Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:36, реферат
Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;
- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;
- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….……… 9
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. 13
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. | 4 |
1.1.Понятие нормативно-правового
акта.......................... |
4 |
1.2. Структура нормативно-правового
акта.......................... |
7 |
Глава
2. Виды нормативных
правовых актов......................... |
9 |
2.1. Понятие закона, его
место в системе нормативных
правовых актов………………………………………………………….…… |
9 |
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. | 12 |
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. | 13 |
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. | 13 |
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. | 14 |
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... | 15 |
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. | 16 |
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. | 17 |
3.6. Акты Правительства,
Конституционного Совета,
судов, органов Прокуратуры
и местных представительных
и исполнительных органов…………………………………………………………… |
18 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Литература…………………………………………………… |
22 |
Введение.
В
настоящее время основным источником
права в странах романо-
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Актуальность данного вопроса заключена в следующем:
- необходимостью улучшения правотворческой деятельности;
-
сложностью применения
-
необходимостью ликвидации
Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:
-
в первую очередь следует дать
определение самому понятию
- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;
-
в третьих, определить место
и значение нормативного
Таким
образом, предметом рассмотрения являются
доминирующие определения понятия нормативного
правового акта и отдельных его видов
как источника права, мнения различных
ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие
различных видов нормативных правовых
актов и их место в законодательстве Республики
Казахстан.
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права.
1.1.Понятие
нормативно-правового
акта.
Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства.
Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, следует заметить, что под “источником права” можно понимать то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права.
Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.
В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение. На ранних стадиях становления права преобладал юридический обычай. По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом, в странах с англо-саксонской правовой системой особенно важное, доминирующее значение занимает юридический прецедент.
Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми.
Как уже упоминалось, наиболее древней формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в привычку народа, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Следовательно,
правовыми являются обычаи, которые
признаются государством в качестве
общеобязательного правила
Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.
Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Суть его как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придаётся значение общей нормы.
Обязательным для судов является не всё решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.
Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права, как уже указывалось выше, в большинстве стран романо-германского мира. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Во-первых, нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых, нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец, нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
По
сравнению с нормативно-
-
не имеет того авторитета, обязательности,
который присущ нормативно-
-
не исключает возможность
-
объём его действия не
Правовой обычай обладает ещё более существенными недостатками:
- относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;
- неопределённость, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;
-
небольшая сфера
Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).
В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.
Правовые нормы, как общеобязательные правила поведения, возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов. Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Однако, содержание и объём указанной деятельности не всегда одинаков. Главным в правотворчестве является принятие новых норм права, новых нормативно-правовых актов.
Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем, нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом. При этом он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен:
1)
издаваться в пределах
Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права