем смысле, фундаментальные открытия - это открытия, позволяющие расширить экологическую нишу этноса. Это могут быть открытия в области производства пищи. Это может быть новое оружие, позволяющее раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами. Используя эти преимущества, этот народ начинает расселяться из мест своего обитания, захватывать и осваивать новые территории. Прежние обитатели этих территорий либо истребляются, либо вытесняются пришельцами, либо подчиняются им и перенимают их культуру. Народы, находящиеся перед фронтом наступления, в свою очередь, стремятся перенять оружие пришельцев – происходит диффузия фундаментальных элементов культуры, они распространяются во все стороны, очерчивая культурный круг, область распространения того или иного фундаментального открытия.

     Теория  культурных кругов в наше время является рабочим инструментом для этнографов и археологов. Она позволяет реконструировать реалии прошлого и находить истоки культурных взаимосвязей. Для историков  она представляет метод философского осмысления событий, метод, позволяющий  выделить суть происходящего. К примеру, долгое время оставались загадочными  причины массовых миграций арийских народов в XVIII-XVI вв. до н. э. – в  это время арии заняли часть Индии  и Ирана, прорвались на Ближний Восток, и, по мнению некоторых исследователей, достигли Китая. Лишь сравнительно недавно  благодаря открытиям российских археологов стало ясным, что первопричиной  этой грандиозной волны нашествий  было изобретение боевой колесницы  – точнее, создание конной запряжки и освоение тактики боевого использования колесниц. Боевая колесница была фундаментальным открытием ариев, а их миграции из Великой Степи – это было распространение культурного круга, археологически фиксируемого как область захоронений с конями и колесницами. Другой пример фундаментального открытия – освоение металлургии железа. Как известно, методы холодной ковки железа были освоены горцами Малой Азии в XIV в. до н. э. – однако это открытие долгое время никак не сказывалось на жизни древневосточных обществ. Лишь в середине VIII в. до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар Ш создал тактику использования железа в военных целях – он создал вооруженный железными мечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – нового культурного круга, компонентами которого были не только железные мечи и регулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавная власть царей. Ассирийская держава погибла в конце VII в. до н. э. в результате нашествия мидян и скифов. Скифы были первым народом, научившимся стрелять на скаку из лука и передавшим конную тактику мидянам и персам. Появление кавалерии было новым фундаментальным открытием, вызвавшим волну завоеваний, результатом которой было рождение Мировой Персидской державы. Персов сменили македоняне, создавшие македонскую фалангу – новое оружие, против которого оказалась бессильна конница персов. Фаланга воочию продемонстрировала, что такое фундаментальное открытие – до тех пор мало кому известный малочисленный народ внезапно вырвался на арену истории, покорив половину Азии. Завоевания Александра Македонского породили культурный круг, который называют эллинистической цивилизацией – на остриях своих копий македоняне разнесли греческую культуру по всему Ближнему Востоку. В начале II в. до н.э. македонская фаланга была разгромлена римскими легионами. Римляне создали маневренную тактику полевых сражений; это было новое фундаментальное открытие, которое сделало Рим господином Средиземноморья. Победы легионов, в конечном счете, породили новый культурный круг – тот мир, который называли «Рах Pomana».

     Таким образом, культурно-историческая школа  представляет историю как динамичную картину распространения культурных кругов, порождаемых происходящими в разных странах фундаментальными открытиями. По существу речь идет о технологической интерпретации исторического процесса, о том, что исторические события определяются ни чем иным, как развитием техники и технологии – и в особенности военной техники.


Информация о работе Роль науки и техники в истории человечества