Нормативно-правовой акт в системе источников права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:36, реферат

Описание работы

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

- в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, изучить точки зрения различных правовых школ по данному вопросу;

- во вторых, рассмотреть виды нормативных правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;

- в третьих, определить место и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….……… 9
2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3. Система нормативных актов в Республике Казахстан…….….. 13
3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
3.4. Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
3.5. Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права............. 4
              1.1.Понятие нормативно-правового акта........................................ 4
              1.2. Структура нормативно-правового акта.................................... 7
Глава 2. Виды нормативных правовых актов......................................... 9
             2.1. Понятие закона, его место в системе нормативных правовых актов………………………………………………………….…… 9
            2.2. Подзаконные акты……………………….……………………….. 12
Глава 3.  Система нормативных  актов в Республике Казахстан…….….. 13
           3.1. Иерархическая структура источников права в Республике…... Казахстан. 13
           3.2. Конституция Республики Казахстан - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой……………………………………. 14
           3.3. Международные договоры Республики Казахстан……………... 15
           3.4.  Законы и другие акты Парламента……………………………. 16
           3.5.  Акты Президента Республики Казахстан…………………….. 17
           3.6. Акты Правительства, Конституционного Совета, судов, органов Прокуратуры и местных представительных и исполнительных органов…………………………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Литература……………………………………………………………………… 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В настоящее время основным источником права в странах романо-германской правовой системы является нормативно-правовой акт. Понимание его теоретической  сущности, многообразия позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. Данная работа  основной целью определяет раскрытие теоретических аспектов феномена «нормативно-правовой акт» с учетом реальностей в Республике Казахстан.

     Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

     Актуальность  данного вопроса заключена в  следующем:

     - необходимостью улучшения правотворческой деятельности;

     - сложностью применения нормативных  правовых актов, обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу, принятым различными органами в разное время;

     - необходимостью ликвидации правового  нигилизма, замечено что «уровень правовых знаний населения обратно пропорционален количеству преступлений».

     Основной  целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормативный правовой акт». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

     - в первую очередь следует дать  определение самому понятию нормативного  правового акта, изучить точки  зрения различных правовых школ  по данному вопросу;

     - во вторых, рассмотреть виды нормативных  правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе Республики Казахстан;

     - в третьих, определить место  и значение нормативного правового акта в иерархической структуре источников права в системе права Республики Казахстан.

     Таким образом, предметом рассмотрения являются доминирующие определения понятия нормативного правового акта и отдельных его видов как источника права, мнения различных ученых по исследуемой проблеме, взаимодействие различных видов нормативных правовых актов и их место в законодательстве Республики Казахстан. 
 
 
 

Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права.

         1.1.Понятие  нормативно-правового  акта. 

     Замечено, что если человек действует в  рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства.

     Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его  поведение. Общесоциальная сущность права  конкретизируется в его понимании  как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.

     Право имеет свои источники (формы), в которых  выражаются общеобязательные правила  поведения людей. Единого подхода  к пониманию термина источника  права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, следует заметить, что под “источником права” можно понимать то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права.

     Среди важнейших источников права следует  назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические  прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

     В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение. На ранних стадиях становления права преобладал юридический обычай. По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом, в странах с англо-саксонской правовой системой особенно важное, доминирующее значение занимает юридический прецедент.

     Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми.

     Как уже упоминалось, наиболее древней  формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в  привычку народа, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.

     Следовательно, правовыми являются обычаи, которые  признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения  и как следствие этого подпадают под его защиту.

     Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.

     Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Суть его как  источника права состоит в  том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придаётся значение общей нормы.

     Обязательным  для судов является не всё решение  или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

     Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права, как уже указывалось выше, в большинстве стран романо-германского мира. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

     Во-первых, нормативный акт может быть издан  оперативно, в любой своей части  изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых, нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец, нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

     По  сравнению с нормативно-правовым актом правовой прецедент имеет ряд недостатков:

     - не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативно-правовому  акту;

     - не исключает возможность произвола;

     - объём его действия не определён.

     Правовой  обычай обладает ещё более существенными  недостатками:

     - относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

     - неопределённость, поскольку правило  поведения текстуально нигде  не фиксируется;

     - небольшая сфера распространения,  его локальный характер.

     Все источники права могут быть классифицированы на две большие группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые  обычаи, судебные прецеденты и решения).

     В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

     Правовые  нормы, как общеобязательные правила поведения, возникают, изменяются или отменяются в результате специальной деятельности компетентных государственных органов. Эта деятельность называется правотворчеством. Правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

     Однако, содержание и объём указанной  деятельности не всегда одинаков. Главным в правотворчестве является принятие новых норм права, новых нормативно-правовых актов.

     Нормативный правовой акт - разновидность правового  акта. Но вместе с тем, нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом. При этом он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный правовой акт должен:

     1) издаваться в пределах компетенции  данного органа;

Информация о работе Нормативно-правовой акт в системе источников права