Система и источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Система (от греч. – соединение, составленное из частей) – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам.
Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делений на отрасли (подотрасли) и институты.

Содержание

1.Система и источники права………………………………………………..…..3
2. Понятие брака, семьи…………………………………………………………..9
3. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя……………..12
4. Задача………………………………………………………………………..…18
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

5 вариант

Содержание

 

1.Система и источники  права………………………………………………..…..3

2. Понятие брака, семьи…………………………………………………………..9

3. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя……………..12

4. Задача………………………………………………………………………..…18

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

1.Система и  источники права

 

Система (от греч. – соединение, составленное из частей) – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам.

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делений на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права – основное структурное подразделение системы права, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения, обладающие устойчивостью и обособленностью. Так, например, нормы права, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, образуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие по поводу пользования землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семьей,  - семейное право.

Отрасль формируется  из правовых норм через институты. Правовой институт – это входящая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений. Институт права является частью отрасли права, ее составляющей. Так, например, в отрасли гражданского права формируются институты купли-продажи, аренды, дарения, исковой давности и т.д., а в уголовном праве – институты преступлений против человека, против собственности, погашения и снятия судимости.

В праве не может быть изолированных друг от друга отраслей. Несмотря на существенные различия, все  разновидности общественных отношений  находятся в тесной взаимосвязи  и взаимодействии, что обуславливает и связи отраслей права. Такие связи близких отраслей права проявляются в существовании так называемых смежных, или комплексных правовых институтов. Это такие правовые институты, которые объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие однородные отношения. Например, в рамках института собственности объединены нормы конституционного, гражданского, административного, семейного и других отраслей права, а в рамках института избирательного права – нормы конституционного, уголовного и административного права.

Подотрасль  права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие, относительно обособленные отношения определенного вида. Так, подотрасль обязательственного права в отрасли гражданского права объединяет институты купли-продажи, мены, дарения, аренды (имущественного найма), подряда и др.

К основаниям деления  права на отрасли и институты  относят предмет правового регулирования и метод правового регулирования (см. рис.1.).

 

   

Основания деления права на отрасли и  институты

   
       
                     
                     

предмет правового  регулирования

 

метод правового  регулирования

 
                     
                     

группа качественно  однородных общественных отношений, регулируемых правом

 

совокупность  приемов, способов воздействия права  на определенный род общественных отношений

 
 
 
 
 
                     
                     
                     

Рис.1. Основания  деления права на отрасли и  институты

 

Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами права.

Под методом правового  регулирования понимаются обусловленные  характером общественных отношений (предметом) способы воздействия права на эти общественные отношения. Следовательно, если предмет правового регулирования указывает на то, какие отношения подвергаются регулированию, то метод – на то, как, при помощи каких юридических средств оно осуществляется.

Юридическая наука выделяет два основных метода правового регулирования – автономный и авторитарный.

Метод автономии (в литературе именуется также методом координации, диспозитивным методом) предполагает равноправие участников правоотношений. Этот способ допускает значительную самостоятельность субъектов. Они самостоятельно, в рамках закона определяют субъективные права и обязанности по отношению друг к другу, самостоятельно защищают свои интересы, т.е. действуют независимо, автономно. Правоотношения в этих обычно возникают на основе договора. Метод автономии более всего присущ отрасли гражданского права, поэтому его нередко называют гражданско-правовым методом.

Авторитарный метод (императивный, субординации) характеризуется тем, что субъекты права выступают  в отношении друг друга на условиях соподчинения. В таких случаях одной из сторон выступает субъект, обладающий властными полномочиями по отношению к другому, обязанному субъекту. Одна сторона наделена правом требовать от другой беспрекословного выполнения соответствующего указания. Этот метод в большей степени характерен для административного права.

Юридическая наука, кроме  основных методов правового регулирования  выделяет еще дополнительные – поощрительный и рекомендательный.

Поощрительный метод  на основе соответствующих норм права  создает для их адресатов определенные благоприятные юридические последствия социально-активного правомерного поощряемого поведения в рамках, определенных этими нормами. Например, в трудовом праве содержатся нормы, поощряющие повышение квалификации работниками и др.

Рекомендательный метод заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Он применяется в регулировании деятельности кооперативных и других негосударственных организаций.

Под источником права понимается его внешняя форма выражения, то есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли. Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.

Материальные условия  жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой, дают понятие источника права в материальном смысле слова, которые обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.

Источник права можно  рассматривать и как источник познания,  под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы: берестяные грамоты древнего Новгорода, судебные речи или выступления ведущих юристов, тексты нормативно-правовых актов, судебных или административных прецедентов и т.п.

Источник права в формально-юридическом смысле – это правовой обычай,  юридический прецедент (судебный и административный),  нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозное (священное) писание.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов. Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.

Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). Известные памятники права (Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе.

Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.

Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена под угрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.

Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения  могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.

Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.

Основной источник системы  права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт. Все нормативно-правовые акты по их юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Юридический закон — это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы бывают конституционные  и обыкновенные. К конституционным законам относятся Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении ее в действие, о ее толковании. Обыкновенные, то есть все другие, законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

 В случае расхождения  с Конституцией действует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон.

Подзаконные правовые акты — это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения. Они издаются в соответствии с законом, в развитие закона, не могут ему противоречить.

Указы в соответствии с ныне действующей Конституцией Республики Беларусь издаются Президентом.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром. Они, как правило, не устанавливают норм права, но бывают и нормативными, если содержат неперсонифицированные предписания.

Нормативные приказы издаются министерствами, государственными комитетами и ведомствами в соответствии со своей правотворческой компетенцией.

Инструкции издаются, как и приказы, министерствами, государственными комитетами, ведомствами и всегда являются нормативными.

К нормативным актам  относятся решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных комитетов.

Информация о работе Система и источники права